Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

100 лет со дня рождения А.А. Николаева

Алексей Александрович Николаев - один из организаторов крупнейших реформ в дорожном хозяйстве, таких как перевод строительства и ремонта автомобильных дорог на внебюджетное финансирование
Алексей Александрович Николаев - один из организаторов крупнейших реформ в дорожном хозяйстве, таких как перевод строительства и ремонта автомобильных дорог на внебюджетное финансирование за счёт дорожных сборов, выделение дорожного хозяйства в отдельную народно-хозяйственную отрасль с созданием Министерства автомобильных дорог РСФСР.
А.А. Николаев начал свою трудовую деятельность в 1932 году с работы техником на строительстве автомобильных дорог на Сахалине и прошел все ступени профессионального мастерства. Обладая колоссальным опытом, накопленным в постоянной работе, в том числе непосредственно на строительстве дорог, он сумел разрешить самые сложные вопросы дорожного строительства второй половины ХХ века.
В начале шестидесятых годов во многих областях практически не было дорог с усовершенствованным покрытием. Необходимо было создать дорожную сеть, связывающую областной центр с районами и центральными усадьбами колхозов и совхозов Расстояние до крайних точек области по отдельным направлениям доходило до 400 км. Из-за бездорожья трудно было добраться до нужного места. Для ликвидации такого положения необходимо было создавать мощную производственную базу, строить асфальтобетонные заводы, песчаные и щебеночные карьеры, жилье для рабочих.
А.А. Николаев сознавал необходимость реформирования всей дорожной отрасли, но перед ним стояла сложнейшая задача – сделать это в кратчайшие сроки и без существенных потерь. Благодаря ему и его команде были найдены оптимальные решения, которые стали залогом развития российской дорожной отрасли на многие годы вперед. По сути, именно тогда была создана дорожная сеть, которая существует сегодня в России. Было проложено 375 тыс. км автодорог, в том числе 230 тыс. км с асфальтобетонным и цементобетонным покрытиями.  Возведено 23 тыс. бетонных и металлических мостов общей протяженностью 946 км, завершено соединение 1684 райцентров с областными центрами (91,6%) и 22 364 центральных усадеб колхозов и совхозов (90,7%) – с районными центрами. За время руководства дорожной отраслью Александром Николаевым  были построены важнейшие автомагистрали: Москва – Ярославль – Архангельск, Вологда – Ленинград, Горький – Киров – Сыктывкар, Казань – Ижевск – Пермь – Екатеринбург, Москва – Рига, Москва – Волгоград, Волгоград – Астрахань, Ленинград – Петрозаводск – Мурманск, автомобильные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке. 
         За безупречную, творческую работу Николаев А.А. был награжден: двумя орденами Ленина (1971 год, 1981 год), орденом Октябрьской революции (1984 год), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1966 год, 1974 год), двумя орденами «Знак Почета» (1944 год, 1956 год), медалью «50 лет Монгольской Народной Республике», Почетной грамотой Верховного Совета РСФСР.
Скончался Алексей Александрович Николаев в 1987 году.
8 апреля 1988 года Совет Министров РСФСР распоряжением № 324 принял ходатайство Минавтодора РСФСР о присвоении имени А.А. Николаева Московскому автомобильно-дорожному техникуму. А в 2004 году на здании Федерального дорожного агентства была открыта мемориальная доска первому Министру автомобильных дорог РСФСР Николаеву Алексею Александровичу.
Стихотворные строчки, написанные Алексеем Александровичем являются заветом всем новым поколениям дорожников:
Завиден мой удел –
Дороги строил я.
Достройте их, друзья!
Другого не хотел…
 
 
 
 

Также по теме:
Новости организаций и компаний города Хабаровска