Подготовка к созданию ТОРа в Комсомольске идет при плотном взаимодействии всех участников проекта
Подготовка к созданию ТОРа в Комсомольске идет при плотном взаимодействии всех участников проекта, Интервью Первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего ВостокаИнтервью Первого заместителя министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Осипова ИА "АмурПРЕСС"
На Дальнем Востоке вот-вот появятся первые ТОРы или ТОСЭРы - территории опережающего социально-экономического развития.
Проект федерального закона, регулирующего их создание и деятельность, сегодня проходит через «горнило» Госдумы, и его скорое принятие, по замыслу авторов, даст «зеленый свет» крупномасштабному освоению макрорегиона. Пока законодатели отшлифовывают юридические формулировки, деловые люди, практики, не теряя даром времени, готовятся к грядущей «торизации». О том, как идет подготовка к созданию ТОРа в городе Комсомольске-на-Амуре, московский корреспондент РИА «АмурПРЕСС» Сергей Акулич попросил рассказать 1-го заместителя Министра по развитию Дальнего Востока Александра Осипова.
- Александр Михайлович, выступая недавно на «правительственном часе» в Совете Федерации, вице-премьер правительства России и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев упомянул Комсомольск-на-Амуре как одну из перспективных площадок, где планируется создать территорию опережающего развития. Входит ли организация там ТОРа в приоритеты Минэкономразвития?
- Да, для нас это является приоритетным проектом сейчас.
- В числе тех пяти, что отобраны для реализации?
- Да, но число 5 не сакральное. Пока мы считаем, что организационно и финансово справимся с 4-5 ТОРами, учитывая просто гигантские размеры региона, большие инфраструктурные сложности и наши финансовые возможности. Юрий Петрович Трутнев нас ориентирует на осмысленные и исполнимые действия в этой части, поэтому мы стремимся выбирать приоритеты по ряду показателей. Территория Комсомольска-на-Амуре им соответствует.
- По каким критериям был сделан выбор в пользу Комсомольска?
- Для нас самыми главными являются три критерия. Это ожидаемое соотношение частных и бюджетных инвестиций. Соотношение ожидаемых бюджетных доходов и бюджетных инвестиций. И третий – ожидаемый объем вклада в прирост валового регионального продукта.
Но есть еще ряд условий, также учитываемых при отборе приоритетных ТОРов. В первую очередь, это наличие инвестиционного спроса. То есть, необходимы частные инвесторы, у которых есть интерес запустить именно там новые производства. Второе – явная экспортная ориентированность выпускаемой в ТОРе продукции. Третье условие – явный экономический и социальный эффект, который мы рассчитываем получить в виде роста ВРП, создания новых современных рабочих мест с высокой заработной платой, прироста бюджетных доходов, развития местного и регионального рынков... По наличию этих условий Комсомольск также является у нас одним из лидеров.
- Что уже конкретно сделано для создания в Комсомольске территории опережающего развития?
- Около 8-9 месяцев мы совместно, в первую очередь, с Объединенной авиастроительной корпорацией, с компанией «Гражданские самолеты Сухого», с правительством Хабаровского края отрабатывали вопросы подтверждения инвестиционного спроса, выявляли, какие проекты и какие виды производств необходимы для самолетостроения, судостроения, для нужд города. Разговаривали с потенциальными резидентами, которые могут эти производства создать.
Второе – мы выявляли площадки, подходящие для создания территории опережающего социально-экономического развития. То есть, нам требовалось определить участки, где будут размещаться новые промышленные производства. И нам нужно было определить участки для размещения социальных объектов и объектов жилищного строительства.
Мы изучали разные площадки внутри города и вокруг города. Совместно с муниципалитетом и субъектом Федерации смотрели, какие из них наиболее рационально использовать. Сейчас выбор таких площадок завершается, и через какое-то время мы сможем сообщить результаты.
- Поскольку там будут, кроме промышленных, еще и социальные и жилищные объекты, получается, что ТОР – это своего рода мини-город?
- Микрорайон - скорее, так. Но это, конечно, не значит, что вот эту часть города мы будем улучшать в социальном плане, а все остальное игнорировать. Нет. Наша задача – добиться, чтобы городская среда в целом становилась более современной, привлекательной для жизни. У нас здесь подход практический и рациональный. Вот, скажем, если жителям нужен современный кинотеатр, мы построим его там, где это рациональнее для города, а не обязательно в границах территории опережающего развития.
- По мере того, как предприятия, собранные в ТОРе, начнут работать и приносить прибыль, по мере возникновения новых производственных и социальных потребностей будут ли границы этой территории раздвигаться?
- Да, совершенно верно вы уловили. Внутренняя интенсификация и внешнее расширение - это естественное свойство правильно запущенной территории опережающего развития. Мы такие примеры видим, собственно говоря, и в Китае, и в Корее, Сингапуре и т.д. Начинали они с нескольких десятков гектаров площадей, а сейчас простираются на сотни квадратных километров. Здесь у нас такая же идеология
- То есть, в перспективе и весь Комсомольск-на-Амуре может превратиться в город – ТОР?
- Это вполне рациональная идея, которую стоит рассматривать, и, по-видимому, в свое время она будет обязательно рассматриваться.
- Пока же, как я понимаю, речь идет о распространении льготных режимов только на вновь создаваемые производства?
- К такому консенсусу пришли в правительстве страны. В первую очередь, специальные режимы, упрощенные режимы нужны для тех, кому сложнее всего, для тех, кто пытается начать с чистого листа, с пустого места, и обостренно испытывает на себе все проблемы, которые существуют на Дальнем Востоке: чего-то постоянно не хватает, что-то недообустроено, нет каких-то видов инфраструктуры, имеются проблемы с кадрами и так далее. Поэтому концентрация усилий, прежде всего, на тех, кто пытается запустить новые проекты.
- Есть уже потенциальные инвесторы, которые готовы вложиться в эти проекты?
- Да, есть. Это вообще была отправная точка – выявление таких людей.
- Кого-то можете назвать персонально?
- Я прошу меня извинить, но деньги, как известно…
- …Любят тишину.
- Абсолютно верно! Инвестиции – это ведь немалые деньги. И люди, принимающие решения об инвестициях, естественно, пока не заинтересованы в огласке своих планов и хотят избежать даже минимального воздействия на себя со стороны конкурентов. Необходимо полное спокойствие в принятии решений, трезвость в расчете и уверенность в обоснованности вложений. Мы, конечно, стремимся создать для них комфортные условия в этой части.
- Уже есть понимание, какая продукция будет выпускаться в ТОРе Комсомольска-на-Амуре?
- В первую очередь - это узлы, агрегаты, детали, другие виды продукции и промышленных услуг, которые будут поставляться в компанию «Гражданские самолеты Сухого», на Комсомольский-на-Амуре авиационный завод, на Амурский судостроительный завод и прочие предприятия. Могут находиться в ТОРе и общие легкие производства, работающие для удовлетворения текущих нужд города и Хабаровского края. Свою задачу мы видим в том, чтобы помочь в развитии этих компаний, создавая для их работников благоприятные экономические, социальные и жилищные условия.
- Когда реально заработает ТОР в Комсомольске и каковы ожидаемые сроки окупаемости проекта?
- Закон о территориях опережающего социально-экономического развития в случае принятия в этом году Государственной думой начнет действовать, возможно, с 1 февраля или даже марта 2015 года. Затем мы приступим к разработке проектно-сметной документации, к подписанию соглашений с компаниями-резидентами, проведению других мероприятий. Какие-то объекты инфраструктуры, наверное, сможем построить уже в следующем году, а сооружение промышленных зданий, видимо, перейдет на 2016 год. Но мы стремимся ускорить процесс.
Так что, реальный запуск производства ожидается в 2016-2017 годах. Что касается сроков окупаемости проекта, то те предварительные расчеты, которые мы сделали - пока не имея проектно-сметной документации, показывают: срок окупаемости может быть в пределах 5-8 лет. Это очень маленький срок для такого рода проектов, но он вполне реальный. Главный вопрос, который здесь у нас возникает, связан с тем, что те высокотехнологичные производства, которые мы сейчас рассматриваем – они требуют строительства промышленных зданий. Вот это утяжеляет проект. И второе, что утяжеляет – это, конечно, социальные и жилищные объекты. Но мы идем на это, концентрируя все ресурсы – бюджетные и частные, поскольку только так можно эффективно решать вопросы развития города.
- Вице-премьер Трутнев сообщил, что из федерального бюджета на создание пяти дальневосточных ТОРов выделено 42 млрд. рублей.
- Да, на 3 года.
– Всем поровну? Сколько достанется Комсомольску?
- Все будет идти от практики. Где-то, к примеру, надо строить порт, причальные стенки – значит, там и больше расходы. В Комсомольском ТОРе таких дорогих работ не предусматривается, поэтому каких-то гигантских объемов капитальных вложений в этой части не будет. Мы смотрели – большинство видов инфраструктуры там есть. Нам предстоит только инженерно дообустроить территорию. Ну и, конечно, начать там возведение промышленных зданий, о чем я уже говорил.
- Какое количество рабочих мест предполагается создать в ТОРе?
- На первом этапе, который будет длиться от 3 до 5 лет, будет, по нашему мнению, создано от 2,5 до 6 тысяч высокопроизводительных современных качественных рабочих мест. Это именно в цехах, в самой территории опережающего развития. Но опыт азиатских стран и наш отечественный – Калужской области, Татарстана, Ульяновской и Ленинградской областей, где успешно действуют особые экономические зоны, индустриальные парки, показывает, что на каждое рабочее место, созданное в таких зонах, приходится до шести новых рабочих мест за их пределами. Ведь появляется спрос на транспортно-логистические услуги, на поставки грузов, на обеспечение питанием, на подготовку кадров и так далее. Плюс, благодаря появлению новых производств, возрастает загрузка местных энергетических, коммунальных, транспортных организации – и они также создают у себя дополнительные рабочие места.
- Существуют ли моменты, которые мешают Минвостокразвития решать поставленные задачи?
- В решении всех вопросов мы очень плотно и продуктивно взаимодействуем, в первую очередь, с правительством Хабаровского края, непосредственно с губернатором Вячеславом Ивановичем Шпортом. И меня просто очень обнадеживает, что ТОР - личный приоритет для главы региона. Это залог того, что своевременно будут решаться все вопросы, что все необходимое для реализации проекта будет сделано и со стороны федеральных органов, и со стороны субъекта РФ. Хорошие деловые отношения сложились у нас и с муниципальными властями Комсомольска-на-Амуре. Также очень плодотворно работаем с руководством Объединенной авиастроительной корпорации. Думаю, если такое обнадеживающее взаимодействие между участниками проекта сохранится на протяжении всего периода создания ТОРа, мы все очень быстро и хорошо сделаем.
Также по теме:
- Юрий Трутнев: Новые проекты опережающего экономического развития должны сопровождаться эффективными решениями в области социально-демографической политики
- Юрий Трутнев: территории опережающего развития создают для предпринимателей необходимые условия для роста
- Для города Свободного будет разработан долгосрочный план комплексного социально-экономического развития Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития города Свободный разработает Минвостокразвития совместно с Правительством Амурской