Сергей Качаев: Новая экономика Дальнего Востока должна быть отражена в модели развитии Северного морского пути
Сергей Качаев: Новая экономика Дальнего Востока должна быть отражена в модели развитии Северного морского пути, В рамках заседания президиума Госкомиссии по вопросам развития АрктикиВ рамках заседания президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев осветил работу Министерства по разработке финансово-экономической модели развития Северного морского пути в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения, в том числе для контейнерных перевозок. Соответствующее поручение было дано Минвостокразвития России по итогам Восточного экономического форума и должно быть исполнено до 1 июля текущего года. К разработке концептуальных основ конкурентной модели развития Северного морского пути (СМП) привлечен Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. К настоящему времени уже произведен базовый анализ макроэкономических предпосылок развития Севморпути и анализ грузопотоков на маршрутах Европа – Азия и Европа – Западное побережье Северной Америки.
Как отметил Сергей Качаев, при формировании модели развития СМП учитываются три основных фактора. Во-первых, в качестве драйверов роста грузооборота по Северному морскому пути рассматриваются два типа перевозок: экспорт продукции сырьевых проектов в арктической зоне и транзитные перевозки грузов между портами Европы и Азии, в том числе – контейнерных грузов. По мнению Сергея Качаева, именно контейнерные перевозки между Юго-Восточной Азией и Европой могут дать принципиально новое качество для транспортной артерии, обеспечить взрывное развитие СМП.
Второй фактор – обязательный учет мнений российского и международного бизнеса. «Крупные российские и международные судовладельцы, грузоотправители должны увидеть в лице государства заинтересованного партнера и с помощью модели оценить все преимущества и риски развития своего бизнеса на Северном морском пути. При реализации такого подхода СМП может стать реально глобальным и конкурентоспособным транспортным коридором», – подчеркнул замминистра.
Третьим необходимым фактором является связь финансово-экономической модели СМП и общего развития Дальнего Востока с его новыми экономическими инструментами и возможностями – территориями опережающего развития и Свободным портом Владивосток. Сергей Качаев подчеркнул, что Министерством разработан и внесен в Правительство законопроект, в соответствии с которым будут созданы Свободные порты Камчатка, Хабаровск, Сахалин и Чукотка. Эффект для Северного морского пути может заключаться в создании на территории Свободных портов экспортно-ориентированных производств и логистических хабов. Например, создание логистического хаба, ориентированного на грузоперевозки по Северному морскому пути, предусматривается и в рамках созданной территории опережающего развития «Камчатка» – на базе порта Петропавловска-Камчатского.
«Все инструменты вместе – ТОРы, Свободные порты, инвестиции Фонда развития Дальнего Востока, инфраструктурная господдержка инвестпроектов – формируют повышенный и динамичный инвестиционный спрос на реализацию проектов на Дальнем Востоке. Новая экономика Дальнего Востока – новые заводы, предприятия, инфраструктура – безусловно должна быть отражена в финансово-экономической модели развития Северного морского пути», – пояснил Сергей Качаев.
В заседании президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина в Мурманске приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, главы арктических субъектов РФ, представители бизнеса и научных организаций.
Также по теме:
- В Совете Федерации прошли парламентские слушания по вопросам развития Северного морского пути и Арктической зоны
- Аналитический центр при Правительстве России выполняет по заказу Минвостокразвития работу по разработке экономической модели развития Севморпути
- Кирилл Степанов: Минвостокразвития приглашает экспертов обсудить модель развития Северного морского пути