Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

«Нулевые чтения» закона о Свободном порте Владивостока прошли в Общественной палате

«Нулевые чтения» закона о Свободном порте Владивостока прошли в Общественной палате, 2 апреля в Общественной палате Российской Федерации прошли «нулевые чтения» Федерального закона
«Нулевые чтения» закона о Свободном порте Владивостока прошли в Общественной палате

2 апреля в Общественной палате Российской Федерации прошли «нулевые чтения» Федерального закона «О свободном порте Владивостока». Законопроект представили первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Осипов и советник министра Павел Волков. В обсуждении приняли участие руководитель Аппарата ОП РФ Сергей Смирнов, председатель Комиссии ОП по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев, вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев, мэр города Владивостока Игорь Пушкарев, председатель комитета Законодательного Собрания Приморского края по экономической политике и собственности Александр Костенко, а также члены Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации, представители бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества.
Организаторами мероприятия выступили Комиссия ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами и Комиссия ОП РФ по развитию реального сектора экономики.
В своем приветственном слове первый заместитель Министра Минвостокразвития Александр Осипов отметил, что проект закона в настоящее время проходит через серию общественных обсуждений и экспертных консультаций в Москве и во Владивостоке. «Учитывая, что основной отраслевой специализацией юга Приморского края является транспортно-логистическая, портовая деятельность, главная задача этого законопроекта – обеспечить конкурентоспособность края в этой сфере», – подчеркнул замминистра. 
По его словам, «привлечение широкого круга заинтересованных лиц к разработке проекта закона позволит сделать документ качественным. Закон должен стать эффективным инструментом развития региона».
Советник Министра по развитию Дальнего Востока Павел Волков подробно рассказал собравшимся экспертам об основных значимых положениях закона. Он подчеркнул, что Свободный порт создается как комплексный проект, который должен строиться на индивидуальных и практичных решениях, опираясь на уникальные возможности региона, учитывая не только его основную специализацию, но и потенциал в сфере промышленности, рыболовства, туризма.
Среди важнейших мер поддержки было названо широкое применение процедуры свободной таможенной зоны. Эта мера позволит беспошлинно завозить, хранить и перерабатывать иностранные товары, что в свою очередь будет способствовать развитию в том числе и производства в регионе.
Кроме того, Павел Волков обратил внимание собравшихся на то, как законопроект позволяет применять лучшие практики по пересечению всех типов границ. Еще одна новация – предоставление безвизового въезда в Свободный порт для иностранцев, на срок до 7 суток, а также урегулирование вопроса проживанию лиц, прибывающих круизными судами, в гостиницах города.
Также одним из основных аспектов закона о Свободном порте станут льготные налоговые режимы, в том числе – Единый налог Свободного порта Владивосток, который исчисляется в размере 10% с разницы между доходами и расходами.
Кроме указанных мер, также разработан ряд изменений в воздушное законодательство, предложена новая практика реализация режима "открытого неба”. Данная мера предусмотрена исключительно для аэропорта Владивостока.
В текущей редакции закона серьезно изменен функционал Наблюдательного совета, а также его состав. В него войдут профильный вице-премьер Правительства России, Министр по развитию Дальнего Востока, Губернатор Приморского края, главы муниципальных образований, относящихся к зоне Свободного порта, а также представители профильных контрольно-надзорных органов. Такой состав позволит Наблюдательному совету эффективно работать и не только давать необходимые поручения, но и эффективно контролировать их реализацию, устранять межведомственные противоречия.
Наконец, в текущей редакции законопроекта взаимосвязаны режимы Свободного порта, ОЭЗ и ТОР, расположенные на одной территории. “В частности, предусмотрено, что резиденты Свободного порта смогут пользоваться инфраструктурой территорий опережающего развития”, – отметил Павел Волков.
В ходе заседания представители общественности и бизнеса высказали свои мнения о том, каким должен быть, по их мнению, Свободный порт Владивосток, и внесли свои предложения в законопроект, подготовленный Минвостокразвития.
Широкую дискуссию вызвал пункт законопроекта о безвизовом нахождении иностранных граждан в Свободном порту. Мнения участников варьировались от критических опасений, что данная мера может привести к излишней криминализации города, до полностью противоположного предложения, высказанного Генеральным директором Фонда экономической интеграции стран АТР Александром Монастыревым, а именно – расширить срок безвизового въезда до 2 месяцев.
Вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев отметил, что при разработке закона учитываются пожелания, высказанные на разных уровнях обсуждения. Так, изменения внесены в состав зоны Свободного порта (теперь это 12 муниципальных образований Приморского края, в центре которых – Владивостокская городская агломерация), определение резидента, установление конкретных видов деятельности для предоставления преференций, вопрос изъятия земельных участков, состав и функции Наблюдательного Совета. Он выразил надежду что «в перспективе создание Свободного порта позволит Приморью органично вписаться в экономическую структуру азиатско-тихоокеанского региона».
В ходе дискуссии ректор ДВФУ Сергей Иванец рассказал, что Университет по поручению Президента России производил бизнес-моделирование Свободного порта. Основные идеи модели – широкое толкование границ территории, инструменты увеличения экономической привлекательности, облегченный таможенный режим и четкая ориентация на прорывное социально-экономическое развитие региона, – все они отражены в законе, отметил ректор. «Свободный порт должен обеспечить создание на юге Приморья центра международного сотрудничества, производства, торговли и транспорта. Создание такого центра станет новой точкой связи между нашей трансазиатской сетью, сетями АТР и Северной и Южной Америки и таким образом обеспечит связность всей сети Дальнего Востока», - подчеркнул Сергей Иванец.
В ходе обсуждения звучали полярные мнения относительно того, как именно скажется предлагаемый режим свободного порта на жителях города Владивостока. Звучали отдельные предостережения о том, что принятие законопроекта может привести к ухудшению уровня жизни в регионе. В ответ мэр города Владивостока Игорь Пушкарев подчеркнул, что эффект от статуса Свободного порта даст толчок для развития территории, роста ее экономики, а также улучшения жизни людей. Так, по предварительным подсчетам, которые озвучил Игорь Пушкарев, за пятнадцать лет Свободный порт создаст 350 тысяч рабочих мест, а прирост бюджетных доходов превысит 500 млрд рублей.
Участники дискуссии предложили целый комплекс ценных предложений и корректировок в текст законопроекта, касающихся, в том числе, юридических аспектов написания текста, более точного определения отдельных пунктов законопроекта, более конкретного описания тех или иных процедур, закладываемых в правовую основу Свободного порта Владивостока.
Как отметил в заключительном слове Александр Осипов, все замечания будут внимательно изучены разработчиками законопроекта и по максимуму учтены в работе над документом.

Напомним, предложение предоставить Владивостоку статус свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом был озвучен Президентом России Владимиром Путиным в Послании Федеральному Собранию.
Соответствующий законопроект был подготовлен Минвостокразвития, в настоящее время он находится на стадии общественного обсуждения.
Законопроект предлагает распространить статус Свободного порта Владивосток сразу на двенадцать районов и городских округов Приморья.
Резидентами новой зоны смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Особое экономическое положение для данных территорий создается сроком на семьдесят лет, при этом срок существования Свободного порта может быть продлен законом.

Также по теме:
Актуальные новости и события Хабаровского края.