Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Обращение будущего генералиссимуса в пенсионном деле бывшего красноармейца

В день памяти и скорби, 22 июня, очевидцы тех страшных дней, их дети и внуки, чтят память обо всех, на чью долю выпали испытания Великой Отечественной войны. Документы, хранящиеся
В день памяти и скорби, 22 июня, очевидцы тех страшных дней, их дети и внуки, чтят память обо всех, на чью долю выпали испытания Великой Отечественной войны. Документы, хранящиеся в Историческом зале Отделения ПФР по Хабаровскому краю, многое могут рассказать о подлинных событиях тех лет. В экспозиции, посвящённой периоду Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления, хранится пенсионное дело Федурина Петра Денисовича. В 1941-1942 г.г. он проходил службу в рядах Красной Армии и был демобилизован по болезни. Одной из страниц пенсионного дела является справка о размере заработной платы, написанная на оборотной стороне листа с фрагментом обращения Председателя Государственного комитета обороны Иосифа Сталина по радио 3 июля 1941 года. Это было первое обращение главы Правительства СССР к советскому народу после начала войны (до этого 22 июня прозвучало обращение его заместителя и наркома иностранных дел Вячеслава Молотова). Текст выступления был напечатан в газете «Правда» от 3 июля 1941 года, а позднее выпускался отдельно в виде брошюры.
Использование в официальном делопроизводстве, в том числе пенсионном, различных видов макулатуры (старых газет, этикеток, агитационных листовок и т.п.) в период войны и в первые годы после неё было обычной практикой. Ещё бы: промышленные мощности были максимально переориентированы на нужды фронта. Кроме того, нитроцеллюлоза, служившая для получения пороха, также производилась из древесины. Поэтому каждый клочок бумаги в качестве практически единственного доступного носителя информации бережно сохранялся и использовался.
Кстати, тот факт, что Сталин не обратился к народу немедленно после начала войны, а только на двенадцатый день, сразу вызвал у многих недоумение. Распространено мнение, что Сталин в начальный период войны постоянно или в течение длительного периода пребывал в подавленном состоянии или в прострации. По воспоминаниям Молотова, Сталин не хотел высказывать свою позицию немедленно, в условиях, когда ещё мало что было понятно.
Тем не менее, вспоминая о силе воздействия речи Сталина 3 июля 1941 года на советских людей, поэт и писатель С. В. Михалков писал: «Хотим мы сегодня признать или не хотим, но ведь именно его речь, начавшаяся словами «Братья и сёстры!», в сорок первом вызвала невиданный энтузиазм у людей самых разных возрастов. Они пошли на призывные пункты добровольцами. Вера в слово – огромная вера, если произносит его авторитетный человек».

Также по теме:
Новости организаций и компаний города Хабаровска