Хабаровскому трамваю - быть!

Когда ты подрастешь и ножками пойдешь,Ты помни: далеко ты не уйдешь!Но, друг, не унывай – на это есть трамвай,Веселый наш хабаровский трамвай!
Когда войдешь в трамвай, ты рот не разевайИ по карманам шарить не давай!Копейки доставай, вперед передавай – Ведь это наш хабаровский трамвай!Сегодня лишь немногие города России могут похвалиться тем, что по их улицам курсируют трамваи, в их числе – наш Хабаровск. . И этот факт не может не радовать, с чем к концу разговора об этом электрическом «извозчике» наверняка многие согласятся.Еще с весны, чего уж тут скрывать, в рядах хабаровчан то и дело раздавалось ворчание по поводу временных изменений маршрутов движения трамваев, вызванных ремонтом путей, контактной сети электрического транспорта, опор и питающих фидеров (специальные кабели, соединяющий контактные сети с подстанциями) и электроподстанций. Однако, к ноябрю текущего года пассажиры хабаровских трамваев перестанут испытывать неудобства: к зимним холодам будет завершен плановый ремонт ряда трамвайных путевых участков. Как отметил начальник муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» Николай Илющенко, в нынешнем году из бюджета города на эти цели выделено свыше 36 миллионов рублей. На эти средства будет отремонтировано 2 километра трамвайных путей – их ремонт закончат к ноябрю, а до конца декабря завершат замену около 5 километров контактной сети, 2 километров питающего фидера, 110 опор контактной сети. В настоящий момент проведен ремонт подстанции, полностью окончена реконструкция участков трамвайного пути: Депо-1 – парк имени Гагарина, 19-я школа – «Стройматериалы», «Автодорожный техникум» - «Кинотеатр Хабаровск». Ремонтные работы продолжаются на участках: Центральный рынок – улица Дикопольцева, улица Серышева – улица Советская, улица Советская – улица Брестская. По словам Николая Илющенко, все работы идут в соответствии с планами и графиками.

При ремонте трамвайных путей в Хабаровске пошли на эксперимент. Вместо привычной всем рельсо-шпальной решетки на деревянной основе, срок службы которой – 20 лет (при условии постоянного обслуживания целым штатом монтеров), на участке в 400 метров от улицы Дикопольцева до Центрального рынка ведется монтаж трамвайного полотна с современными железобетонными шпалами, которые могут эксплуатироваться до 50 лет и даже более. «Применяется абсолютно другой принцип укладки такого пути: не нужно ходить и забивать костыли. При этом железобетонные шпалы почти не подвержены капризам погоды: рельсы, уложенные на бетонную основу, никогда не будут «гулять». Снизятся и затраты на содержание ремонтных бригад рабочих-путейцев, так как бетонные шпалы не будут требовать такого тщательного присмотра и обслуживания, как деревянные», - сказал Николай Илющенко. Экспериментальный участок будет запущен в эксплуатацию к ноябрю текущего года. Его укладка ведется на собственные средства МУП и обойдется в 1 миллион 200 тысяч рублей. Если новая технология хорошо зарекомендует себя в городских условиях, веку деревянных шпал в Хабаровске наступит конец, тем более, что производство их железобетонных «конкурентов» наладили в краевой столице. Заметим, что первой преимущества таких шпал оценила железная дорога, практикующая этот метод прокладки путей уже довольно длительный период.
Хабаровскому трамваю - быть!


Как рассказал начальник службы пути МУП города Хабаровска «Трамвайно-троллейбусное управление» Андрей Доценко, участок между Дикопольцева и рынком был выбран не случайно, так как является чрезвычайно грузонапряженным: по нему ежедневно проходят сразу 5 трамвайных маршрутов. На сегодняшний день уложено уже 75 метров пути - 12 железобетонных рельсо-шпальных решеток. Их кладут в ночное время, при этом задействуется мощный кран грузоподъемностью до 25 тонн, ведь 1 решетка, состоящая из 21 шпалы и 2 рельсов, весит 7,5 тонн (вес одной шпалы – около 300 килограммов)! Сейчас из-за погодных условий работы временно приостановлены, но на будущей неделе обязательно возобновятся.
В дальнейшем обслуживании эта конструкция довольно непритязательна: нужно будет только смазывать и вовремя подтягивать болты. 
Хабаровскому трамваю - быть!


Единственным (и весьма незначительным) недостатком является лишь то, что укладывать железобетонные рельсо-шпальные решетки можно будет только на обособленном полотне – там, где не ездят автомобили, так как асфальтирование этих шпал технологией не предусмотрено.
Путевая новинка – не единственная в трамвайно-троллейбусном царстве дальневосточной столицы. На городских  трамвайных остановках начали появляться электронные информационные табло. «Сейчас таких установлено пока только 2: на железнодорожном вокзале и на пересечении улиц Шеронова и Муравьева-Амурского. До конца года около полутора десятков электронных информаторов будут размещены на самых важных, с насыщенным пассажиропотоком, маршрутах: в направлении Химфармзавода, на улице Джамбула и иных местах», - рассказывает Николай Илющенко.Вот как выглядит табло на остановке «Муравьева-Амурского»:
Хабаровскому трамваю - быть!


Хабаровскому трамваю - быть!


А вот оно  -  на железнодорожном вокзале:

Хабаровскому трамваю - быть!


Хабаровскому трамваю - быть!


Как видите, на этих табло располагается три вида полезной горожанам информации (и, конечно, реклама – куда же без нее!): точное время, номера маршрутов, идущих по данной ветке, и сведения о том, прибудет ли трамвай по расписанию или с задержкой. В случае последней на табло высвечивается информация о причине, ее вызвавшей. По словам Николая Илющенко, главная цель этих табло – избавить граждан от бессмысленного простаивания на остановках в ожидании трамвая, который, например, застрял в пробке из-за ДТП, дать людям возможность своевременно воспользоваться другим видом транспорта. Контролировать работу табло и размещение на них информации будут специально подготовленные диспетчеры МУП. Пока эту работу ведет хабаровская фирма-поставщик, однако с сентября транспортники возьмутся за это дело сами.  При этом всех диспетчеров, работающих с табло, в обязательном порядке проверят на грамотность, дабы не появлялось на электронных мониторах сообщений с ошибками, дающими повод для сарказма и негативно сказывающимися на имидже города. И еще о новинках. На минувшей неделе хабаровской мэрией была выделена субсидия на приобретение двух новых трамваев по программе энерго- и ресурсосбережения. Это будут вагоны последней модификации марки «КТЗ» (Усть-Катавского вагоностроительного завода, расположенного в Челябинской области). Сейчас в Хабаровске ходят уже 5 таких трамваев: нарядные оранжевые комфортабельные вагоны пришлись хабаровчанам по вкусу. Полюбуйтесь:

Хабаровскому трамваю - быть!
Новая пара вагонов поступит в город к концу года. Их общая стоимость – около 29 миллионов рублей. На первый взгляд, это о-о-очень дорого, и хотя окупится такой трамвай за 6-7 лет, при этом срок его беспроблемной службы – не менее 16 лет, а при своевременном ремонте он «пробегает» по рельсам и все 30! При этом, заметьте, новые вагоны потребляют электроэнергии на 45%  меньше, чем старые.
Сегодня трамвайный парк в Хабаровске состоит из 80 вагонов, 55 из которых - вагоны производства Рижского вагоностроительного завода. Они находятся  эксплуатации уже около 30 лет и доставляют массу проблем, так как возможности закупать запчасти к ним у завода-производителя нет. Вот он, «старичок», кряхтя, катится по новым рельсам.
Хабаровскому трамваю - быть!


Вагон «КТЗ» (тот оранжевый симпатяга) устроен гораздо проще и надежнее устаревшего во всех отношениях рижского, но, увы, таких красавцев в нашем городе пока слишком мало. Впрочем, кое-что для повышения уровня трамвайного комфорта  делается уже сегодня. Началось оснащение трамваев системами климат-контроля – таких вагонов уже 5. Летом в них прохладно, а зимой – тепло: вместо традиционных печек в них ставят тепловые завесы. 
Для того, чтобы «светлое трамвайное завтра» настало как можно скорее, разработана и принята в июле текущего года целевая трехгодичная муниципальная программа реконструкции и поддержания путевого энергетического хозяйства. С 2013 по 2015 годы на эти цели в рамках программы  будет потрачено 116,3 миллиона рублей.
Вы, наверное, спросите, почему на развитие электротранспорта тратятся такие средства? Чем он столь замечателен? Если помните, еще недавно в соседнем с нами Владивостоке полностью отказались от  трамваев и даже разобрали пути. Как выяснилось, сей шаг оказался опрометчивым. Замена трамваев частными автобусными перевозчиками оказалось малоэффективной, так как работали «маршрутки» с частыми перебоями в графиках, хозяева не следили за их техническим состоянием, набирали в штат водителей с недостаточной квалификацией, подвергая опасности жизни пассажиров. Тут-то и вспомнили о надежных трамвайчиках, бороздивших городские просторы с завидной регулярностью.  Буквально накануне власти Владивостока приняли решение о полном (и скорейшем!) возрождении в приморской столице этого вида общественного транспорта.  И еще о преимуществах трамвая. Первоначальные затраты при создании трамвайной системы ниже, чем затраты на строительство метро или монорельсовой системы, так как нет необходимости в полном обособлении линий. Несмотря на то, что электроэнергия сегодня дорожает, эти наценки все равно отстают от стремительных темпов удорожания топлива, поэтому трамвай в полной мере можно считать экономичным. Вместимость трамвайных вагонов, как правило, выше, чем у автобусов и троллейбусов. Пассажироемкость трамвая современной конструкции  вообще недостижима для троллейбусов и автобусов, ведь этот ходок по рельсам - единственный вид наземного городского транспорта, который может изменять свою длину за счёт сцепления вагонов (секций) в поезда в час пик и расцепления в остальное время. Кстати, о часе пик.  В это стрессовое для транспортного потока время средняя скорость движения автотранспорта в пробках – не более 4-х километров в час, тогда как трамвай, практически не зависящий от дорожных заторов, продолжает ехать со скоростью 17,5 километров в час. А если дать трамваю «зеленую улицу» (хотя бы на основных магистралях), то его скорость могла бы достигать 35 километров  в час. «Если пассажиры будут знать, что трамваи идут без перебоев и с хорошей скоростью, многие предпочтут пользоваться ими, а не ехать в центр Хабаровска на личном автомобиле, припарковать который  там еще надо умудриться! При этом с каждым днем неизбежно будет расти число платных парковок. По-моему, трамвай поможет в значительной степени сэкономить деньги не только государства, но и потребителей», - считает Илющенко. И с этим трудно спорить. Еще одно бесспорное достоинство – экологичность: Трамваи, как и другой электрический транспорт, не загрязняют воздух продуктами сгорания и абсолютно электробезопасны для пассажиров, так как их кузов всегда заземлен через колеса и рельсы. В конце концов, трамвай – вид транспорта с очень большой и славной историей. Пуск первой трамвайной электрической линии состоялся в 1888г. в г. Ричмонд (США). А уже через 7 лет общая протяженность трамвайных путей в этой стране достигла 12100 км.В Европе электрический трамвай также развивался с невероятной быстротой. Большая часть трамвайных сетей в городах Европы были построены или электрифицированы в период с 1895 по 1900 гг. Только за десять лет было построено или электрифицировано более 20000 км путей, а также сконструированы и пущены в эксплуатацию десятки тысяч единиц транспортных средств.В Восточной Европе электрический трамвай, как известно, впервые появился в г. Киеве. Пассажирские перевозки здесь начались 1 июня 1892 года на линии протяженностью 1,5 км. Преимущества электрического трамвая были настолько убедительны и очевидны, что путь от конки и парового трамвая к электрическому в г. Киеве был пройден всего за один год, а все линии конки общей протяженностью 25 км были электрифицированы в течение первых трех лет.Первые проекты хабаровского трамвая, датированные 1901 годом, реализованы не были; проектам 1930-х годов помешала война. Постройка трамвайной линии началась только в 1953 году, первая линия открыта в 1956 году, а последнее по времени расширение сети пущено в эксплуатацию в 1979. Выглядели тогда хабаровские трамваи примерно так: 
Хабаровскому трамваю - быть!


Стоит отметить, что сегодня общая протяженность городских трамвайных путей в однопутном направлении составляет 76 километров, а контактных проводов электротранспорта – более 140 километров. Все это электрохозяйство обслуживают 12 подстанций. И дальше хабаровскому трамваю – быть!
Коль едешь ты в час пик, и девушка стоит,То ты ее за талию хватай:Она не закричит, культурно промолчит,Ведь это наш хабаровский трамвай!P.
Khabara.Ru
трамвай, трамвайных, трамваев, табло, километров, будет, путей, трамвая, Илющенко, будут, города, более, вагонов, около, только, улица, таких, транспорта, линии, время
Андрей Земсков, 21 сентября 2012 04:09
Я - Андрей Земсков, но цитирующаяся здесь песня - НЕ МОЯ! Просьба автору статьи убрать постскриптум. Спасибо.


Редакция:

Благодарим за интерес к рубрике Происшествия в Хабаровске - рекомендуем подписаться на портал Khabara.ru.

В Хабаровске: 23.04.2018

Сводка событий

17:04 Терпение дальневосточных мостовиков лопнуло: три месяца без денег


17:04 Роспотребнадзор назвал число россиян пострадавших от клещей


17:04 Китайские туристы погибли в автокатастрофе в КНДР


17:04 Жителя Хабаровского края осудили за 11 килограммов наркотиков и оружие


17:04 Женщина упала на рельсы в минском метро


Сайт Хабаровска, портал для Хабаровчан и гостей города. Сводка происшествий и событий