Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Дмитрий Медведев на совещании в Хабаровске

Все проснулись? Я не к дальневосточникам обращаюсь, естественно, а к москвичам. Уважаемые коллеги, тема нашего совещания - развитие Дальнего Востока и укрепление позиций РФ в Азиатско-Тихоо
МЕДВЕДЕВ: Все проснулись? Я не к дальневосточникам обращаюсь, естественно, а к москвичам.

Уважаемые коллеги, тема нашего совещания - развитие Дальнего Востока и укрепление позиций РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Некоторое время назад мы проводили совещание почти в таких же стенах и рассматривали социально-экономические трудности округа и перспективы сотрудничества с Китаем и Монголией как с 2-мя соседними странами. Речь велась об укреплении экономики вост. регионов, оздоровлении их отраслевой структуры и общественной сферы. Ну естественно, и наших внешних связях.

Прошедший г. был трудным, однако, невзирая на экономический спад, темпы роста внешнеторгового оборота со странами АТР сохраняются. По итогам I-го квартала объём взаимной торговли с Китаем вырос более чем на 50 % в сравнении с тем же периодом прошедшего г., а с Республикой Корея вообще на 80 % Активизировалось приграничное сотрудничество с северными районами Монголии и северо-восточными провинциями Китая.

В то же время, и это грустный факт, из-за кризиса ухудшился ряд социально-экономических показателей Дальневосточного федерального округа. Сократился объём промышленного производства. К несчастью, у каждого 5-го жителя доходы ниже прожиточного минимума. Больше всего территорий округа по-прежнему дотационные. А если говорить о модернизации, о теме инноваций, которыми мы сегодня действительно все стали заниматься, то тут доля производимой инновационной продукции в округе - всего 1 процент, даже менее.

Естественно, всё это усугубляет и без того непростые демографические трудности. Отток нам пока остановить не получилось. За 20 лет, с 1991 г., население округа сократилось на четверть. И, безусловно, это наиболее тревожная, наиболее опасная тенденция, которой мы обязаны заниматься в постоянном режиме. Для того чтоб её поправить необходимы общие усилия. Весьма многое зависит от государства, многое зависит от бизнеса, многое зависит от той общественной политики, которую государство проводит, и, естественно, тут требуется трудиться на будущее, трудиться по-серьёзному.

Чтоб увеличить конкурентоспособность региона и уровень жизни людей реализуется Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г.. При том крупные возможности для развития может дать укрепление связей на тихоокеанском направлении. По какой причине? Именно поэтому, что азиатско-тихоокеанское направление уже более 20 лет развивается опережающими темпами. Весьма бурно развивается. Даже в наиболее острый период глобального спада в мировой экономике в регионе темпы роста ВВП не опускались ниже 3,5 %. Максимально развитые национальные экономики ранее иных преодолели рецессию и вышли из кризиса с дополнительными основными достоинствами. По сути, сюда перемещается не только лишь центр глобального экономического развития, но еще и, по многим вопросам, центр политического взаимодействия. Я напомню, что в 2010 г. в среднем по региону ожидается прирост ВВП на уровне 7 %. Можете сравнить с Европой. В частности в Китае - 9,5 %, а в Индии - более 8 %.

Азиатско-Тихоокеанский регион обладает большим технологическим и инвестиционным потенциалом. При том тут не хватает энергоресурсов, чаще всего не хватает сырья. И, естественно, тут весьма весьма раскочегарили потребительский спрос. Это может дать нашим восточным регионам как раз то, что им крайне требуется для внутреннего развития.

В этом контексте акцентирую ваше внимание на 3-х задачах.

I-я задача. На новый уровень должно выйти экономическое взаимодействие региона и всей РФ со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. До окончания текущего г. Правительство должно представить на утверждение Программу действий по укреплению позиций РФ в регионе. Она обязана содержать прогноз долгосрочного развития Дальнего Востока с учётом потенциала наших вост. районов и тех интеграционных процессов, которые идут в АТР.

Особое внимание нужно уделить соглашениям о свободе торговли. Их в Азиатско-Тихоокеанском регионе уже более 50. И будущее экономическое сообщество региона формируется именно на их основе. Нужно подумать о том, как нам этот опыт применять. И тут диалоги о том, что у нас по всей территории РФ должен быть совершенно унифицированный режим, я не принимаю.

II-е. Специализация РФ в области высоких технологий на рынке АТР очевидна. Однако это высокие технологии в тех областях, которые для нас теперь доступны. Что это? Это, естественно, энергетика, которая является совершенно высокотехнологичной сферой, если к этому относиться верно, а не просто нефть перегонять из одной страны в другую. Авиастроение, безусловно, космические услуги. В таких сферах нужны новые производственные цепочки, запуск многосторонних проектов технологической кооперации и иные проекты. При том важно применять опыт соседей по формированию благоприятного инвестиционного климатического фона и созданию особых экономических зон. Требуется предоставлять и современные банковские, логистические, консалтинговые и информационные услуги. И, естественно, стараться прочно страховать риски.

Более того, для ряда стран региона РФ остаётся основным поставщиком углеводородов. Это традиционная для нас сфера, однако не меньше важная - денег она приносит довольно в бюджет. Мы это неплохо знаем. Однако требуется развивать нашу энергетическую инфраструктуру. Привлекать вложения в нефтепереработку, в нефтехимию, в добычу и перевалку сырья в дальневосточных регионах, и соответственно перевалку в дальневосточных портах.

У нас активно идёт строительство трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Уже введена I-я очередь, создаётся единая система добычи и перевозки газа и газоснабжения. В прошлом г. 18 фев. на Сахалине запущен I и пока, к слову, единственный в стране завод по производству сжиженного природного газа. Он является одним из крупнейших в мире и построен в рамках проекта "Сахалин-2".

Нам необходимо применять не только лишь те инструменты, которые для нас являются весьма традиционными, но еще и те, которые мы не слишком давно ввели, и которыми, нужно признаться, мы пользоваться пока не умеем. В т.ч., подобные инструменты, как концессия. К слову, хочу вас проинформировать, что мною подписаны перемены в соответствующий федеральный закон. Эти перемены сейчас затрагивают особенности заключения этих соглашений в отношении объектов коммунального хозяйства, и участия в концессионных соглашениях государственных и городских унитарных компаний. Помимо того произошли перемены в правовом статусе участников концессионной сделки, а именно концедента и концессионера, включая их права и обязанности, допускается перемена лиц в концессионных отношениях. Ну и объекты концессионного соглашения также сейчас понимаются более широко. Это не только лишь недвижимость, но еще и совокупность недвижимого и движимого имущества. Надеюсь, что эти перемены будут применяться, в частности тут.

III-е. Требуется укреплять роль РФ в объединениях Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно, в АТЭС, ШОС, АСЕАН, БРИК. Тут, нужно признаться, у РФ довольно прочные позиции. От нас ожидают, естественно, более активных действий. И это потребует более скоординированной работы МИДА и иных отраслевых ведомств. Мы предложим наше видение того, как выстроить в регионе полицентричную, внеблоковую архитектуру безопасности и сотрудничества.

Новые возможности для усиления роли РФ открываются в форуме АТЭС, где мы будем председательствовать уже ч/з полтора г.. В частности для реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ и Внешнеэкономической стратегии РФ до 2020 г.. Завтра, во Владивостоке, мы посмотрим объекты, которые строятся на острове Российский в рамках подготовки к саммиту АТЭС. После саммита эти объекты станут основой мощного образовательного и инновационного центра - Дальневосточного федерального университета.

Огромные перспективы и в развитии диалогового партнерства с АСЕАН. Это настоящий фактор продвижения российских товаров, технологий и вкладов на рынки АТР. Я надеюсь, что и II-й саммит РФ-АСЕАН, который пройдет этой в осеннее время в Ханое, даст импульс этим процессам.

Интеграция со странами АТР, я думаю, все это понимают, - весьма серьёзный ресурс подъёма экономики Дальнего Востока и всей РФ. Это не значит, что мы обязаны заниматься лишь продвижением в этом направлении, так как мы, конечно, единая страна и обязаны часть задач решать за счёт перемещения товаров, работ, услуг и людей из одной территории РФ в другую. Так или иначе АТР - весьма серьёзный ресурс и этот шанс, шанс на развитие отношений в АТР, мы обязаны применять на благо, в первую очередь, дальневосточных регионов.

Также по теме:
Политические новости и события города Хабаровска.