Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Артур Ниязметов: план комплексного развития Комсомольска-на-Амуре готов, нужна согласованность действий

Артур Ниязметов: план комплексного развития Комсомольска-на-Амуре готов, нужна согласованность действий, Заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Артур
Артур Ниязметов: план комплексного развития Комсомольска-на-Амуре готов, нужна согласованность действий

Заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов дал интервью газете “Коммерсантъ-Дальний Восток”.
С декабря 2015 года Минвостокразвития по поручению Владимира Путина собирало предложения региональных и местных властей по проекту плана комплексного развития Комсомольска-на-Амуре, согласовывая их с возможностями ведомственных программ и инвестпрограмм госкорпораций. На какие объекты «похудел» план в ходе согласований, получится ли наполнить его реальными средствами в условиях оптимизации бюджета и на что потратить первые миллиарды, рассказал „Ъ“ накануне совещания заместитель министра по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов.
— В конце февраля проект комплексного плана развития Комсомольска-на-Амуре внесен в правительство, но на этапе согласований произошла корректировка требуемой суммы средств — с 72 млрд до 62,9 млрд рублей. Почему?
— По ряду объектов произошли технические уточнения по мере подготовки укрупненных расчетов. Но основная причина — были сняты объемы финансирования на первые годы по объектам транспортной инфраструктуры. Автотрасса Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре должна быть передана из собственности субъекта в федеральную собственность. Это позволит более ритмично осуществлять финансирование дороги, содержание которой сейчас дает серьезную нагрузку на региональный бюджет. Один раз ее уже приводили в нормативное состояние, затем произошли подмывы — все помнят наводнение 2013 года на Амуре. Поэтому вопрос по дороге мы сдвинули на два года вперед. Власти края должны подготовить обоснование передачи объекта в федеральную собственность, но это невозможно без комплексного обследования трассы. Поэтому будем двигаться так: сначала оценим масштаб проблемы, выверим цифры, потом будем изыскивать источники финансирования. Так мы договорились с Росавтодором на совещании в Минтрансе.
— Это скажется на анонсированной ранее на 2017 год сдаче другого участка этой же дороги — ответвления Лидога—Ванино?
— Там все идет своим чередом: средства на завершение строительства есть, в федеральных программах они учтены. Это как раз один из факторов того, почему не рассматривается вопрос масштабных капиталовложений, начиная с этого или следующего года. Мы сначала должны дорогу как единый объект создать, а затем решать вопрос передачи. Участок Лидога—Ванино будет завершен к концу следующего года.
— И это единственный пункт, по которому работа откладывается?
— Фактически да.
— Какими тогда будут первые мероприятия в рамках плана в этом году? В бюджет на 2016 год нужно вносить поправки?
— В этом году на мероприятия в рамках плана будет выделено 2,126 млрд руб., в том числе 936 млн руб. — за счет средств федерального бюджета. Ключевой объект, за который мы долго бились и только при помощи депутатов, уже, что называется, «на ленточке» добились включения в бюджет-2016 — это комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора. Работы по нему не первый год финансируются в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», поэтому объект имеет высокую степень готовности. Для завершения нужно чуть более 330 млн рублей. Никаких поправок не требуется, средства уже заложены в бюджете.
— Как так получилось: комплексного плана еще нет, а средства на объекты уже заложены?
— Это стало возможным благодаря тому, что план частично вобрал в себя объекты «социального ядра» территории опережающего развития (ТОР) «Комсомольск». Постановление о создании ТОР принято в прошлом году, чуть позже было подписано дополнительное соглашение — о том, какие объекты социальной инфраструктуры должны быть созданы для будущих работников ТОР. Разрабатывая проект плана развития города, мы учли эти наработки.
— Строки в бюджете о Комсомольске-на-Амуре не подвергнутся секвестру?
— Были, конечно, вопросы, связанные с оптимизацией закона о бюджете. Тем не менее, 10-процентное сокращение объектов не коснулось. В ближайших поправках мы планируем по линии Минкультуры заложить 75 млн руб. на начало реконструкции драматического театра. Принципиальная договоренность достигнута. Отмечу, что коллеги из Минкультуры настроены позитивно: средства изыскали и готовы заложить их в ближайшее время в свою ведомственную госпрограмму, в которую, как и в остальные, включается дальневосточный раздел.
— Инженерная школа, в фундамент которой хабаровский губернатор торжественно заложил камень еще в 2015 году, начнет строиться в этом?
— Проектно-сметная документация по объекту разработана, но финансирование из федерального бюджета предусмотрено с 2017 года.
— Дамбы для защиты города от повторения наводнений в этот год войдут?
— Первые средства также запланировано выделять с 2017 года. ПСД готова, но нужно еще получить заключение экспертизы. Вообще по всем объектам текущий год — подготовительный с точки зрения разработки ПСД. Эти затраты несет заявитель, в данном случае — местные власти. По большинству объектов мы планируем выйти на готовность к сентябрю, чтобы на заседании бюджетной комиссии под председательством Дмитрия Медведева мы могли уже четко говорить о конкретных суммах по всем объектам.
— В ходе согласования перечня объектов, которые войдут в комплексный план, серьезные разногласия по требуемым суммам были?
— Такие примеры есть. Скажем, по спортивному комплексу, строительство которого изначально было предусмотрено дополнительным соглашением о создании социальной инфраструктуры ТОР «Комсомольск», а затем вошло в план. Стоимость объекта существенно выросла, но речь не о каком-то необоснованном удорожании — просто решили реализовать проект более масштабно. Логика в этом есть: спорткомплекс должен быть многопрофильным, чтобы его можно было использовать не только для соревнований, но и для проведения, например, концертов. На сегодня предварительная стоимость объекта оценивается в 7 млрд рублей.
— Увеличение стоимости — инициатива снизу?
— Да, но она в принципе поддержана Минспортом. По обоснованности заявки вопросов у ведомства нет. Главный вопрос — поиск источников финансирования. Этим мы будем заниматься после того, как утвердим сам план.
— А риски дальнейшего удорожания строительства из-за других факторов, например, курсовых колебаний, заложены?
— По крайней мере, задача перед регионом и городом сейчас будет ставиться четко: никаких удорожаний. Мы же не говорим об объектах, которые требуют каких-то уникальных материалов, не замещающихся отечественными. Хотя понимаем, что даже самый простой объект, если разобраться, какой-то доли импортных материалов и оборудования требует.
— Корректировки сумм по результатам проектирования возможны? Или нужно будет укладываться в лимиты?
— Скажем так: все ведомства и компании, участвующие в реализации плана, подтвердили, что объекты, заложенные в нем, нужны и примерно столько стоят. Очевидно, возможность уточнения стоимости не отрицается. По той же инженерной защите — аналоги подобрать очень тяжело, хотя эта работа и проводилась. Но проектирование покажет всю картину, очень многое зависит от первичного обследования, в том числе и грунта. Понимая все эти нюансы, мы цифры считаем все же выверенными.
— Зачем проводить согласительное совещание на уровне правительства, если с другими ведомствами все пункты, как вы говорите, уже согласованы?
— Мы пошли по необычному пути. Собрали все заинтересованные ведомства и предложили вопросы финансирования объектов рассматривать отдельно от вопросов целесообразности строительства. Разбили работу на два этапа. На первом — оценили обоснованность заявок, которые были представлены городом и краем: нужен ли объект, обоснована ли заявленная стоимость? А вопрос финансирования решили вынести на другую площадку, на само правительство, и рассматривать его с участием Минфина и Минэкономразвития.
— Каков тогда алгоритм наполнения плана источниками средств?
— Он был прописан в проекте распоряжения правительства. Первый шаг — ведомства должны посмотреть, возможно ли изыскать средства на точечное финансирование объектов плана в рамках уже выделяемых бюджетных ассигнований.
— И, значит, кого-то «пододвинуть»?
— Не обязательно, ведь не все объемы финансирования распределены по объектам. Многие средства предусматриваются на проведение конкурса, то есть еще не определено, какой объект конкурс выиграет. Соответственно, в проекте распоряжения мы предусмотрели пункт, разрешающий органам власти при проведении конкурсных отборов отдавать приоритет заявкам по Комсомольску-на-Амуре — при соблюдении ими минимальных требований. Так мы можем внести проекты в «первую корзину» по финансированию, не принимая во внимание каких-то дополнительных требований. Это и есть приоритетность, и это нормально. Большинство ведомств с таким подходом согласилось.
— А кто не согласился?
— Кто-то увидел в этом проблему, но это чисто технические моменты, мы их разрешим.
— Хорошо, а если ведомство говорит, что уже согласованных ассигнований на объекты плана не хватает?
— Никто не отменял процедуру заявления дополнительных потребностей в рамках подготовки бюджета на очередной финансовый год.
— Есть прогноз, кто может попросить дополнительное финансирование?
— Возможно, по программе Минспорта возникнет такая ситуация — нужно будет точечное решение о выделении средств на строительство центра развития спорта.
— Помимо объектов, в плане еще и мероприятия, касающиеся развития инфраструктуры и промышленности. Дает план, к примеру, ответ на то, что делать с «Амурским судостроительным заводом» и «Амурметаллом» — они за последние годы пережили и спад производства, и банкротства?
— Половина из 33 запланированных мер посвящена как раз этой теме — развитию промышленного ядра города. Они касаются не только этих двух предприятий, но и третьего ключевого — Комсомольского-на-Амуре авиазавода. По «Амурметаллу» координировать разработку плана вывода предприятия из кризиса через меры господдержки будут региональные власти. В данном случае возможны какие-то тарифные преференции, как это уже было в 2011 году — предприятию давали льготу по железнодорожной перевозке лома, основного сырья.
— Крупные корпорации — ОАК, ОСК — как-то будут включены в процесс?
— Есть пункты, которые предусматривают выработку предложений по объемам заказов для местного бизнеса и механизмам кооперации. Госкорпорации эту идею восприняли. Сейчас они уже начали разработку номенклатуры комплектующих, которую будут готовы закупать у предприятий Комсомольска-на-Амуре. По закупкам есть определенные нюансы, юристы иногда по-разному читают законы. Мы проводили совещание с участием ФАС, корпораций, и по его итогам включили в проект плана пункт об изменении законодательства о закупках. Сейчас закон не всегда позволяет закупать у единственного поставщика на долгосрочной основе. А той же группе компаний «Энергия» для того, чтобы принять инвестиционное решение, важно понимать, какой объем продукции будет закупаться — отсюда масштабы производства.
— Это можно прописать только в федеральном законодательстве?
— Преференции по закупке продукции резидентов территорий опережающего развития на долгосрочной основе, конечно, имеет смысл включить в законодательство. Минэкономразвития соответствующий пункт плана видело и не возражает. Но параллельно будет директива правительства корпорациям и самим поработать с положениями о закупочной деятельности. На сегодня они не предусматривают каких-либо преференций.
— Еще один важный блок плана — повышение доступности Комсомольска-на-Амуре. Но на транспортную инфраструктуру всегда нужны огромные средства, а их сейчас нет. Как это противоречие разрешить?
— Давайте разберемся по пунктам. Как можно попасть в Комсомольск-на-Амуре сейчас? Поездом, авиасообщением, по автодороге. Все три вида транспорта в плане учтены. Об автомобильной трассе я уже говорил: рассматривается вопрос ее передачи в федеральную собственность, но сначала нужно сдать объект и провести его обследование. Второй вопрос связан с железнодорожным сообщением, и он, наверное, наиболее спорный, а фактически — наверное, единственный не урегулированный по комплексному плану. Мы проводили совещание в Минтрансе с участием РЖД, на нем звучали оценки требуемых капиталовложений для ускорения сообщения — это не менее 50 млрд рублей. Совершенно точно договорились пока об одном: в плане должен быть пункт о повышении комфортности и безопасности обслуживания пассажиров. Для этого РЖД, например, планирует обновление парка вагонов. Вопрос о повышении скорости сообщения требует дополнительного технико-экономического обоснования, и правительство края провести подобные изыскания на себя обязательства взяло. В течение 2016–2017 года соответствующие расчеты будут произведены. За это же время будет разработано окончательное решение по автодороге. Тогда и можно будет принимать решение, какой вид транспорта и как развивать.
— Авиасообщению в этом какая роль будет отведена?
— В Комсомольске-на-Амуре, как известно, два аэродрома — Дзёмги и Хурба, ими оперирует Минобороны. В план включен пункт о проработке возможности создания регулярного авиасообщения города с учетом планов военных по дальнейшему развитию объектов. Нужно в течение 2016 года определиться, какой из аэропортов будет базовым для гражданского авиасообщения — удобнее, конечно, Дзёмги. Есть сложные вопросы, в том числе с собственностью, но на федеральном уровне их все можно решить.
— А какой вид транспорта даст самый быстрый эффект, есть оценки?
— В первом приближении, на наш взгляд, все-таки железнодорожный. Это и дешевле, и с идеями развития туристической инфраструктуры вокруг Комсомольска-на-Амуре сочетается лучше. Это важный момент. В развитие горнолыжного комплекса Холдоми, например, есть инвесторы. В Азии очень интересуются промышленным туризмом. Базовый аэропорт есть в Хабаровске, и если удастся обеспечить «короткое плечо» к Комсомольску-на-Амуре — это даст приток туристов. По крайней мере, включение туристического кластера вокруг города в федеральные программы поддержало Минкультуры.
— Обеспечиваем загрузку предприятий, повышаем транспортную доступность, строим соцобъекты. Молодежь этим удастся удержать?
— Для развития любой агломерации ключевыми являются два фактора: зарплата и среда. С загрузкой промышленности этот вопрос, очевидно, решится, тем более что молодежь предполагается включать в систему непрерывного образования — от инженерной школы до действующих заводов. Соцобъекты — это тоже важно, но не самое главное. На самом деле сейчас очень многое зависит от согласованности действий всех, кто включен в развитие города, прежде всего муниципальных властей. Поэтому план предусматривает создание новой архитектурной концепции развития. Понятно, даже если просто покрасить дома в яркий цвет, восприятие уже меняется.
— А неплохо было бы эти самые дома специально для молодых семей начинать строить?
— Регион в этом году уже включился в федеральную программу «Жилье для российской семьи». Она помогает снизить стоимость «квадрата» за счет предоставления земли и компенсации части затрат на создание инфраструктуры — до 4 тыс. рублей на каждый квадратный метр, если жилье не дороже 35-40 тыс. рублей за «квадрат». Для застройщиков это вполне привлекательно, и этот ресурс будет задействован при развитии Комсомольска-на-Амуре. Мы в прошлом году скорректировали критерии участия в программе — Дальний Восток может уменьшать мощность объектов для включения в программу. Нам дали послабления, и город этим обязательно воспользуется.
— Итоговым результатом реализации плана должно стать — что?
— Количество людей, которые будут проживать в Комсомольске-на-Амуре по завершении реализации всех мероприятий. Мы планируем, что это будет 263 тыс. человек — сейчас их 253 тыс. Из них 8,5 тыс. человек должно накопиться за счет положительного миграционного сальдо, еще 1,5 тыс. — даст естественный прирост. В последние годы на Дальнем Востоке достаточно позитивная динамика по естественному приросту населения — это результаты работы властей в сферах здравоохранения и многих других. Но другая проблема остается — у нас миграционный отток, который зачастую перечеркивает все усилия. Раз люди уезжают, где-то есть более комфортные условия. А в рамках миграции уезжают наиболее квалифицированные специалисты. Если мы этот процесс остановим, переломим — значит, все было не зря.
Беседовал Дмитрий Щербаков
http://www.kommersant.ru/doc/2934047
Справка “Ъ"
Образование (7 объектов): Учебно-лабораторный корпус для авиастроительного факультета ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»; Спортивный комплекс ФГБОУ ВПО «КнАГТУ»; Реконструкция нежилого здания Инженерной школы; Реконструкция школы №38; Реконструкция детского сада №134; Инновационный интерактивный центр «Эвристика»; Детский образовательно-оздоровительный центр «Детский город». Стоимость — 3328 млн руб., федеральный бюджет — 1355 млн руб.
Здравоохранение (3 объекта): Детский больничный комплекс в Ленинском округе; Межрайонный онкологический диспансер; Станция скорой медицинской помощи. Стоимость — 4755,1 млн руб., федеральный бюджет — 4391,3 млн руб.
Культура и спорт (3 объекта): Реконструкция МУК «Драматический театр»; Строительство объектов туристско-рекреационного кластера «Комсомольский»; Строительство Регионального центра развития спорта с хоккейной ареной на 3 тыс. мест. Стоимость — 12455,5 млн руб., федеральный бюджет — 7674,6 млн руб.
Территория опережающего развития: Объекты инфраструктуры ТОР «Комсомольск». Стоимость — 1232,2 млн руб., федеральный бюджет — 902,6 млн руб.
Энергетическая инфраструктура (5 объектов): Строительство распределительного газопровода от кранового узла №4Д до ТЭЦ-2; Строительство распределительного газопровода высокого давления от ГРС-2 до №4Д; Строительство и реконструкция тепловых сетей Комсомольска-на-Амуре; Реконструкция ПС 35/6 кВ «Городская» и ПС 110 кВ «Береговая» с кабельными линиями 35 кВ; Инженерная инфраструктура для строительства жилья, микрорайон Парус, 60 000 кв. м. Стоимость — 3090,1 млн руб., федеральный бюджет — 120 млн руб.
Транспортная инфраструктура (2 мероприятия): Реконструкция автомобильной дороги Хабаровск—Лидога—Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре; Строительство и реконструкция улично-дорожной сети города. Стоимость — 27633,5 млн руб., федеральный бюджет — 25566,1 млн руб.
Коммунальная инфраструктура (6 объектов): Проект «Комплекс обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора»; Реконструкция инфраструктуры водоснабжения в Комсомольске-на-Амуре; Реконструкция канализационных систем; Инженерная защита территории Комсомольска-на-Амуре; Реконструкция набережной реки Амур в Комсомольске-на-Амуре; Проект «Переработка шлама борогипса Комсомольского сернокислотного завода». Стоимость — 10441,4 млн руб., федеральный бюджет — 9283,0 млн руб.
Источник: проект плана комплексного развития Комсомольска-на-Амуре, Минвостокразвития

Также по теме:
Актуальные новости и события Хабаровского края.