Стенограмма выступления Министра Александра Галушки на заседании Совета Федерации
Стенограмма выступления Министра Александра Галушки на заседании Совета Федерации, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании Совета ФедерацииМинистр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» выступил с докладом на тему "О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока".
А.С. Галушка. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации!
Благодарю вас за возможность выступить сегодня в верхней палате российского парламента и представить итоги развития Дальнего Востока, а также работы Министерства по развитию Дальнего Востока.
Также хочу поблагодарить вас, уважаемые коллеги, за конструктивное взаимодействие при принятии федеральных законов о территориях опережающего социально-экономического развития и о свободном порте Владивосток, которые вступили в силу в этом году. Рассчитываем также на конструктивное взаимодействие с вами при рассмотрении проектов федеральных законов, которые министерство разработало по поручению Президента Российской Федерации: об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе (принят Государственной Думой 18 декабря в первом чтении) и о свободных портах Дальнего Востока (внесен в Правительство Российской Федерации, в январе планируется рассмотрение на заседании Правительства с целью внесения в Государственную Думу).
Если говорить об итогах социально-экономического развития Дальнего Востока в 2015 году, то они характеризуются следующими параметрами: рост промышленного производства за первые девять месяцев 2015 года – 3,1 процента, рост инвестиций в основной капитал – 5 процентов, рост налоговых и неналоговых доходов – на 31,1 процента, рост среднемесячной номинальной заработной платы – на 5,7 процента. Также зафиксирован естественный прирост населения – 5647 человек в Дальневосточном федеральном округе.
Отмечу, что вчера на заседании Правительства Российской Федерации были подведены итоги рейтинга регионов России на основе оценки темпов социально-экономического развития субъектов Федерации. Из 20 регионов-победителей четыре региона представляют Дальний Восток – это Якутия, Магаданская область, Сахалинская область и Еврейская автономная область. Они получат 18,5 процента от общего объема грантов, которые выделяются Правительством России лучшим регионам.
Уважаемые члены Совета Федерации!
2015 год стал годом формирования и практического старта новых механизмов опережающего развития Дальнего Востока. Отмечу пять основных.
Во-первых, это создание территорий опережающего развития.
Во-вторых – формирование свободного порта Владивосток.
В-третьих – государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов, в-четвертых – запуск работы Фонда развития Дальнего Востока, в-пятых – формирование нового механизма приоритизации самых разных государственных программ на интересы ускоренного развития Дальневосточного федерального округа.
Остановлюсь подробнее на каждом из этих направлений.
Закон о территориях опережающего развития вступил в силу 30 марта этого года. 25 июня Правительство учредило первые три территории опережающего развития, в августе – еще шесть.
В бюджете выделено 20,5 млрд. рублей на строительство необходимой инфраструктуры. В течение года Правительством созданы институты развития – открытое акционерное общество со 100-процентным участием Российской Федерации в уставном капитале "Корпорация развития Дальнего Востока" и две автономных некоммерческих организации при Правительстве России – Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.
Первая заявка от инвесторов на участие в территориях опережающего развития поступила 17 августа этого года. По состоянию на 25 декабря 2015 года официально поступило 87 твердых заявок на резидентство в территориях опережающего развития на сумму инвестиций 283,37 млрд. рублей. Уже подписаны первые 16 соглашений с инвесторами на сумму 164,4 млрд. рублей.
За этими конкретными, твердыми заявками стоят новые предприятия на Дальнем Востоке, новые рабочие места. Это высокотехнологичный завод по производству комплектующих для авиастроения в Хабаровском крае, нефтеперерабатывающий завод в Амурской области, завод строительных материалов в Якутии, предприятия глубокой переработки древесины в Хабаровском крае, современные агропромышленные кластеры и транспортно-логистические комплексы в Приморье, разработка крупнейшего Беринговского угольного бассейна на Чукотке, создание комплексного туристического кластера на Камчатке. Запускаются десятки новых производств, создается более 17 тысяч новых рабочих мест.
Вчера, 24 декабря, правительственная подкомиссия утвердила еще три территории опережающего развития для создания на Дальнем Востоке. Это территория опережающего развития в Большом Камне Приморского края для развития судостроения и две в Сахалинской области: одна аграрной направленности, вторая – туристической. В проработке находится еще ряд территорий опережающего развития, по некоторым из них есть прямые поручения Президента, как по острову Русский, и решения Правительства.
В частности, отмечу, 17 декабря этого года Правительство утвердило комплексный план создания Восточного нефтехимического комплекса, который предполагает создание территории опережающего развития под объем инвестиций более 1 трлн. рублей в нефтехимию в Приморском крае.
Кроме того, готовится создание территории опережающего развития в Амурской области под заводы по газохимии и газопереработке, в которые инвестируют "СИБУР" и "Газпром" в объеме более 1,3 трлн. рублей.
Все это – новая экономика, новая индустриализация и новая промышленность Дальнего Востока, которые сегодня создаются в территориях опережающего развития.
Второе. Свободный порт Владивосток. Соответствующий закон вступил в силу 12 октября этого года. 21 октября состоялось первое заседание наблюдательного совета и утвержден первый резидент свободного порта. По состоянию на 25 декабря этого года поступило 29 твердых заявок на сумму инвестиций более 74 млрд. рублей, из них девять заявок уже удовлетворены, и соответствующие заявители признаны резидентами свободного порта Владивосток с объемом инвестиций 33,4 млрд. рублей. За этими заявками также стоят конкретные инвестиционные проекты: строительство и реконструкция мощных портовых терминалов, транспортно-логистических и складских комплексов, холодильный комплекс для перевалки рыбной продукции, современное производство энергосберегающих ламп и новый гостиничный комплекс. Всего предполагается по этим первым заявкам создание более 10 тысяч новых рабочих мест.
Третье – инфраструктурная государственная поддержка инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Такой механизм специально создан актами Правительства Российской Федерации, а именно Правительство утвердило методику отбора инвестиционных проектов для их государственной инфраструктурной поддержки, а также правила предоставления субсидий из федерального бюджета.
В 2015 году проведено два тура отбора инвестиционных проектов. Первый тур – это шесть проектов, частные инвестиции составили свыше 126 млрд. рублей, потребность государственной поддержки – 13,8 млрд. рублей.
Распоряжением Правительства от 13 июля этого года необходимое финансирование выделено, первые инвестиционные соглашения подписаны.
Итоги второго тура – это также шесть новых инвестиционных проектов на Дальнем Востоке с объемом частных вложений свыше 365 млрд. рублей и объемом господдержки 31 млрд. рублей. Это инвестиционные проекты по разработке крупных месторождений золота, алмазов, угля, железной руды в Якутии, на Камчатке, в Амурской области и Хабаровском крае, строительство агропромышленного комплекса на Камчатке и портового терминала в порту Ванино. Данные инвестиционные проекты создают более 15 тысяч новых рабочих мест и приносят в бюджеты всех уровней за 10 лет свыше 205 млрд. рублей налогов и обязательных платежей.
Четвертое. 2015 год стал годом начала работы Фонда развития Дальнего Востока. 6 августа этого года приняты первые три инвестиционных проекта с участием фонда на 18,5 млрд. рублей частных инвестиций и 4,7 млрд. рублей инвестиций фонда. 24 ноября этого года приняты еще три инвестиционных проекта с объемом инвестиций фонда 4,7 млрд. рублей и частных инвестиций – 45,5 млрд. рублей.
Таким образом, в 2015 году фондом проинвестировано 9,5 млрд. рублей и привлечено 64 млрд. рублей частных инвестиций. Среди шести проектов Фонда развития Дальнего Востока – строительство моста Нижнеленинское – Тунцзян Еврейской автономной области, создание сухого порта и холодильно-складского комплекса в Приморском крае, развитие золоторудного месторождения на Камчатке, создание современной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами на Сахалине.
Таким образом, эти четыре новых механизма привлечения инвестиций и ускоренного развития Дальнего Востока в совокупности дают в 2015 году Дальнему Востоку 988,51 млрд. рублей инвестиций, из них 74,8 млрд. рублей – это бюджетные инвестиции и 913,7 млрд. рублей – инвестиции частные. Таким образом, на 1 рубль бюджетных вложений частные инвестиции составляют более 12 рублей. Такой мультипликатор. Отмечу, что по итогам Восточного экономического форума подписано инвестиционных соглашений на сумму более 1,8 трлн. рублей, и задача ближайших лет в нашей работе – конвертировать эти соглашения в конкретные инвестиции. Поэтому этот первый дальневосточный триллион, в который привнесли новые механизмы института развития Дальнего Востока, – это начало нашей работы в 2015 году.
Пятое. В 2015 году заработал новый механизм приоритизации самых разных государственных программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока. Нам нужно не только частные инвестиции развивать, привлекать, нам нужно комплексное развитие макрорегиона. Эта задача должна решаться в самых разных государственных программах.
Президент Российской Федерации поручил Правительству строго выдерживать приоритет развития Дальнего Востока в самых разных государственных программах. Председатель Правительства утвердил перечень из 27 государственных программ, в которых должен быть сформирован специальный раздел по развитию Дальнего Востока, свои целевые индикаторы по развитию Дальнего Востока, соответствующие мероприятия и финансирование. Это госпрограммы по развитию здравоохранения, образования, социальной поддержке граждан, обеспечению доступным и комфортным жильем, содействию занятости населения и так далее. Это как раз программы социально-экономической направленности.
Министерство по развитию Дальнего Востока наделено Правительством полномочиями согласовывать такие государственные программы, а специальные дальневосточные разделы этих государственных программ войдут в аналитическую часть государственной программы "Развитие Дальнего Востока". Таким образом мы увидим весь ресурс государственных программ, который направляется на Дальний Восток, и у нас практически возникает возможность консолидировать его и координировать реализацию таких программ на Дальнем Востоке.
Хочу отметить существенную проблему, которая существует в этой связи. Мы провели соответствующий анализ, и выяснилось, что по ряду государственных программ, например, "Развитие туризма" или "Физическая культура и спорт" до 2014 года 0 рублей 0 копеек выделялось на Дальний Восток. Или, например, провели анализ федеральной адресной инвестиционной программы, которая является сосредоточением бюджетных инвестиций, и выяснилось, что по таким направлениям, как развитие образования, подушевое финансирование в пересчете на одного человека на Дальнем Востоке в 10,5 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации, в здравоохранении – в 4,9 раза меньше, чем в среднем по стране, в коммунальном строительстве – в 4,7 раза меньше, в культуре – в 2 раза меньше.
О каком опережающем развитии Дальнего Востока можно говорить при таком небрежении к этой задаче в соответствующих государственных программах?
Мы эту ситуацию исправляем. Первые государственные программы уже откорректированы в 2015 году — это программа "Доступная среда", "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы", программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, это Государственная программа "Энергоэффективность и развитие энергетики", а также программа "Жилье для российской семьи". В этих шести государственных программах выделен специальный дальневосточный раздел – целевые показатели, мероприятия и финансирование по ускоренному развитию нашего макрорегиона. Задача, поставленная Правительством, — в 2016 году оставшуюся 21 государственную программу в том же ключе проработать и приоритезировать на интересы ускоренного развития Дальнего Востока.
Отмечу также, говоря о нашей государственной программе, что планируется ее кассовое исполнение по итогам 2015 года в размере 98 процентов. Кроме того, немало внимания в работе нашего министерства уделялось таким задачам отраслевого развития на Дальнем Востоке, как развитие судостроения, рыбного хозяйства, лесного комплекса, развитие авиаперевозок, развитие электроэнергетики. В части тарифов на электроэнергетику мы очень рассчитываем, что 2016 год станет последним годом тарифной дискриминации Дальнего Востока, когда по целому ряду регионов тарифы на электроэнергию являются лимитирующим, пресекающим фактором экономической активности и нормальной жизни людей. Соответствующее внимание Президента Российской Федерации не раз было обращено к этой проблеме в 2015 году. Соответствующие поручения, в том числе по итогам Послания Федеральному Собранию, Владимиром Владимировичем Путиным даны.
В заключение хочу отметить, что круг вопросов, которые решает наше министерство, намного шире, чем те, которые я мог в отведенное время перечислить. Надеюсь, что при ответах на ваши вопросы смогу более подробно на них остановиться. Все эти вопросы войдут в обновленную стратегию развития Дальнего Востока, подготовка которой завершается по заказу Минвостокразвития.
Но самое главное, на наш взгляд, – это то, что новая восточная политика Российского государства находит понимание и поддержку общества. Главное слово, которое сегодня характеризирует это отношение общества к Дальнему Востоку, — это слово "надежда". Соответствующие результаты показал социологический опрос ВЦИОМ, который был проведен в 2015 году: 86 процентов россиян верят в будущее Дальнего Востока, верят в то, что эта территория будет развиваться, будет российской и будет успешной. И прежде всего эту надежду и эту веру связывают с новой государственной политикой, которая формируется и реализуется на Дальнем Востоке. Спасибо за внимание.
Также по теме:
- Александр Галушка: новые механизмы развития Дальнего Востока привлекли 163 млрд рублей китайских инвестиций
- Александр Галушка: новые инструменты развития Дальнего Востока принесли 160 млрд рублей китайских инвестиций
- Корпорация развития Дальнего Востока заключила соглашения с резидентами на сумму 24 млрд рублей