Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Александр Галушка: Мы заинтересованы в совместном сотрудничестве с КНДР и на Дальнем Востоке, и на Корейском полуострове

Александр Галушка: Мы заинтересованы в совместном сотрудничестве с КНДР и на Дальнем Востоке, и на Корейском полуострове, Корреспондент радиостанции Голос Америки Йонхо Ким обратился
Александр Галушка: Мы заинтересованы в совместном сотрудничестве с КНДР и на Дальнем Востоке, и на Корейском полуострове

Корреспондент радиостанции Голос Америки Йонхо Ким обратился в Минвостокразвития России за комментариями относительно недавних договоренностей сопредседателей Межправкомиссии Россия – КНДР, достигнутых во время визита в Российскую Федерацию Министра внешних экономических связей КНДР Ли Рён Нама.
– Вы и Министр внешних экономических связей КНДР Ли Рен Нам  подписали соглашение по экономическому сотрудничеству. Что в соглашении является основным? Сосредоточитесь ли Вы на идеях «расширения социально-экономического развития» с Северной Кореей и «экстерриториальной модели» для трехстороннего сотрудничества между Россией и двумя Кореями?
– Мы с Министром внешних экономических связей КНДР Ли Рен Намом являемся сопредседателями Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и КНДР. За истекший календарный год это была наша четвертая встреча, каждая из которых характеризовалась предметным, обстоятельным и заинтересованным обсуждением актуальных вопросов двустороннего (Россия – КНДР) сотрудничества и реализации трехсторонних (Россия – КНДР – Республика Корея) проектов на Корейском полуострове, и подписанием соответствующих документов по итогам встреч.
Основными результатами нашей совместной работы стали:
– Решение проблемы задолженности КНДР по кредитам бывшего СССР в размере 10 млрд долларов США;
– Выработка принципиально новой модели взаимодействия, которую можно обозначить как «российские инвестиции и поставки в обмен на доступ к природным ресурсам КНДР»;
– Мы согласовали ближайшую цель увеличить товарооборот между нашими странами до 1 млрд долларов. В этой связи договорились сконцентрировать внимание на наиболее значимых проектах;
– Россия и КНДР договорились перейти на взаиморасчеты в рублях, уже совершены первые сделки в российской валюте.
Особо хочу отметить, что развитие торгово-экономических отношений между нашими странами сегодня строится исключительно на приципах взаимной выгоды и экономической рациональности. Наша долгосрочная и основная опора – на инициативы и проекты бизнеса, и в этом заключается ключевое отличие нынешнего периода от предыдущих. Не может быть и речи о возврате к советским патерналистским моделям сотрудничества.
– Что касается проекта «РАО Энергетические Системы» по поставке электроэнергии в особую экономическую зону Расон в Северной Корее, хотелось бы уточнить, обсуждалось ли уже финансирование с северокорейской стороной? Как Вы собираетесь финансировать проект? Есть ли планы участия КНДР в финансировании? Предполагаете ли Вы участие Южной Кореи?
– Потенциальные резиденты особой экономической зоны в Расоне – современные конкурентоспособные компании. Реализуя свои проекты развития, они будут испытывать потребность в электроэнергии. Ответом на этот спрос и является данный проект.
Что касается участия южнокорейских компаний – оно предполагается, более того, у нас уже есть конкретный заинтересованный партнер – компания K-Water. Эта компания выступила с инициативой участия, мы эту инициативу приветствуем, подписан соответствующий меморандум с российской компанией РусГидро. Северокорейская сторона также согласна на участие южнокорейских партнеров.
– Насколько мне известно, Россия хочет, чтобы Южная Корея присоединилась к проекту Хасан-Раджин, включая покупку долей в совместном предприятии, созданном для проекта. Что обсуждалось в последнее время с Южной Кореей? Как вы планируете привлечь южнокорейские инвестиции в проект в КНДР в ситуации, когда российская экономика страдает от ослабления рубля, что может повлиять на стоимость российских долей в совместном предприятии?
– Проект Хасан-Раджин реализуется компанией «РЖД» в сотрудничестве с северокорейскими партнерами. В рамках данного сотрудничества реконструировано 54 км железнодорожного полотна и модернизирован порт Раджин. В конце 2014 года была произведена тестовая поставка угля из России по железной дороге до порта Раджин, а оттуда – морем в южнокорейский порт Усан. Проект интересен российскому бизнесу.  Подтвержденный объем грузовой базы позволяет этому проекту уже в ближайшее время развить грузооборот до 1 млн тонн в год. Все это сделано усилиями двух сторон – России и КНДР. Вместе с тем, проект открыт для участия в нем южнокорейских партнеров. С этим согласна и российская, и северокорейская сторона. Однако, приветствуя потенциальное участие южнокорейских компаний в проекте, навязывать никто никому ничего не будет.
Также отмечу, что ситуация с российским рублем только увеличила привлекательность данного проекта, так как в долларовом выражении российская продукция стала более конкурентоспособной.
– До сих пор российский уголь был единственным товаром, который транспортировался через Раджин в южнокорейский порт Усан. Обсуждалась ли перевозка еще каких-то товаров с Южной или Северной Кореей? Если да, что это за товары? Мне известно, что российская делегация недавно посетила Пусан, крупнейший порт в Южной Корее, чтобы обсудить трехстороннее сотрудничество? Насколько успешно прошли переговоры? Есть ли у Вас какие-то планы по дальнейшим переговорам с южнокорейской стороной?
– Усан изначально рассматривался как мультимодальный порт. Пока этот канал используется для экспорта российского угля, но прорабатывается и вариант с импортом иных товаров. Что касается порта Пусан, то в ходе его посещения российской делегацией велись переговоры по участию южнокорейских компаний в проектах по развитию судостроения на Дальнем Востоке.
– Насколько мне известно, совместное российское предприятие в Пхеньяне приступило к реконструкции северокорейской железной дороги. Каков текущий статус проекта «Победа»? Что в последнее время обсуждалось с КНДР по этому проекту? Как осуществляется соглашение о разделе продукции? С какими трудностями Вы столкнулись при реализации соглашения и как Вы собираетесь их решать?
– Проект «Победа» по модернизации железных дорог в КНДР интересен как для России, так и для КНДР. Это практический пример реализации новой модели торгово-экономического сотрудничества с КНДР, подразумевающий участие отечественных компаний в реализации инфраструктурных и других проектов на территории КНДР в обмен на доступ к северокорейским минеральным ресурсам.
В соответствие с подписанным соглашением, группой российских компаний в течение 20 лет будет реконструировано 3,5 тысячи километров верхнего строения пути, а также тоннели, мосты и пристанционные пути. Расходы российских организаций будут покрываться поставками угля, редкоземельных и цветных металлов и других ресурсов из КНДР.
Северокорейские партнеры подтверждают свою заинтересованность в этом проекте и постоянными контактами, и своей оперативностью в решении текущих вопросов. Российские компании удовлетворены ходом реализации данного проекта.
– Каковы планы российской стороны на 2015 год? Какого прогресса Вы хотите достигнуть по проекту «Победа»?
– До конца текущего года должны быть завершены изыскательские работы, связанные с проектированием и строительством железнодорожного пути на участке от станции Пхеньян до станции Нампхо. В это же время должны быть начаты работы по разработке месторождений полезных ископаемых, по которым возникли договоренности, в том числе месторождения рутила.
В настоящее время российские компании ведут активные переговоры с северокорейской стороной по геологоразведочным работам для оценки обеспеченности месторождений КНДР полезными ископаемыми, которые обеспечат возврат инвестиций.
Проект «Победа» – это реальное движение к достижению двусторонней договоренности об увеличении объема торговли между Россией и КНДР до 1 млрд долларов в ближайшее время.
– Другие российские компании уже присоединились к проекту? Если да, какие?
– Проект большой, очевидно потребуются новые участники. Вместе с тем привлекать новых участников – это прерогатива бизнеса.
– Россия и КНДР обсуждали широкий круг вопросов по экономическому сотрудничеству, особенно во время визита Министра Ли в Москву. С какими основными проблемами Вы предполагаете столкнуться при дальнейшем развитии сотрудничества? Насколько Вы хотите расширить сотрудничество с КНДР? Какую роль будет играть Ваше Министерство при решение этих проблем?
– Мы заинтересованы в совместном сотрудничестве с КНДР и на Дальнем Востоке, и на Корейском полуострове. Необходимо констатировать, что все, о чем мы договариваемся с северокорейскими партнерами, они стараются выполнить. Даже если жизнь вносит свои коррективы и что-то не получается, то нами совместно корректируются и вырабатываются решения. В целом, мы хотели, чтобы наше сотрудничество наиболее полно раскрывало имеющийся экономический потенциал отношений. В этой связи хочу отметить, что Минвостокразвития выступило инициатором принятия в России законодательства о территориях опережающего социально-экономического развития. Нами наработана уникальная аналитическая база, сформированы экономические модели, обеспечивающие бизнесу уникальные условия для инвестирования, снижающие риски и повышающие доходность.
28 февраля в ходе визита в Россию северокорейской делегации во главе с министром внешних экономических дел КНДР Ли Рён Намом и наших переговоров была в том числе достигнута договоренность о том, что Россия и Северная Корея совместно проработают вопрос о создании территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке и на территории КНДР с участием РФ, КНДР и Южной Кореи. Применение данного опыта в трехстороннем формате, с участием Российской Федерации, КНДР и Республики Корея, может стать продуктивным развитием идеи ТОРов.

Также по теме:
Актуальные новости и события Хабаровского края.