Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

ТОРы откроют экономические окна нараспашку

ТОРы откроют экономические окна нараспашку, Интервью Первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Осипова газете \"Золотой Рог\".
ТОРы откроют экономические окна нараспашку

Интервью Первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Осипова газете "Золотой Рог".
Минвостокразвития уверено, что открыть экономические окна на Дальнем Востоке инвесторам помогут территории опережающего развития.
Любая новая идея, как известно, поначалу всегда встречается с непониманием. Пока не принят окончательно закон о территориях опережающего развития (ТОРах) и не создано ни одного реального проекта, невозможно найти однозначные ответы на все возникающие у власти, бизнеса, населения региона вопросы. Но дискуссии плодотворны, считают авторы идеи.
Свои вопросы «Золотой Рог» задавал первому заместителю министра Минвостокразвития Александру ОСИПОВУ.
-Александр Михайлович, чем дальше Минвостокразвития продвигается по принятию закона о ТОРах, тем больше возникает вопросов у бизнеса. Он открывает все новые темы – непонятные ему, вызывающие неприятие. Есть ощущение, что нарастает тревожность действующих региональных компаний…
- Мы эту активность расцениваем как возрастающий интерес к территориям опережающего развития. И это хорошо. Министерство проводит большое количество встреч с инвесторами, бизнесом в регионах, и на каждой мы слышим о том, что есть вопросы, что-то непонятно. Поэтому мы стремимся вести разработку закона предельно открыто, проводя круглые столы, распространяя каждую редакцию закона, организуя все возможные предписанные и не предписанные общественно-публичные мероприятия, вовлекая в них деловое сообщество. Вопросы сегодняшние, предположительные, могут закончиться только тогда, когда мы, отойдя от абстрактного и гадательного обсуждения как может работать та или иная норма закона, будем практически создавать ТОРы и работать с инвесторами.
- Закон в первом чтении принят. Можно это считать вашей победой?
- Победой дальневосточников в первую очередь. Можно. Сегодня сформулировано понимание того, что ТОРы могут выступать одним из ключевых инструментов, обеспечивающих реализацию задачи, поставленной президентом страны: развитие Дальнего Востока – приоритет на весь 21 век. ТОР – работающий режим, опробованный нашими соседями. Благодаря такому подходу, концентрации усилий и ресурсов наши соседи Япония, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Китай оказались передовыми промышленными, научными, технологическими, финансовыми державами - именно здесь концентрируются передовые производства и финансовый капитал, строятся города будущего. Мы в своем законопроекте стремились реализовать лучшие работающие российские и мировые практики и сейчас ведем коммуникационную - маркетинговую - работу, полевую - на земле, выявляя такие площадки и потенциальных инвесторов, для реализации проектов которых завтра будет законодательная основа.
- Идею точечного развития разделяют далеко не все. И, честно говоря, мысль о том, что всему Дальнему Востоку можно было бы придать особый статус, тоже имеет право на жизнь. Об этом, кстати, говорят и многие депутаты Госдумы.
- Историческая практика и здравый смысл показывают: мы не можем сразу делать все. Наши соседи говорят, самая длинная дорога начинается с первого шага. Даже если бы мы решили весь регион назвать ТОРом, то все равно вынуждены были бы найти места концентрации наших усилий.
Главная идея ТОР - создание всех необходимых условий для самых конкурентных видов экономической деятельности. Вопрос: а можем ли мы одновременно так обустроить весь Дальний Восток? Ведь Дальний Восток - территория более трети России, причем с большими инфраструктурными проблемами. Одномоментно это невыполнимая задача.
- Понятно. Но такой точечный прогресс не будет способствовать развитию уже существующего регионального бизнеса, который боится оказаться неконкурентоспособным по сравнению со счастливчиками – резидентами ТОР. Он пока не может найти своей роли в этом процессе.
- Вопрос разбивается на две части. Первое, бизнес на самом деле не может найти себя пока, исходя из того, что не все знают о возможностях, и мы будем вести разъяснительную работу. Второе, процесс ведь лишь в зачаточной стадии, и мы еще не увидели последствий. На самом деле, бизнес может рассчитывать на очень многое – в ТОРах, благодаря ТОРам за их пределами, а также и вследствие реализации других программ и мер поддержки развития региона. Законом о ТОРах не исчерпывается все, что для этого делают и планируют правительство России и Минвостокразвития.
Для нас важнейшим приоритетом является поддержка регионального предпринимательства - мелкого, среднего и крупных инвестиционных проектов. Все эти три направления - точки приложения усилий министерства. Принят закон, который создает льготные режимы региональным инвестиционным проектам. В нем не такие уж и большие требования: инвестпроекту, начиная от 50 млн руб., даются налоговые каникулы на 5 лет и льготные режимы. Сейчас идет анализ проектов, которые уже запущены или приостановлены, для них разрабатываются регуляторные, финансовые и нефинансовые меры поддержки.
В настоящее время действует большое количество мер поддержки, которые делают для предпринимателей более доступными финансовые ресурсы: это и гарантии, и субсидирование затрат на модернизацию, техприсоединение к инженерными сетям, на мероприятия по энергосбережению и т.д. В одних регионах, по своему опыту знаю, предприниматели этим активно пользуются, знают, куда прийти и как их получить, и это заслуга региональных и муниципальных властей, а в других - они не знают, не видят и не получают. Наша задача помочь им увидеть весь спектр возможностей.
ТОРы - это места, где мы хотим сразу для нескольких инвестиционных проектов подготовить площадки, инфраструктурно обустроить, создать нужные режимы администрирования, льготы. Это в первую очередь экспортоориентированные территории и нам надо сформировать конкурентоспособные режимы для тех российских или зарубежных компаний, которые имеют потенциал или нашли для себя место в глобальном рынке, но не могут его реализовать, проигрывая соревнование из-за издержек, таможенного администрирования, технического регулирования и проч. Сделать так, чтобы аналогичный проект, реализованный в Китае, не оказывался гораздо выгоднее. ТОР – это окна в глобальную экономику, которые дают абсолютный прирост местной региональной экономики. Мировые и российские игроки должны работать на нашей территории, а не открывать компании в Сингапуре или Южной Корее и т.д.
В чем отрицательный феномен бедного использования богатейших возможностей Дальнего Востока: мы с точки зрения высокотехнологичной, высокопроизводительной деятельности выпадаем из мирового разделения труда, особенно в странах АТР. Необходимо включиться в производственные цепочки, а не барахтаться внутри небольшой региональной экономики.
Это обеспечит кратный рост малого и среднего бизнеса, спрос на товары и услуги которого будет востребован резидентами ТОР: это поставки комплектующих, материалов, различные сервисные услуги, грузоперевозки, питание и т.д. Это и прирост в базовых отраслях: поставки и распределение электроэнергии, тепла, воды, газа.
- Почему возникают вопросы? Может быть, не определена специализация экспортной направленности? Пока слишком много идей, и не все они ориентированы на внешние рынки. К примеру, в Приморье планируются агропромышленные ТОРы, мы уже насытили внутренний спрос? Может ли продукция резидентов ТОР прийти на местные рынки и что в этом случае будет с остальным аналогичным бизнесом?
- На мой взгляд, правильно рассматривать каждую конкретную ТОР, отделяя прогнозы и догадки от того, что делается реально и что составляет видимую государственную политику. Для каждой территории будет приниматься специальное постановление правительства, которому будет предшествовать большая подготовительная работа, будут рассматриваться все аспекты создания ТОРа, в том числе в первую очередь влияние на региональный рынок. По ТОРу заключается трехстороннее соглашение с участием региона и местного самоуправления, в котором рассматриваются все важные вопросы создания и функционирования ТОРа. Также и при заключении соглашения с резидентом на все вопросы должны быть даны ответы.
Я хочу обратить внимание, с этой точки зрения предусмотрены даже излишние бюрократические ограничения, которых нет у наших соседей. Тем не менее мы такую систему строим, чтобы не нанести ущерб местным рынкам.
Вы спрашиваете о ТОР с агропромышленной специализацией. Создавая такую территорию, мы будем привлекать резидента, который планирует поставку продукции в страны АТР, имеет выход на соответствующие рынки. Это игроки с глобальным брендом либо российские компании, у которых достаточно мускулов, чтобы помериться силами в борьбе за зарубежного потребителя. И такие компании на Дальнем Востоке и в России есть. При этом мы будем помогать им выстраивать отношения с держателями рынка - оптовиками, розничными компаниями зарубежных стран. Это крайне амбициозная задача, но она именно такая. Развитие ДВ не в том, чтобы внутри крайне маленького по размеру спроса рынка региона, по существу карлика на экономической карте стран АТР, повысить накал экономической борьбы, а чтобы прирастить возможности, накачать экономические мышцы доступом к рынкам стран АТР. 1% объема импорта этих страны позволяет почти удвоить экономику Дальнего Востока. Страны АТР, будучи сами глобальными производителями, являются и гигантскими потребителями, которым до нынешнего времени мы ничего, кроме сырья, особо не предлагали. У нас считанные единицы предпринимателей, которым нужно давать награды, продающих за рубеж более-менее обработанную продукцию. Но надо дать шанс большему количеству предпринимателей.
Совершенно очевидно, пока мы не изменим условия, динамичного роста не будет.
- Бизнес боится, что каждое индивидуальное решение несет в себе коррупционную составляющую. Мы должны положиться на честность чиновников?
- Это традиционная тема. Обжегшись на молоке, мы на воду дуем. Но можно ли ничего не делать, если когда-то обожглись на молоке? Там, где бизнес чувствует себя очень комфортно и получил большие стимулы для развития - Татарстан, Калуга, Белгородская область, - степень тревоги у предпринимателей гораздо ниже. В этом аспекте гарантия - заинтересованность власти в развитии, четко прописанные процедуры и полная открытость.
- Предусматриваются ли какие-либо механизмы помощи малому бизнесу, чтобы ему легче было войти в ТОР или встроиться в производственные цепочки, которые там возникнут?
- Искусственно «подсаживать» никто никого не будет. Инвестор сам выберет партнеров, которые смогут обеспечить его товарами или услугами с заданными характеристиками: цена, качество, срок, регулярность поставок и проч. И требования будут жесточайшими, поскольку, создавая современные производства с дорогим высокопроизводительным оборудованием, инвестор востребует другую промышленную культуру и от российских компаний.

Также по теме:
Актуальные новости и события Хабаровского края.