Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», обладающий новыми возможностями передвижения в ледовых условиях, вышел на завершающий этап уникального экспериментального рейса. Судно из порта Сабетта Ямало-Ненецкого автономного округа России доставило в китайский город Цзянсу груз углеводородов и при помощи атомохода «50 лет Победы» возвращается в Сабетту за очередной партией сжиженного газа.
Переход крупнотоннажного танкера по Северному морскому пути впервые в истории проходит в феврале. Экспериментальная зимняя проводка организована совместными усилиями компаний «Совкомфлот» и «НОВАТЭК» и в ближайшее время полученный опыт судовождения в высоких широтах будет распространён на другие танкеры, что даст возможность расширить период навигации и в дальнейшем создать безопасный и круглогодичный маршрут перевозок сжиженного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
- Дальнейшее развитие судоходства по Севморпути появится с вводом в эксплуатацию 15 судов-газовозов, строительство которых сейчас ведётся на российской верфи «Звезда» для нашего нового проекта «Арктик СПГ 2», - заявил председатель правления «НОВАТЭК» Леонид Михельсон. - Также мы рассчитываем, что до конца 2022 года в эксплуатацию будут сданы два новых атомных ледокола типа ЛК-60, это позволит нам упростить круглогодичную транспортировку сжиженного газа с проекта «Арктик СПГ 2» по Северному морскому пути.
Танкер «Кристоф де Маржери» ещё не завершил экспериментальный рейс, но предварительные итоги перехода доказали, что навигационное окно в восточной Арктике можно расширить.
- Рейс проходит в штатном режиме, судно в исправном состоянии, экипаж в составе 33 человек здоров, - доложил капитан газовоза Сергей Гень. - Мы гордимся тем, что нашему экипажу выпала честь совершить этот исторический рейс. Впервые танкер таких размеров преодолевает восточный сектор Арктики в феврале. Ледовую обстановку по трассе оцениваем как сложную, но в пределах ожидаемого.
На совещании о ходе уникального рейса полпред президента России в ДФО Юрию Трутневу доложили, что к началу летне-осенней навигации 2020 года на СМП заработала автоматизированная система управления (Штаба морских операций. Комплекс круглосуточно собирает и анализирует информацию о навигационной и ледовой обстановке и оперативно доводит актуальные сведения до капитанов судов. На базе этого оборудования запланировано создание системы автоматической маршрутизации в Арктике, что повысит коммерческую привлекательность СМП.
- Этот рейс ещё на шаг приблизил нас к реализации планов руководства страны по наращиванию навигации и увеличению грузопотока Северного морского пути, - отметил Юрий Трутнев. - Я уверен в том, что Северный морской путь конкурентен, что изменения ледовой обстановки и улучшение морских технологий создают новые условия для его освоения. Севморпуть будет пользоваться всё большим интересом, будет увеличиваться количество транзитного транспорта, а этом важно в интересах развития экономики страны, в интересах наших арктических территорий.
Создание инфраструктуры вдоль Северного морского пути позволит этому маршруту в будущем стать важнейшей транспортной системой России с возможностями на треть сократить морской путь из Азии в Европу. В 2020 году по СМП перевезли почти 33 млн тонн грузов, за последние пять лет грузопоток на этой линии вырос почти в пять раз. Напомним, в минувшем году именно этим путём через Хабаровский край на космодром Восточный в Амурской области был доставлен гигантский стартовый стол ракеты-носителя «Ангара».
Также осенью 2020 года МегаФон и «Росгеология» завершили первый этап морских исследований в рамках проекта прокладки подводной линии связи из Европы в Азию - научно-исследовательское судно «Профессор Логачев» прошло по самым сложным с точки зрения ледовой обстановки участкам трассы в акватории Северного морского пути общей протяженностью 6500 км. Полученные результаты позволят выбрать оптимальный маршрут прокладки кабеля вдоль Арктической зоны России, а также определить места строительства отводов на берег.
Проект «Arctic Connect» свяжет волоконно-оптической линией связи континенты, на которых проживает 85% населения, и обеспечит самый быстрый сигнал с минимальным уровнем задержки. Запуск Arctic Сonnect с пропускной способностью 200 Тбит/с поможет справиться с растущими объемами мирового трафика. Отводы, построенные от основной линии, позволят предоставить качественную связь потребителям Арктики и Дальнего Востока, в том числе предприятиям топливно-энергетического комплекса. Это будет способствовать социально-экономическому развитию региона.