Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Як – 90!

Ровно 90 лет назад, 12 мая 1927 года впервые поднялся в воздух АИР-1 – первый самолет знаменитого советского авиаконструктора Александра Яковлева. Этот ..., Ровно 90 лет назад, 12
Як – 90!
Ровно 90 лет назад, 12 мая 1927 года впервые поднялся в воздух АИР-1 – первый самолет знаменитого советского авиаконструктора Александра Яковлева. Этот день считается неофициальной датой рождения Яковлевского КБ, ныне – ОАО "Опытно-конструкторское бюро имени А.С. Яковлева". За прошедшие годы в этой организации было создано свыше 200 различных летательных аппаратов, из них более 100 – серийных. И сейчас она по-прежнему является одним из ведущих разработчиков перспективных образцов российской авиатехники, таких как учебно-боевой самолет Як-130, учебно-тренировочный Як-152, авиалайнер XXI века МС-21-300 и разведывательно-ударный БПЛА "Прорыв". Поздравляю яковлевцев с юбилеем!На заставке – АС. Яковлев (справа) и механик Б.Н. Подлесный закрепляют шомпольным замком панели капота АИР-1. Во время создания этого самолета Яковлеву был всего 21 год.
Як – 90!
АИР-1 еще без полотняной обшивки в центральном зале клуба Военно-воздушной академии, где проходила его сборка. До революции в этом здании размещался ресторан “Эльдорадо”. При работе над машиной Яковлеву приходилось сочетать должность главного конструктора с обязанностями слесаря-сборщика, бухгалтера, администратора и даже уборщика. Он и его товарищи работали вечерами и по выходным, ни о какой оплате труда речи не было. Постепенно Яковлев собрал вокруг себя группу энтузиастов, которые составили основу его КБ, либо в дальнейшем сформировали собственные конструкторские коллективы.
Як – 90!
АИР-1 перед началом летных испытаний. Первоначально этот самолет назывался ВВА-3 в честь Военно-воздушной академии. Однако потом Яковлев решил переименовать его в АИР-1 в честь Алексея Ивановича Рыкова – тогдашнего главы советского правительства и руководителя Авиахима (Добровольное общество содействия авиации и химии, предшественник ДОСААФ), который оказал молодому авиаконструктору финансовую поддержку.В ряде книг и статей встречалось утверждение, что Яковлев дал самолету инициалы Рыкова, поскольку тот якобы являлся его тестем. Однако это неправда. В 1927 году Яковлев еще не был женат, а его будущая жена – летчица-спортсменка Екатерина Медникова не имела с Рыковым никаких родственных связей. И хорошо, что не имела, поскольку в 1938 году Рыкова репрессировали как "врага народа".Испытания АИР-1 показали устойчивость и управляемость машины, легкий взлет и простую посадку, неутомительное управление. Самолет мог стабильно лететь по прямой даже с брошенной ручкой. Он надежно держался на крутых виражах, не теряя высоты и не сваливаясь в штопор. Одним словом, первое изделие Яковлева обладало прекрасными для своего класса летными данными, несмотря на то, что сделал его самоучка, не имевший специального образования.
Як – 90!
19 июля 1927 года летчик Юлиан Пионтковский установил на АИР-1 с бортовым кодовым обозначением R-RAIR мировой рекорд дальности и продолжительности полета для легкомоторных машин, пролетев без посадки 1420 километров от Севастополя до Москвы. Для этого двухместный самолет переделали в одноместный: вместо передней кабины установили дополнительный топливный бак, а вырез кабины закрыли фанерным обтекателем.Достижение Пионтковского более чем в полтора раза перекрывало предыдущий мировой рекорд, установленный на самолете французской фирмы "Кодрон". Но, к сожалению, Советский Союз тогда еще не входил во Всемирную авиационную федерацию – FAI, поэтому рекорд АИР-1 не был официально зарегистрирован на международном уровне.
Як – 90!
Сверху вниз: АИР-1 в своем первоначальном виде, он же после переделки в одноместную рекордную машину и второй экземпляр самолета – АИР-2 "Пионер". Этот аэроплан Яковлев построил на средства, собранные по подписке детской газетой "Пионерская правда". После его постройки Яковлев получил звание "почетный пионер" с правом ношения пионерского галстука.
Як – 90!
Подлинный экземпляр АИР-1 в Крсногорском музее истории техники Вадима Задорожного.
Источник: http://vikond65.livejournal.com/625051.html
Автор: Вячеслав Кондратьев

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.