Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Криминалистическая симфония Аркадия Пуртова

1921 год, у входа в фотосалон Аркадия Пуртова длинная очередь. Одни пришли по работе, другие – посмотреть на только-что законченный очередной альбом, куда аккуратно вклеивались фотографии
1921 год, у входа в фотосалон Аркадия Пуртова длинная очередь. Одни пришли по работе, другие – посмотреть на только-что законченный очередной альбом, куда аккуратно вклеивались фотографии с мест преступлений, портреты преступников. Также туда вклеивались доказательства разного рода подделок. Аркадий Иванович всегда рассказывал любопытным гостям, как сохранить следы преступлений, дактилоскопировать, снять отпечатки пальцев, воспользоваться фотоаппаратом.
Первый эксперт-криминалист на Дальнем Востоке с упоением рассказывал о новых прочитанных книгах, об авторах, любил поэзию. Тех, кто общался с ним, удивляло его знание психологии преступника. Нередко, выдвигая ту или иную версию, Пуртов мог довольно логично изложить, как бы повел себя преступник. Часто его прогнозы подтверждались при расследовании. И ни для кого это не было удивительным: в то время в его голове появлялись мысли об индивидуальных особенностях человеческой психики и ее выражении. В частности, графологии и возможностях ее использования в криминалистической экспертизе.
Другой отличительной особенностью Аркадия Пуртова была его любовь к музыке. Он прекрасно играл на фортепьяно. В 30-е годы прошлого столетия это было редкостью в милицейской среде. В старом милицейском клубе помимо монотонных декламаторов порой разносились звуки произведений Бетховена, Чайковского и Баха. Но играл Аркадий Иванович лишь далеко за полночь. Его коллеги говорили, что он и сам сочиняет музыку. Но это было даже большей тайной, чем полуночные концерты в милицейском клубе.
В жизни этого человека было много таинственного. Только не происхождение. Сотрудники отдела кадров каждый раз при проверках подчеркивали красным карандашом: «Сын попа». Пуртов старался держать это в тайне даже от близких. Но не потому, что в милицейской среде такое социальное происхождение не приветствовалось. Воспоминания детства были слишком мрачными: в одно страшное утро на глазах у маленького мальчика всеми горячо любимый батюшка застрелился из охотничьего ружья. Тогда самоубийство Благовещенского священника вызвало большой общественный резонанс. Маленький Аркадий тогда попал в госпиталь, потеряв речь. Единственным отдушиной для него стали книги Конан Дойла. Именно тогда неуемная тяга к книгам и тайнам человеческого бытия привела юного фотографа в тайники бывшего полицейского управления к рекомендациям немецкого криминалиста доктора Вайнгарта-О`Гейриха.
Спустя десять лет фотограф уголовного розыска Аркадий Пуртов был переведен приказом в штатную должность дактилоскопа. Постоянный поиск новых технических приспособлений для раскрытий преступлений, компонование схем, альбомов для будущего криминалистического музея – Аркадий Иванович был постоянно в поиске.
Благодаря Пуртову в управлении уголовного розыска появился старый микроскоп, который не стоял без дела. Шла работа по освоению методики микроскопических исследований следов преступления биологической природы: крови, слюны с их последующей идентификацией. Именно тогда в голове хабаровского изобретателя начинает созревать план по созданию прибора, который бы мог фотографировать и сравнивать явления.
В 1928 году в кабинете Аркадия Пуртова, теперь уже начальника научно-технического отдела УМ УНКВД по Хабаровскому краю, на столе стоит первый отечественный прибор для таких исследований – МИС-10. Он удачно сочетал в себе микроскоп и фотокамеру. Еще одним техническим достижением Пуртова стал самодельный ленточный фоторобот. Сегодня эти приборы занимают почетное место среди экспонатов музея истории Хабаровской полиции.
Об этом передает https://khabara.ru/ ссылаясь на пресс-службу УМВД России по Хабаровскому краю
 

Также по теме:
Сводка происшествий и событий в Хабаровске.