Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Сергей Качаев представил «инвестиционный принцип» распределения квот на водные биоресурсы

Сергей Качаев представил «инвестиционный принцип» распределения квот на водные биоресурсы, Заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев принял участие в Х международном
Сергей Качаев представил «инвестиционный принцип» распределения квот на водные биоресурсы

Заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев принял участие в Х международном Конгрессе рыбаков, который проходит в эти дни во Владивостоке. Главной темой профессионального форума, для участия в котором прибыли 350 делегатов со всего мира, стало государственное регулирование использования водных биоресурсов.
Сергей Качаев, выступая с докладом, отметил, что Дальний Восток добывает 2/3 российских водных биоресурсов. Минвостокразвития исходит из единой задачи – конвертировать природные богатства в инвестиции в макрорегион, обеспечить экономическую эффективность их использования. Применительно к водным биоресурсам такая задача неоднократно ставилась Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. По факту данные поручения не реализованы, соответствующие механизмы законодательством не предусмотрены.
Министерство вместе с бизнесом и экспертами рыбной отрасли проанализировали действующую модель управления водными биоресурсами, исходя из того, что экономическую основу отрасли составляют промышленные и прибрежные квоты, распределение которых осуществляется по «историческому принципу».
«Мы, как и все участники отрасли, признаем, что «исторический принцип» способствовал не только росту натуральных показателей, характеризующих добычу водных биоресурсов, но и существенному улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности рыбохозяйственного комплекса, росту инвестиционной активности в отрасли, - подчеркнул Сергей Качаев . – Однако, действующая модель имеет ряд минусов, превратившихся за годы его реализации в негативные тренды, ограничивающие развитие отрасли».
Среди этих причин заместитель Министра назвал появление и развитие такого экономического явления, как компании-рантье, которые продают свои квоты, способствуя спекуляциям и росту цен на рыбную продукцию.
«Исторический принцип» во многом определил экспортно-сырьевой характер развития рыбохозяйственного комплекса России. Более 80% экспортируемой продукции – свежая и мороженая рыба. Добавленная стоимость за счет российских водных биоресурсов формируется в третьих странах.
Системная проблема – состояние рыбопромыслового флота – основного производственного фонда отрасли.
«Сверх нормативного срока службы эксплуатируется 91,5% рыбопромысловых судов. За последние 25 лет построено 52 судна, из которых 50 – малотоннажных, 2 – среднетоннажных. Это всего лишь 2% от общего количества действующих судов».
Ко всему прочему, «исторический принцип» создал барьеры для вхождения в рыбную отрасль нового капитала. Сегодня инвестор может войти в «рыбный» бизнес, купив квоты у «рантье» или чей-то бизнес целиком, понеся на первом этапе колоссальные издержки.
«Вместе с экспертами мы проанализировали альтернативные модели распределения квот и пришли к выводу, что «исторический принцип», под которым понимается долгосрочное закрепление квот на основании истории промысла, должен быть сохранен, но усовершенствован с целью устранения тех негативных явлений и трендов, о которых было сказано ранее», - сказал Сергей Качаев.
В Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока разработали модель «инвестиционного принципа» распределения водных биоресурсов. Данная модель предусматривает:
заключение инвестиционных соглашений с пользователями водных биоресурсов как условие долгосрочного закрепления долей квот на основании истории промысла;
утверждение Правительством Российской Федерации требований к таким инвестиционным соглашениям и порядка определения объема инвестиционных обязательств пользователей водных биоресурсов; принудительное прекращение права на добычу ВБР пользователей, с которыми заключены инвестиционные соглашения, при условии их невыполнения; распределение высвобождающихся долей квот добычи ВБР на аукционах, а также запрет на переход права на доли квот добычи ВБР от одного юридического лица к другому юридическому лицу при реорганизации в порядке универсального правопреемства.
«Модель была поддержана вице-премьером Юрием Трутневым. Он дал поручение в сентябре внести в Правительство проект соответствующего федерального закона», - сказал Сергей Качаев.
Главным вопросом для отрасли в этой модели является порядок определения объема инвестиционных обязательств. Ранее были озвучены предложения по его привязке к обороту или прибыли рыбохозяйственной организации. Но такой механизм, по мнению заместителя Министра, очень субъективен. Мы же исходим из необходимости исключить какое-либо влияние чиновников.
Поэтому в качестве возможной методики Министерство работает над привязкой объема инвестиций к сборам за водные биоресурсы. В частности, рассматривается минимальный уровень таких инвестиций как разница межу объемами сборов за ВБР, которые государство могло бы получить, если бы соответствующие сборы составляли 100%, и которые фактически поступают в федеральный бюджет с учетом установленных государством льгот.
Сергей Качаев привел пример. 20 крупнейших рыбодобывающих компаний Дальнего Востока заплатили в 2014 году в федеральный бюджет 474 млн. рублей сборов на ВБР, а могли бы заплатить 3 млрд. 160 млн. рублей, если бы государство не предоставило налоговые преференции. Разница – почти 2,7 млрд. рублей в предлагаемой нами модели подлежит инвестированию в рыбопромысловые суда, перерабатывающие мощности или логистическую инфраструктуру. При условии индексации этого объема на уровень инфляции, объем инвестиций за 25 лет в отрасль только от 20 компаний составит 67,5 млрд. рублей. К примеру, это равнозначно 45 новым рыбопромысловым судам.
«Таким образом, вместо повышения ставок сбора за ВБР и увеличения доходов собственного бюджета государство предлагает инвестировать средства в размере своей упущенной выгоды в инфраструктуру рыбохозяйственного комплекса, исходя из того, что 1 рубль, вложенный бизнесом в отрасль, даст больший мультипликативный эффект, рост добавленной стоимости и количества рабочих мест. Коллеги из ряда федеральных ведомств соглашаются с нами, что такой подход обоснован при закреплении долей квот на сверхдолгий период (25 лет). Но предлагают подумать об обязательствах иного характера при условии закрепления квот на меньший срок. В частности, речь может идти об обязательствах по поставке рыбной продукции на российский берег. Полагаем, что при условии закрепления квот на меньший период, такой подход может быть обоснован» - завершил свое выступление Сергей Качаев.
Руководитель профильной комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей, президент Ассоциации добытчиков минтая – крупнейшего общественного объединения отрасли – Герман Зверев на площадке Международного конгресса заявил, что в ассоциации считают, что возможность разницы между нормативной и льготной ставкой может использоваться в качестве индикативного показателя для инвестиционных обязательств предприятий. По всем рыбохозяйственным районам нашей страны это около 7,5 млрд. рублей. По словам президента ассоциации, реализация данной инициативы Минвостокразвития России позволит предложить понятный, не коррупционный и легко администрируемый механизм повышения инвестиционной активности в отрасли.

Также по теме:
Актуальные новости и события Хабаровского края.