Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

СРОк для саморегулирования: время пришло?

06 сентября 2011 года, на площадке Общероссийского народного фронта состо-ялся тематический форум «О состоянии ЖКХ в Российской Федерации», в котором приняли участие представители Совета Фед
06 сентября 2011 года, на площадке Общероссийского народного фронта состо-ялся тематический форум «О состоянии ЖКХ в Российской Федерации», в котором приняли участие представители Совета Федерации и Госдумы, профильных мини-стерств, фонда ЖКХ, общественных организаций. Дальний Восток в работе форума представляли Евгений Ильин, исполнительный директор Хабаровского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», и Борис Гладких, генеральный директор саморегули-руемой организации НП «ЖКХ-Групп», руководитель Комитета по ЖКХ при ХРО «ОПОРА РОССИИ».
В рамках официальной встречи обсуждались прежде всего проблемы отрасли. Особое внимание было уделено работе управляющих компаний. Ведь, как заметил один из участни-ков форума, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, качество оказываемых ими услуг вызывает справедливую критику населения. Одной из основных причин, по мне-нию министра, служит отсутствие должного контроля за деятельностью управляющих орга-низаций. С Виктором Федоровичем согласились все участники мероприятия. В ходе обсужде-ния вопросов ЖКХ они сошлись едином мнении – обеспечить надлежащий контроль за рабо-той предприятий отрасли могут саморегулируемые организации. Как раз об этом вел речь и Константин Цицин, руководитель Фонда содействия реформированию ЖКХ. Он заявил, что одной из лучших форм контроля предприятий жилищно-коммунального хозяйства является обязательное саморегулирование отрасли.
Так почему же все участники встречи сходятся во мнении, что самостоятельное регу-лирование организациями ЖКХ своей деятельности на сегодняшний день лучшее решение проблемы повышения качества предоставляемых ими услуг?
Дело в том, что создание саморегулируемых орга¬низаций в ЖКХ призвано повысить эффек¬тивность рынка жилищных и коммунальных услуг, установить ответственность пред-приятий сферы ЖКХ перед потребителями, а также упорядочить взаимоотношения управ¬ляющих организаций с собственниками помещений с одной стороны и с органами власти – с другой на основании принятых стан¬дартов и правил саморегулируемой дея¬тельности. Безус-ловно, такое развитие событий возможно только при условии, если саморегулирование дея¬тельности организа¬ций, управляющих многоквартирными домами, будет вводиться по ини-циативе самих участников рынка, которые не только могут, но действительно готовы рабо-тать по единым стандартам и правилам.
Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, один из ав-торов базового федерального закона N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в своем интервью на вопрос, почему саморегулирование считается эффективнее государственного регулирования и контроля, ответил, что «любое регулирование состоит из трёх элементов. Первое условие – установление требований, стандартов деятельности, правил. Второе – про-верка лица на соответствие требованиям и стандартам и предоставление ему специального права. Третье, самое главное, – контроль и надзор в процессе осуществления деятельности за соответствием регулируемого лица установленным требованиям и стандартам. При саморе-гулировании сообщество профессионалов устанавливает стандарты и принимает в свои чле-ны организацию, предоставляя ей право на деятельность и принимая коллективную матери-альную ответственность за неё. И в условиях коллективной материальной ответственности контролирует каждого своего члена. У каждого члена СРО «локтевая» ответственность друг за друга: ошибся один – отвечают все: компенсационным фондом, страхованием. Только так они смогут наладить реальный контроль за работой всех своих членов, а со временем перей-ти и к так называемой репутационной надежности, когда у каждой организации возникает необходимость развивать СРО, как коллективный бренд – свою коллективную марку качест-ва, свои традиции делового оборота и заботиться о своей репутации».
Год назад Министерством регионального развития РФ был разработан законопроект «О регулировании деятельности многоквартирными домами, а также об обеспечении прав собственников помещений в многоквартирном доме», но он так и не был подписан. Одной из причин этого стал негативный опыт деятельности саморегулируемых организаций в облас-ти строительства и энергетического обследования, численность которых к тому времени дос-тигла небывалых размеров по всей России. Многие СРО строителей и СРО энергоаудиторов не оправдывали заложенные идеи саморегулирования отрасли, занимаясь лишь торговлей допусков к работам и разнообразными сертификатами повышения квалификации и переат-тестации специалистов в области строительства и энергоаудита. На фоне отрицательных примеров принятие федерального закона об обязательном членстве управляющих компаний в саморегулируемой организации оказалось невозможным: это только бы усугубило и без того непростую ситуацию, царящую в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Более того, отечественный жилищно-коммунальный комплекс попросту не готов к та-ким кардинальным переменам. А все дело в том, что для перехода на новые взаимоотноше-ния управляющих организаций не были созданы необходимые, основополагающие, условия: не разработаны единые стандарты и требования к деятельности управляющих недвижимо-стью. Да, на тот момент действовал и действует до сих пор целый ряд нормативно-правовых документов и федеральных законов, регулирующих работу УК. Так, в части оказания услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда управляющие организации руководствуются 491-ПП (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме); 307-ПП и 306-ПП – при оказании коммунальных услуг населению и определении нормативов их потребления. Общие положения деятельности управляющих компаний прописаны в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ). Но в то же время четко определенных правил работы управляющих недвижимо-стью, вынесенных в отдельное постановление Правительства РФ или федеральный закон, не было. Некая условность в предоставлении жилищных услуг населению позволяли многим управляющим компаниям оказывать их не на должном уровне, пренебрегать элементарными нормами и правилами безопасности, экономить практически на всех статьях расхода, снижая качество своей работы.
К сожалению, государственный контроль за управляющими организациями был све-ден к минимуму. До принятия поправок в Жилищный Кодекс РФ контроль в сфере эксплуата-ции жилищного фонда осуществляли государственные жилищные инспекции (ГЖИ). Основ-ной задачей ГЖИ был контроль за использованием и сохранностью жилфонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их осна-щенности приборами учета, а также контроль за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям. Однако в ГЖИ всегда не хватало квалифицированных специалистов, способных объективно оцени-вать не только состояние жилфонда, но и работу предприятий ЖКХ. Выходит, государствен-ный контроль был, но вот осуществлять его, по большому счету, было некому. В соответствии с обновленным ЖК РФ функция контроля будет возложена на некий государственный кон-тролирующий орган. При этом количество трудовых и материальных ресурсов у государства больше не стало. Мало спасает положение и принятое в конце прошлого года постановление Правительства РФ №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». Нежела-ние некоторых управляющих компаний предоставлять сведения о своей профессиональной деятельности, формальное отношение к исполнению постановления или отсутствие возмож-ности это осуществить, приводит к тому же результату – минимальный контроль за работой управляющих компаний со стороны федеральных и региональных органов власти.
Улучшить ситуацию может принятие на федеральном уровне закона о внедрении в сферу жилищно-коммунального хозяйства принципов обязательного саморегулирования. Вкупе с едиными стандартами и правилами осуществления профессиональной деятельности управляющих недвижимостью реализация в отрасли принципов обязательного саморегули-рования сделает рынок предоставления жилищных услуг более прозрачным и конкуренто-способным. Членство в СРО управляющей организации гарантирует прежде всего самому собственнику добросовестное отношение предприятия к профессиональным обязанностям, ведь иначе – расплачиваться будет его саморегулируемая организация, а именно – ее члены. Солидарная ответственность управляющих организаций, входящих в состав саморегулируе-мой организации, наличие компенсационного фонда в конечном итоге приведут к тому, что с рынка исчезнут фирмы-однодневки, цель которых сиюминутная прибыль, но не долголетняя успешная работа. Выиграет от этого в первую очередь потребитель, доверие и терпение ко-торого подорвано множеством примеров нерадивых управляющих организаций. Хотя, с дру-гой стороны, самим потребителям следует быть более активными и принимать участие в жизнеобеспечении своего многоквартирного дома. Если собственник будет живо интересо-ваться тем, что происходит в его МКД, конструктивно взаимодействовать со своей управ-ляющей организацией, проблем и недоразумений станет гораздо меньше.
Немало управляющих компаний необходимость создания саморегулируемых органи-заций понимают уже сегодня. Они объединяются в СРО добровольно ради того, чтобы повы-сить качество предоставляемых услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда, находя-щегося в их управлении. Среди них и немало предприятий ЖКХ Дальнего Востока, которые три года назад стали членами саморегулируемой организации НП «ЖКХ-Групп». Сегодня в состав партнерства входит более ста управляющих компаний Хабаровского, Приморского, Камчатского краев, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Москвы

Татьяна Михалицына,
Пресс-служба СРО НП «ЖКХ-Групп»

Также по теме:
Новости организаций и компаний города Хабаровска