Месяц назад в России закончились масштабные проверки метрополитенов: екатеринбургского, нижегородского и самарского. ФСБ тестировала системы видеонаблюдения, рамки, рентгеновские установки и умение служб безопасности выявлять потенциальных террористов. Итоги оказались провальными. Во всех городах условные террористы без проблем пронесли "бомбы" в метро и оставили их там. На многих станциях отсутствовали средства досмотра, а служба безопасности плевала в потолок вместо того, чтобы искать в толпе потенциальных преступников. Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков" data-layout="regular" data-extra-description="Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости / Рамиль Ситдиков" /> Чекисты заинтересовались подземками в Нижнем Новгороде, Самаре и Екатеринбурге не на пустом месте. В последнее время ФСБ стала получать информацию о готовящихся в России терактах на объектах транспорта и в местах массового скопления людей. В феврале оперативники ФСБ взяли радикала, который готовил теракт в Самарской области. Летом в Нижнем задержали сторонников ИГИЛ*, планировавших нападение на военную часть. Боевиков "Исламского государства" недавно арестовали и в Екатеринбурге.Эти регионы интересны чекистам и потому, что там должны пройти матчи чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций. Проверку проводили инспектора местных управлений Ространснадзора и эксперты ФСБ. Результаты проверки лягут на стол зампреду правительства Игорю Шувалову — ведь именно он поручил её провести. Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович" data-image-titlewide="true" data-color-scheme="dark" data-extra-overtitle="" data-extra-title="" data-extra-subtitle="" data-extra-undersubtitle="" data-extra-description="Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович" /> ФСБ запустила "тестовых" террористов Февральским утром на одну из станций нижегородской подземки спустился приземистый мужичок в неприметной кожанке. На плече болталась коричневая сумка. Охранник у турникета лениво мазнул взглядом по пассажиру и багажу, но досматривать не стал. Тот беспрепятственно спустился на платформу. Дождался поезда, вошёл в вагон. Пока состав громыхал по тоннелю, пассажир незаметно для остальных спустил с плеча сумку и поставил на пол. На следующей станции он вышел. Сумка поехала дальше. Примерно так выглядела антитеррористическая проверка метро Нижнего Новгорода и в других городах. Неприметный мужчина оказался оперативником ФСБ, а в сумке лежал муляж самодельного взрывного устройства. Особисты метро провалили тест: "взрывное устройство" в вагоне не нашли, "террориста" не остановили. Об этом Лайфу рассказал источник в Ространснадзоре. Он добавил, что на муниципальное предприятие "Нижегородский метрополитен" составили административный протокол. Ревизоры Ространснадзора зафиксировали: безопасность плохо обеспечивают почти на всех станциях.— В городе всего 14 станций, — рассказал Лайфу источник. — На 12 не было нужного количества средств технической безопасности: рамок металлоискателей, рентгеновских установок или камер слежения. Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости / Юрий Стрелец" data-image-titlewide="true" data-color-scheme="dark" data-extra-overtitle="" data-extra-title="" data-extra-subtitle="" data-extra-undersubtitle="" data-extra-description="Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости / Юрий Стрелец" /> Питерский сценарий в Самаре
Самарский метрополитен тоже пропустил условного террориста
Это произошло за пару дней до взрыва в Петербурге. В конце марта сотрудник ФСБ с муляжом взрывного устройства спокойно прошёл на платформу одной из станций
И здесь, в отличие от нижегородского метро, его всё-таки досмотрели. Однако поверхностно, поэтому ничего подозрительного не нашли. По идее, сотрудники служб безопасности метро должны уметь выявлять потенциальных террористов по некоторым признакам и поведению. Для этого нужно постоянно вглядываться в людей в толпе. Если есть подозрения, человека остановят и попросят пройти досмотр. Однако в середине марта на станциях "Спортивная", "Советская" и "Кировская" эту обязанность порой игнорировали. Нарушения нашли и в кадровой службе. Например, новичков не проверяли, поэтому на работу на стратегически важный транспортный объект могли попасть в том числе и пособники террористов.Ространснадзор выяснил: в ГУП "Самарский метрополитен" беда с видеонаблюдением. На некоторых станциях камеры не умели распознавать и запоминать лица. А записи с камер не хранились на серверах в течение месяца, как положено по закону. Самарскому метрополитену дали срок до 19 июня, чтобы устранить все "косяки". Видимо, подгадали под начало Кубка конфедераций. Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости / Павел Лисицын" data-layout="regular" data-extra-description="Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости / Павел Лисицын" /> Скрытные безопасники из Екатеринбурга Сюда инспектора пришли в марте и тоже запустили "тестового террориста". Служба безопасности метро без проблем пропустила его на станцию "Динамо". Нарушения во всех городах были похожи, но в Екатеринбурге были нюансы. На станции "Проспект Космонавтов" всё же вычислили потенциального террориста, но уведомили начальство не по каналам экстренной связи.
Вместо того чтобы передать сигнал об угрозе теракта по телефону, сотрудник использовал для этого электронную почту. Кроме того, он отправил недостоверную информацию [об инциденте], которая потом не уточнялась
Источник в Ространснадзоре
Нашлись вопросы и к видеонаблюдению. Камеры в свердловской подземке не фиксировали, как работают безопасники и что происходит в инженерных помещениях. Случись на станции ЧП — при его расследовании силовики не смогли бы восстановить картину произошедшего. Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович" data-image-titlewide="true" data-color-scheme="dark" data-extra-overtitle="" data-extra-title="" data-extra-subtitle="" data-extra-undersubtitle="" data-extra-description="Коллаж: © L!FE Фото: © РИА Новости / Владимир Астапкович" /> Кто виноват и что делать? Лайф направил запросы в те метрополитены, где нашли нарушения, но оперативного ответа не получил.По окончании проверок инспектора буквально закидали метро предписаниями и административными протоколами. Но вешать всех собак на сотрудников ГУПов бессмысленно, считают эксперты. Защита метро зависит от комплекса действий и систем, считает председатель общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков.
Начальство метро должно чётко и оперативно работать с правоохранителями. Нельзя перекладывать ответственность за антитеррористическую безопасность в метро только на плечи службы безопасности подземки или специальных отделов полиции
Председатель общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков
По его словам, защита пассажиров подземки — это не только рамки металлоискателей, камеры, но и огромная "армия" работников метрополитенов российских городов, которые совместно с правоохранителями должны заниматься профилактикой возможных терактов.— К трагедии может привести не только взрыв бомбы, но и повреждение потенциальным террористом систем, поддерживающих жизнедеятельность подземки, — считает Янков. — Ведь малейшие нарушения в движении поездов приведут к столпотворению на платформах, а это, в свою очередь, — к панике и давке.Вопросы безопасности во всех метрополитенах страны привлекли внимание надзорных органов после теракта в петербургском метро, из-за которого погибло 15 человек. 3 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге произошёл взрыв в вагоне поезда в тоннеле между "Сенной площадью" и "Технологическим институтом". Возбудили дело по статье "Теракт". Одна из приоритетных версий: исполнителем был террорист-смертник, уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Недавно в Подмосковье задержали предполагаемого организатора, земляка Джалилова — Аброра Азимова. * Организация запрещена в РФ решением Верховного суда.
Метро в регионах провалили антитеррористические проверки
Месяц назад в России закончились масштабные проверки метрополитенов: екатеринбургского, нижегородского и самарского. ФСБ тестировала системы видеонаблюдения, ..., Месяц назад в РоссииТакже по теме: