Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Административная ответственность за нарушения российского законодательства при проведении массовых мероприятий стала более серьезной

Собрания, митинги, демонстрации и пикетирования, а также иные массовые мероприятия представляют собой важное социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и
Собрания, митинги, демонстрации и пикетирования, а также иные массовые мероприятия представляют собой важное социально значимое явление, требующее комплексного использования сил и средств в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при их проведении, согласованных действий не только различных подразделений органов внутренних дел, но и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных формирований.
Организация деятельности органов внутренних дел Приморского края в сфере охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий является крайне актуальной задачей.
В течение первого полугодия 2012 года в городах и районах Приморского края проведено 1195 массовых мероприятия, в том числе 507 праздничных, 184 спортивных, 262 религиозных и 145 общественно – политических. В массовых мероприятиях приняли участие около 1 миллиона 250 тысяч человек. На обеспечение общественного порядка и безопасности дорожного движения задействовалось 26,6 тысяч сотрудников ОВД и 943 военнослужащих ВВ МВД России, 257 казаков, 1968 членов добровольных народных дружин, 124 сотрудника ЧОП и СБ, 150 курсантов ВФ ДВЮИ МВД России, 400 военнослужащих Минобороны РФ.
8 июня 2012 года принят Федеральный закон № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - закон), которым внесены изменения, предусматривающие административную ответственность за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка.
Закон вводит новый вид административного наказания - обязательные работы, которые нарушители будут отбывать по решению суда. Усилена административная ответственность участников и организаторов публичных мероприятий за нарушения порядка их организации и проведения.
Этим же законом предусмотрено, что участники публичных мероприятий не вправе скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, находиться в состоянии опьянения, иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия.
К числу обязанностей организатора публичного мероприятия отнесено принятие мер по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия числа участников, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц, либо угрозу причинения ущерба имуществу.
Закон наделил организатора публичного мероприятия правом требовать от уполномоченного представителя органа внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
Определено минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, которое определяется законом субъекта Российской Федерации. Причем указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
Организатором массового мероприятия не может быть гражданин, который два и более раза в течение года привлекался к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 КоАП РФ.
Поправки в документы, регламентирующие организацию и проведение массовых мероприятий, не отменяют действия Федерального закона № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и других ранее принятых законодательных актов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ
«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон), проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона, организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона; обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования; приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий; обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия; принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц, либо угрозу причинения ущерба имуществу; обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия; довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия; требовать от участников публичного мероприятия не скрывать свое лицо, в том числе не использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности.
Ст. 6 Закона установлено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств. Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
Неисполнение законных требований сотрудников полиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. В случае обнаружения обстоятельств, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, до проведения публичного мероприятия организатор публичного мероприятия предупреждается в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации об указанной ответственности.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона, организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия, либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Так, непосредственно в законодательстве определена возможность для всех лиц, отвечающих статусным характеристикам организатора, проводить (включая и стадию организации) публичные мероприятия в любых прямо не запрещенных и отвечающих установленным требованиям местах, в определенном временном интервале.
Кроме того, ч. 1 ст. 8 Закона устанавливает, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» указывает, что участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ), за блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18 КоАП РФ), за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33 КоАП РФ).
Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, предусматривает административную ответственность за организацию массового мероприятия в общественных местах в размере от 10.000 до 300.000 рублей в случае, если действия участников мероприятия причинили вред здоровью или имуществу граждан (с 01.01.2013 года предусмотрены также обязательные работы).
Кроме того, за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, а также за организацию массовых беспорядков предусмотрена уголовная ответственность.
Так, ст. 267 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до восьми лет. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
В соответствии со ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет; участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет; Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
К сожалению, приходится констатировать, что после принятия нового закона в ряде субъектов Российской Федерации появились тенденции к его дискредитации. Граждане, не считающие зазорным отвлекать силы и средства правоохранительных органов от выполнения прямых целей и задач их деятельности, буквально «заваливают» органы исполнительной власти многочисленными уведомлениями о проведении публичных мероприятий под надуманными предлогами. Так, в данных уведомлениях организаторы заявляют о проведении публичных мероприятий в формах: пикета «зарядка в компании друзей», шествий-походов «в магазин за батоном», «в магазин за молоком и печеньками», «на озеро для публичных купаний», автопробега на автобусе № 48 «До дому, до хаты» и т.п.
Таким любителям неумных шуток хочется еще раз напомнить: время, впустую затраченное на рассмотрение заявок и охрану порядка во время проведения «массовых мероприятий», чаще всего срежессированных по типу клоунады, отрывается от раскрытия реальных преступлений, в результате которых страдают реальные люди, которые вполне могут оказаться родными и близкими уведомителей.

Также по теме:
Актуальные новости и события Хабаровского края.