Ответы Министра Александра Галушки на вопросы сенаторов в рамках "правительственного часа" в Совете Федерации
Ответы Министра Александра Галушки на вопросы сенаторов в рамках \"правительственного часа\" в Совете Федерации, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока АлександрМинистр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка на заседании Совета Федерации в рамках «Правительственного часа» ответил на вопросы сенаторов о мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока.
Н.И. Рыжков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Белгородской области: Уважаемый Александр Сергеевич! Мы желаем Вам успехов в развитии Дальнего Востока. Если бы Ломоносов жил немножко позднее, он бы обязательно сказал "Сибири и Дальнего Востока", но он рано умер. И то, что Владимир Владимирович два года назад сказал, что XXI век – это век Дальнего Востока, нашего Дальнего Востока, он совершенно прав. Я лично считаю, что при всем уважении к Европе, она будет топтаться. Тихоокеанский регион будет развиваться. Поэтому мы желаем Вам успехов и надеемся, что вновь созданные структуры, правительственные структуры, постепенно, как говорят, войдут в курс дела, выработают определенную политику и будут выводить Дальний Восток туда, куда требуется.
Давайте говорить откровенно: Дальний Восток для нас (и Курильские острова, кстати сказать) – это наша визитная карточка.
Председательствующий (первый заместитель Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдоров): Николай Иванович, время для вопроса истекло. Если захотите, мы Вам дадим возможность выступить. Задайте вопрос, пожалуйста.
Н.И. Рыжков: У меня, Валентина Ивановна, вопрос, который, кстати, и Вы знаете (Вы были недавно, летом Вы были тоже в Якутске).
30 лет назад, я, будучи депутатом Верховного Совета Советского Союза, получил наказ о строительстве железной дороги от БАМа… вернее, от Нерюнгри до Якутска. Я не буду говорить, как тяжело все проходило, было сторонников мало, говорили, что нет грузооборота, не нужна эта железная дорога. Убедили, что она нужна. За эти годы построена железная дорога, она дошла до Якутска, но только с правой стороны, а Якутск находится с левой стороны. И вот там идет разгрузка, сегодня паромами отправляется груз на автомобилях, зимой там, по-видимому, по льду будет и так далее. Мы все время писали, обращались, и я в том числе обращался к Владимиру Владимировичу, с тем чтобы в конце концов принято было решение о строительстве перехода – моста железнодорожного и автомобильного. До сих пор решения такого нет. Одни говорят, что надо только автомобильный мост, а другие – что вообще это надо делать после 2020 года. И получается: изюминку сделали, а довести до ума мы не можем. Ссылаются на Вас сейчас. Ну, не на Вас персонально, ссылаются на министерство, на администрацию дальневосточного управления, что они должны рассмотреть концессионные дела, в том числе и Китай в какой-то мере, каким-то боком там находится.
Все наши обращения в Министерство транспорта кончаются тем, что мы получаем под копирку письма господина Аристова, заместителя министра. Мы уже даже знаем, что он напишет нам.
Поэтому убедительная просьба: все-таки Вы рассмотрите это у себя в руководстве. Этот вопрос очень серьезный, и, на мой взгляд, надо принимать решение как полагается.
Председательствующий: Спасибо. Пожалуйста, Александр Сергеевич.
А.С. Галушка: Спасибо.Уважаемый Николай Иванович, полностью с Вами согласен, с тем, что мы делаем великое дело в ХХI веке, развивая наш Дальний Восток. Это великое дело, которое начинали наши предки, о котором говорил Ломоносов, которое продолжал Столыпин и наш Президент Владимир Владимирович Путин, определив приоритетом на весь ХXI век. Так же, как и в Азиатско-Тихоокеанском регионе будущее, безусловно, это регион, который динамично сейчас развивается. Китайская экономика – это уже первая экономика мира по приоритету покупательной способности. И все споры – на 6 процентов или на 7 процентов она будет расти, но на те 18 трлн. долларов, которыми измеряется эта экономика, хоть 6, хоть 7 – это больше 1 трлн. долларов каждый год будет прирастать экономическая мощь.
Вы упомянули Курильские острова. Отмечу, что в этом году наше министерство разработало, и Правительство ее утвердило, новую федеральную целевую программу развития Курил с 2016 до 2025 года в объеме 70 млрд. рублей. Поэтому развивать Курилы мы будем в ближайшие 10 лет так же последовательно, как и в предыдущие 10 лет.
Относительно железной дороги, о которой Вы сказали… В Правительстве принципиальное решение принято о том, как соотносятся территориальная и отраслевая работа и соответствующие территориальные и отраслевые программы. В территориальных программах, таких как Программа развития Дальнего Востока, не будет специальных отраслевых мероприятий. Такие мероприятия будут в соответствующих отраслевых программах. В частности, эта дорога в программе развития транспортной системы, в программе РТС. Но, как я упомянул, у нас полномочия от Правительства согласовывать такие программы.
Николай Иванович, мы обязательно на это внимание обратим и в рамках полномочий по согласованию этой госпрограммы будем добиваться включения этого объекта в госпрограмму развития транспортной системы.
Буду также признателен Вам, Валентина Ивановна, если мы в итоговую резолюцию нашего мероприятия включим эту рекомендацию.
Председательствующий: Да. Коллеги, тогда мы поддержим Николая Ивановича и в наше постановление итоговое включим эту позицию. Нет возражений? Нет. Спасибо.
Андрей Аркадьевич Климов.
А.А. Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Пермского края: Спасибо, Валентина Ивановна.Уважаемый Александр Сергеевич, Вы уже отметили в своем выступлении итоги Восточного экономического форума, который, как мы знаем, прошел в начале сентября во Владивостоке. А каковы в целом дальнейшие перспективы использования владивостокской площадки для расширения наших позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе? В частности, я имею в виду, следующий год – год 20-летия отношений между Россией и АСЕАН, и много можно сделать и в области культуры, и в области образования, и в области политической активности. То есть как мы будем использовать эту площадку в дальнейшем для улучшения наших позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо, Андрей Аркадьевич. Действительно, 19 мая этого года Президент Российской Федерации подписал указ о проведении на регулярной (ежегодной) основе Восточного экономического форума в городе Владивостоке. Хочу отметить, что это второй случай в истории, когда Президент России подписывает специальный указ: до этого это был Петербургский международный экономический форум, теперь и Восточный экономический форум встал в этом ряду. Президентом России, как я сказал, принято решение о его проведении. Лично он принял участие в первом Восточном экономическом форуме. Уже известна дата следующего – это 2–3 сентября. Ответственный секретарь нашего форума – советник Президента Кобяков уже объявил, что 2–3 сентября он будет проходить. И, конечно, мы будем использовать эту площадку для самого активного диалога – политического, экономического, связанного с развитием Азиатско-Тихоокеанского региона и ролью России в этом развитии.
Более того, мы убеждены, что мы должны последовательно продвигать наш Дальний Восток как то место, как то пространство, которое развивает весь Азиатско-Тихоокеанский регион. И мы сегодня видим, что целый ряд проблем и вопросов Азиатско-Тихоокеанского региона успешно без России не может быть решен. Это и развитие транспортных логистических коридоров, это и межкорейский диалог, который только через Россию сегодня происходит, и целый ряд других позиций.
Сегодня интерес ко второму Восточному экономическому форум высок. Мы видим, этот интерес проявляется и на уровне лидеров государств, и на уровне крупнейших инвесторов, и с точки зрения государственных деятелей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Если первый форум мы готовили за три месяца (это были, конечно, экстремальные сроки для такого мероприятия, но выполняли соответствующий указ и решение Президента), то второй форум мы готовим уже в нормальном режиме, год у нас есть. Уже дважды оргкомитет форума заседал. Приглашаем также всех членов Совета Федерации принимать в этом активное участие. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо. Ирина Альфредовна Гехт, пожалуйста.
И.А. Гехт, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Челябинской области: Спасибо, Валентина Ивановна. Уважаемый Александр Сергеевич! Вашим министерством подписан меморандум с Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе. В нем, в частности, речь идет о создании российско-китайского фонда агропромышленного развития. Скажите, пожалуйста, на каких принципах будет строиться работа фонда, и какие основные задачи вы ставите перед ним? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое.
Председательствующий: Александр Сергеевич, у нас еще много желающих задать вопросы. Если можно, покомпактнее: вопросы – ответы.
А.С. Галушка: Полгода мы готовили это соглашение. Принципы следующие. Первое – на Дальнем Востоке земля может использоваться для сельхозпроизводства только российскими компаниями. Второе – российская рабочая сила в этих агропроектах должна составлять не менее 80 процентов, допускается привлечение иностранной рабочей силы в объеме не более 20 процентов. Третье – приоритет имеют российские поставщики. Четвертое – 90 процентов – финансирование китайское, 10 процентов – финансирование российское, со стороны российского фонда развития Дальнего Востока. Создается управляющая компания, 51 процент в управляющей компании принадлежит России, 49 процентов – Китаю. Председатель совета директоров и генеральный директор назначаются по представлению российской стороны. Голосование по инвестиционным проектам осуществляется в рамках совета директоров квалифицированным большинством.
Председательствующий: Спасибо за очень конкретный ответ. Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края: Большое спасибо. Уважаемый Александр Сергеевич! Дальний Восток – это 40 процентов территории нашей России, и только на юге в четырех территориях (Хабаровский и Приморский края, Амурская область и Еврейская автономная область) есть железная дорога, остальной завоз, особенно зимой, производится автомобильным транспортом или самолетами, что очень дорого. Сейчас будут производиться большие взимания с наших дальнобойщиков за проезд в том числе по федеральным автомобильным дорогам, что, естественно, приведет к удорожанию и без того очень дорогих товаров на Севере. Вам не кажется, что ваше министерство должно выступить с инициативой о том, чтобы для Дальнего Востока все же отсрочить действие этого известного "Платона", с тем чтобы по крайней мере, решая другие вопросы, мы не ухудшили там жизнь людей еще вот такими способами? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Светлана Петровна, за Ваш вопрос. Разделяю Ваш подход. В принципе все, что мы делаем сегодня в рамках работы с нашими коллегами в отраслевых министерствах и ведомствах, – это объясняем, доказываем и убеждаем в особом положении Дальнего Востока, в особых проблемах, которые есть на Дальнем Востоке, и в том, что если мы будем подходить с общей меркой к этой особой территории, слабо освоенной и при этом очень богатой, не получится развития.
Я приводил вам пример шести государственных программ, где особый подход в каждой государственной программе прописан. Это сделано впервые в этом 2015 году, в том числе и в отношении этой проблемы. Светлана Петровна, мы уделим ей внимание и посмотрим на те особенности, которые, возможно, будут предполагать корректировку общего подхода. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо. Сергей Владимирович Белоусов.
С.В. Белоусов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края: Уважаемый Александр Сергеевич, пару лет назад была озвучена проблема, касающаяся отгрузочных терминалов по зерну. Я представляю Алтайский край, естественно, Западная Сибирь. Примерно треть зерна, муки мы можем отгружать на Юго-Восточную Азию. Рынок растет, культура питания меняется, демография меняется, население растет. Что делается в этом отношении? И могли бы повысить урожайность, но нужен рынок сбыта. Чрноморские порты очень далеко.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Сергей Владимирович. Только что я говорил о российско-китайском агрофонде. Могу к этому добавить: китайские партнеры заявили объем инвестиций желаемый – 10 млрд. долларов США. Мы договорились сначала о 13 млрд. рублей, с этого будем стартовать. По мере того как будем выбирать конкретными проектами это финансирование, будем расширять возможности привлечения китайского финансирования для развития агросектора на Дальнем Востоке.
Кроме того, из девяти территорий опережающего развития, которые созданы, две – аграрной направленности: одна – в Приморском крае ("Михайловская"), и одна в Амурское области – "Белогорск".
Помимо этого, как я уже сказал, вчера Правительством России утверждены еще три ТОРа. Один из них – на Сахалине – тоже аграрной направленности. И также я упомянул в числе шести государственных программ, которые были скорректированы в интересах развития Дальнего Востока, и программы развития сельского хозяйства. Таковы первые шаги, которые были предприняты нами в 2015 году. Будем эту работу также последовательно продолжать вместе с коллегами из Минсельхоза, с которыми у нас высокий уровень взаимопонимания.
Председательствующий: Спасибо.Юрий Васильевич Кушнарь, пожалуйста.
Ю.В. Кушнарь, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области: Спасибо, Валентина Ивановна. Александр Сергеевич, ваше министерство делает очень много, и это заметно, честно говоря, невооруженным глазом. Помимо тех инструментов, о которых Вы сегодня уже говорили, работают еще также те утвержденные шесть (может быть, не все, но об одном я знаю точно) приоритетных инвестиционных проектов. И буквально на днях, вчера, по-моему, деньги в размере 1,1 млрд. рублей поступили на счета федерального казначейства в Амурской области. Это для развития…
А.С. Галушка: Петропавловска…
Ю.В. Кушнарь: Да, золотодобывающего комплекса в Селемджинском районе. Но помимо всего прочего есть еще такой инструмент, на который мы, дальневосточники, тоже рассчитываем, – это региональные инвестиционные проекты. Я знаю, что вашим министерством была проведена очень большая работа после совещания у Юрия Петровича Трутнева. Был подготовлен замечательный совершенно законопроект. Но оказалось, что параллельно Министерство экономического развития работало над другим проектом. Сейчас Вы уверены в том, что нам удастся, вам удастся, совместить оба этих проекта и сохранить то лучшее, что нам удалось сделать, гораздо лучше, чем сделали ваши коллеги из Минэкономразвития?
А.С. Галушка: Спасибо большое за Ваш вопрос. Объективности ради, это сделали коллеги не из Минэкономразвития, а из Минфина. Вы спрашиваете, есть ли у нас уверенность в том, что мы модернизируем коренным образом инструмент региональных инвестиционных проектов. Я могу сказать только одно: мы сделаем для этого всё возможное. И в течение этого года мы необходимую работу проводили. Коллег из Минфина нам все-таки удалось убедить в том, что ныне существующий механизм не будет работать. Он не только неработающий. За два года работы – один-единственный инвестиционный проект на Дальнем Востоке. Кому нужен тогда этот инвестиционный механизм поддержки через региональные инвестиционные проекты?! Ну, нельзя так противоречить реальной действительности, когда инвесторы не пользуются этим неудобным, громоздким, рискованным механизмом. Вариант облегченный, модернизированный готов. С Минфином мы все-таки смогли прийти к взаимопониманию, что он должен быть реализован. Это вселяет в нас уверенность, что он может быть принят.
Председательствующий: Спасибо. Александр Константинович Акимов.
А.К. Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия): Спасибо, Валентина Ивановна. В зоне БАМа, Александр Сергеевич, как Вы знаете, одним из первых был создан Южно-Якутский территориально-производственный комплекс. Там, как Вы знаете, более 10 очень крупных объектов – не только создание угольного комплекса, но и металлургического комплекса, разработка Селигдарского месторождения, Вы в курсе дела. Но, к сожалению, хотя постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена схема развития Южной Якутии, создана корпорация, но (как мы проанализировали, недавно заседание "круглого стола" вместе провели) реализуется очень медленно. Как дальше эти вопросы будете прорабатывать? И прошу этому уделить особое внимание. Второе – по северному завозу. Все-таки есть предложение восстановить северный завоз арктического улуса не только по нефтепродуктам, но и по другим товарам первой необходимости для арктических регионов. Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Александр Константинович, за Ваш вопрос. Действительно, проводилось недавно совещание. Один из моих заместителей принимал участие в обсуждении перспектив развития Южно-Якутского территориального комплекса. Мы с Вячеславом Анатольевичем Штыровым обсуждали этот вопрос и видим сегодня, что можно использовать механизм территорий опережающего развития для развития этого комплекса. Прецедент у нас фактически создан на Чукотке, когда провинция месторождений, совокупность месторождений накрыта, можно сказать, режимом территории опережающего развития, и это дает стимул, импульс к разработке этих месторождений. И это не только наше мнение, а мы видим интерес инвесторов, которые пошли под эти условия, под эти льготные режимы, которые предоставляет режим ТОРов. Полагаем, что в этом направлении будем двигаться и по Южно-Якутскому территориальному комплексу. Благодарю Вас за то, что Вы еще раз привлекли внимание к этому вопросу. Будем соответствующий ТОР, особенный ТОР прорабатывать и формировать, надеюсь, вместе с вами.
Председательствующий: Спасибо. Александр Борисович Тотоонов.
А.Б. Тотоонов: Спасибо. Уважаемый Александр Сергеевич, в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, к числу приоритетных территорий отнесены практически все субъекты Дальневосточного федерального округа. За текущий год, 2015 год, около 10 тысяч, а точнее 9 680 человек были расселены по этим территориям. На наш взгляд, этого крайне недостаточно. И, на мой взгляд, необходима более четкая координация в этом направлении. Что вы предпринимаете для этого?
А.С. Галушка: Спасибо большое, Александр Борисович, за Ваш вопрос. Я уже говорил об общем, можно сказать, методическом подходе, который выработан, что мы работаем по каждой программе, которая реализуется в Российской Федерации, из перечня, из 27, которые имеют отношение к Дальнему Востоку. Естественно, и эта программа имеет отношение к Дальнему Востоку. Я уже сказал о том, что в этом году первые шесть программ мы смогли предметно и обстоятельно применительно к Дальнему Востоку рассмотреть, скорректировать и приоритезировать. В 2016 году стоит задача оставшуюся 21 программу рассмотреть и особенности, приоритет Дальнего Востока в них соответствующим образом учесть, в том числе и по этой программе. Будем признательны за ваше участие в этой работе в 2016 году.
Председательствующий: Спасибо. Игорь Николаевич Чернышёв.
И.Н. Чернышёв, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области: Спасибо большое, Александр Сергеевич, за Ваш оптимизм по поводу перспектив реализации этой программы. Действительно, это заряжает. Но мой вопрос касается именно авиации, без которой Дальний Восток развивать невозможно. Скажите, есть понимание того, сколько самолетов, с какими тактико-техническими характеристиками нам нужно и в какой срок, для того чтобы развивать Дальний Восток и реализовать те большие планы, которые в проекте предполагаются? И второй вопрос – о человеческом капитале. Есть понимание того, где возьмутся те тысячи и тысячи рабочих, которые должны приехать на Дальний Восток, для того чтобы реализовывать программу развития Дальнего Востока? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое, Игорь Николаевич. Относительно самолетов. Мы находимся сейчас в очень интенсивной, надо сказать, дискуссии с Министерством промышленности и торговли. Разные точки зрения по этому поводу высказываются. Нам, в общем-то, нужен ответ от наших коллег, где этот самолет. Если его нет сейчас, то когда он у нас появляется? И для Дальнего Востока это очень острый вопрос. У нас есть свои предложения по этому поводу. Если у коллег из Минпромторга они будут лучше, мы с радостью их поддержим. Рассчитываем, что все-таки в 2016 году мы на взаимопонимание в этом вопросе сможем выйти. В одном могу вас твердо заверить, что с точки зрения интересов Дальнего Востока мы будем последовательны в продвижении необходимости решения этого вопроса.
Относительно тысяч людей... Я уже упомянул о том, что Правительство Российской Федерации 2 сентября этого года учредило специальную автономную некоммерческую организацию – Агентство развития человеческого капитала на Дальнем Востоке. Сегодня эта структура начинает свою работу, и у нее есть конкретные задачи. Например, в рамках судостроительного комплекса "Звезда" 600 сварщиков в следующем году должны работать – 600 сварщиков, которых нет сегодня в Большом Камне в рамках проекта ВНХК, в рамках проект "Газпрома" и СИБУРа. Огромные проекты, и людей просто нет с такой компетенцией ни в Приморском крае, ни в Амурской области. Проекты уже заявлены, инвестиции выделены, финансирование, в том числе наших партнеров из-за рубежа, привлекается. Предметно, конкретно и проектно будем применительно к этим начинаниям на Дальнем Востоке, к этим конкретным инвестиционным проектам обеспечивать их кадрами.
Сегодня по Большому Камню, по судостроительному комплексу в наибольшей степени мы продвинулись в этом плане. Соответствующая "дорожная карта", календаризированная со сроками, какие профессии, сколько людей, с какой заработной платой, с какой стоимостью жилья будет привлекаться для реализации этого судостроительного проекта, готова. Впервые мы ее в прошлую пятницу премьер-министру Российской Федерации представили. Ну, а дальше фаза практической реализации наступает.
Председательствующий. Спасибо. Анатолий Иванович Широков.
А.И. Широков, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Магаданской области: Уважаемый Александр Сергеевич, я хотел бы начать с того, чтобы выразить искреннюю признательность за работу подразделений вашего министерства. Жизнь на Дальнем Востоке с началом работы Министерства по развитию Дальнего Востока стала немножко другой. Но тем не менее у меня есть два вопроса. Первый из них касается знаменитого "дальневосточного гектара". Вектор абсолютно верный по привлечению населения на Дальний Восток из перенаселенных центральных районов страны, как это было 100 лет назад. Но хотелось бы спросить... Скажите, будет ли какими-либо дополняться новеллами этот закон или, может быть, другие законы будут приняты в связи с тем, что выделение просто гектара земли в Дальневосточном федеральном округе, наверное, будет просто недостаточно? Если вспомнить столыпинский опыт, на который мы опираемся, но при Столыпине переселенцам оплачивался и проезд, и давались подъемные, налоговые каникулы. Тем самым были привлечены на Дальний Восток очень большие массы трудовых ресурсов… (Микрофон отключен.)
Председательствующий: Пожалуйста.
А.С. Галушка: Спасибо, Анатолий Иванович, за Ваш вопрос. Действительно, такая позиция сейчас прорабатывается. На портале надальнийвосток.рф будет удобным образом выложена вся линейка мер поддержки, которые сегодня существуют в разных государственных программах и институтах развития и связанных как с переездом людей из региона в регион с так называемой трудовой мобильностью, так и с началом своего дела, со строительством жилья. И сегодня могу сказать о том, что, например, с Минтруда мы принципиально договорились о том, что программа трудовой мобильности и существующие подъемные, которые в рамках этой программы выплачиваются, тоже будут с этой программой стыковаться. С Агентством по ипотечному жилищному кредитованию мы договорились, что минимальная ставка по ипотечным кредитам будет именно для тех граждан Российской Федерации, которые станут участниками программы получения одного гектара земли на Дальнем Востоке и возможного переселения.
То же самое касается многих других программ. У нас много инструментов, то, над чем мы сейчас работаем, систематизируем их, чтобы состыковать с предоставлением бесплатной земли на Дальнем Востоке. Но будем смотреть и дополнительные механизмы. Интересно, что мы, когда инициировали публичное обсуждение закона о бесплатном предоставлении земли на Дальнем Востоке, от граждан Российской Федерации нам поступила инициатива, предложение о том, чтобы делать коллективные заявки. 100–200 человек объединятся, и уже на 100–200 человек соответствующая инфраструктура становится подъемной. И мы благодаря этой инициативе прямо норму соответствующую прописали в законопроекте о возможности подачи коллективных заявок. Это нам граждане предложили в ходе обсуждения этого законопроекта. И это тоже одна из мер его развития и совершенствования. Поэтому будем подходить к этому проекту, естественно, гибко, адаптируя его к реальной динамике и нуждам людей.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть предложение предоставить слово для вопроса Виктору Алексеевичу Озерову, прекратить задавать вопросы и перейти к выступлениям. Нет возражений? Нет. Спасибо. Виктор Алексеевич Озеров, пожалуйста, Вам слово.
В.А. Озеров: Спасибо.Александр Сергеевич, прежде всего, я готов присоединиться к своим коллегам, которые говорят о большом вкладе министерства в перспективы развития Дальнего Востока. Но я хотел бы сделать одно замечание. Все-таки, заглядывая вперед, в территории опережающего социально-экономического развития, Совет Федерации, мы, дальневосточники, это активно поддерживаем. Но надо не забывать и про те предприятия, которые существуют, и здесь активнее должно быть министерство.
Вот Вы говорите – Большой Камень, а я Вам назову Хабаровский судостроительный завод, "Аркаим", "Амуркабель" – те предприятия, которые сегодня банкроты или близки к банкротству. Эти предприятия тоже не должны забываться министерством, и не только у нас в крае, но и в целом по Дальнему Востоку. И здесь мы готовы вам тоже оказывать помощь. Одним из инструментов помощи в этом должен стать закон, проект которого разрабатывается в Совете Федерации, об особенностях социально-экономического развития Дальнего Востока. И у меня вопрос: как министерство смотрит на перспективу продвижения этого законопроекта и как вы нам в этом готовы способствовать? Спасибо.
А.С. Галушка: Спасибо большое за Ваш вопрос, Виктор Алексеевич. Я уже упомянул, что в 15 минут очень сложно уложить весь тот комплекс вопросов, которыми нам приходится заниматься. Буквально даже если 2015 год окинуть взглядом, их было очень много, и приходилось и за такие точечные вопросы браться, и проблемами конкретных предприятий заниматься, особенно в рамках антикризисного плана.
Если Вы помните, в апреле прошло специальное совещание, премьер его провел в Хабаровске. Было дано 33 поручения, которые были очень такими точечными, конкретными, в том числе касались отдельных предприятий.
Упомяну нашу с вами совместную работу по развитию Комсомольска-на-Амуре, когда мы уделяем внимание и конкретным четырем предприятиям, которые в Комсомольске-на-Амуре уже сегодня есть, являются якорными, и, в общем-то, во многом та территория опережающего развития, которая создана, призвана вокруг них экономическую активность развить и тем самым и сами предприятия поддержать, и новое развитие территории придать.
Относительно законопроекта, который в Совете Федерации готовится. Мы недавно обсуждали этот вопрос. И хочу сказать, что по духу и смыслу те подходы, которые связаны с работой по широкому кругу государственных программ, сегодня их 27 Правительство Российской Федерации определило, с выделением специальных разделов в них, с комплексной потом увязкой и учетом этого всего в дальневосточной программе развития, с теми особыми мероприятиями, которые делаются...
Хочу еще добавить к этому (я об этом не говорил сегодня), что нам полномочия даны по согласованию инвестпрограмм госкомпаний. Это только в 2015 году стало происходить, впервые у нас. Около месяца назад мы рассматривали программу "РЖД", инвестпрограмму "РЖД", и сейчас по другим инвестиционным программам начали работу. Это тоже составной частью нашей государственной программы будет. Поэтому я убежден, что по духу и смыслу мы единомышленники. Мы обсуждали этот вопрос с сенатором Штыровым, говорили о том, что было бы правильно нам сейчас эти усилия объединить и те начинания, которые в Правительстве сформированы, увязать соответствующим законопроектом, который есть в Совете Федерации.
Председательствующий: Спасибо. Александр Сергеевич, благодарю Вас еще раз за действительно очень хороший, содержательный доклад, профессиональные ответы на вопросы. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, переходим к выступлениям. Вячеслав Анатольевич Штыров.
В.А. Штыров, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия): Уважаемые коллеги! У нас в Совете Федерации создана специальная рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства по Дальнему Востоку, которая начала разрабатывать законопроект, упомянутый Виктором Алексеевичем Озеровым, но на самом деле постепенно превратилась в постоянно действующую группу, потому что мы рассмотрели уже много законопроектов, законодательных инициатив. И в том числе мы достаточно плотно взаимодействуем с Министерством по развитию Дальнего Востока. Да, собственно говоря, его становление происходило при нашем участии, на наших глазах. И я должен сказать, что это было достаточно нелегкое становление. Понятно, почему: потому что у нас в стране, в общем-то, система управления строится по отраслевому принципу, а здесь надо было вновь созданное министерство (исключительно территориальное) вставить как бы, встроить в эту систему управления. Естественно, оно рвало многие связи, многие принципы, подходы и так далее, и ему было трудно найти свое место. И я должен сказать, что это место искалось при большом сопротивлении отраслевых министерств и вообще в целом Правительства Российской Федерации. Но время прошло, и в принципе министерство сегодня нашло все-таки свое место, предмет своей деятельности и начало более или менее активно работать. Вы видите, приняты три специальных закона по Дальнему Востоку. Они не целостные, но описывают те или иные ситуации: о ТОРах, о гектаре земли и так далее. Созданы специальные структуры, которые фактически уже функционируют. Это и фонд развития Дальнего Востока, и агентство по развитию человеческого капитала. Началась практическая реализация целого ряда инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства, которые были отобраны специальной комиссией.
Поэтому мы в целом должны оценить работу министерства очень позитивно. И я должен сказать, что во многом это связано с энергией и креативностью руководителя министерства Александра Сергеевича.
Поэтому, Александр Сергеевич, эту работу на следующий год надо нам продолжить. А в чем должна быть совместная работа нашей рабочей группы, Совета Федерации и министерства? Я думаю, есть несколько направлений для нашей тесной работы. Я согласен с теми сенаторами, которые говорят о том, что стратегия Дальнего Востока устарела и государственная программа Дальнего Востока устарела. Надо делать новую редакцию стратегии. И Юрий Витальевич Росляк здесь совершенно справедливо об этом говорил, в ней нет новых приоритетов, в ней нет распределения приоритетов между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, муниципалитетами и так далее. Мы должны пересмотреть эту стратегию. Это наша совместная работа. Как механизм реализации стратегии и госпрограммы – необходимо завершить работу над нашим законом об особенностях развития Дальнего Востока. Могу вам сказать, что в принципе текст закона готов. Мы недавно на заседании Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона во Владивостоке договорились с руководством Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье" (есть такая ассоциация) о том, что вместе с ними сделаем финансовое экономическое обоснование. Вот этот вопрос нашей совместной работы.
Сегодня очень многие сенаторы, задавая вопросы Александру Сергеевичу, фактически выходили за пределы его компетенции. И он отвечал соответственно: "Мы там согласуем… мы попросим другие министерства". Мне кажется, нам необходимо хорошо проработать Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и ввести туда новые положения, которые бы перевернули пирамиду. Вот это территориальное министерство должно выступать лидером, должно выступать инициатором новых проектов, а отраслевые должны согласовывать то, что они предложат. Надо сделать наоборот, только тогда мы можем добиться эффективного выполнения государственных программ и всех наших планов.
Это новая постановка задачи. В новейшей истории России она еще не ставилась. Нам надо осмыслить этот вопрос. Это тоже наша совместная работа с Министерством по развитию Дальнего Востока. И я думаю, что мы должны установить мониторинг по выполнению тех законов, которые сейчас приняты. Александр Сергеевич говорил о ТОРе на Чукотке. На мой взгляд, этот ТОР – просто компромисс от безысходности, никакой другой темы на Чукотке не могли найти. А на самом деле едва ли такие ТОРы принесут пользу Российской Федерации. Но жизнь покажет. Мы должны проанализировать и, возможно, изменить закон.
Поэтому, Александр Сергеевич, несмотря на позитивные результаты, мы должны настраиваться на упорную совместную работу на следующий год. Я надеюсь, что она будет плодотворной. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое. Игорь Николаевич Чернышёв, пожалуйста.
И.Н. Чернышёв: Валентина Ивановна, спасибо большое, что еще раз дали возможность сказать об этой важной программе. Дело в том, что действительно эта программа – это приоритет. Нам об этом все время говорят, и говорит Президент, что развитие Дальнего Востока – это приоритет. Но исходя из программы, исходя из ответов, и только что коллега Штыров сказал, действительно очень узкие полномочия у тех, кто реализует эту программу и ее соответственно разрабатывает. Я приведу простой пример и попрошу все-таки, чтобы мы вышли на поручение. Например, человеческие ресурсы. Ни один регион, который выступал здесь на Часе субъекта, не говорил о том, что у него есть лишние человеческие ресурсы и что он готов эти ресурсы направить на развитие Дальнего Востока определенным цивилизованным образом или подготовить ресурсы для развития Дальнего Востока. То есть программа не предусматривает, где взять тех жителей, которых нужно направить на Дальний Восток, какой регион их подготовит, в каком количестве, по каким специальностям. Там на месте, да, это присутствует и, возможно, будет расписано. Поэтому очень важно, чтобы было соглашение между регионами непосредственно о том, чтобы обеспечивать человеческими ресурсами Дальний Восток, если мы действительно на деле считаем это приоритетом.
Что касается авиации. Валентина Ивановна, мы уже говорили здесь о том, что сегодня путешествовать по стране (это я говорю, как человек, отвечающий за туризм) невозможно из-за большой стоимости авиационных билетов. После ликвидации "Трансаэро" цены на билеты еще выросли, и выросли существенно, и сегодня это констатируется. В новогодние праздники мы людей приглашаем, говорим: "Езжайте по стране", а при этом другой рукой увеличиваем стоимость авиационных перевозок. Я считаю, что нам нужно конкретно, уже с конкретной повесткой дня провести заседание Комитета по экономической политике, где разобрались бы, что сделать для того, чтобы авиационные перевозки в России были дешевле. Мы – страна, которая добывает нефть и непосредственно сама может производить топливо, при этом не можем решить главный вопрос авиационных перевозок – вопрос, как компенсировать топливные расходы.
Уважаемая Валентина Ивановна, прошу все-таки, чтобы у нас поручение Комитету по экономической политике такое было и с конкретной темой: как снизить стоимость авиационных перевозок? Для Дальнего Востока это жизненно необходимо.
Председательствующий: Спасибо. Наверное, можно Ваше предложение формализовать, включить в постановление. Да? Договорились.
Вячеслав Александрович Фетисов, пожалуйста.
В.А. Фетисов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Приморского края: Спасибо, Валентина Ивановна. Любая федеральная программа, любая стратегия, тактика, наверное, должны быть нацелены на человеческий фактор, на людей. И Счетная палата, и многие коллеги отмечают одно и то же – те кадры, которые будут поднимать и развивать Дальний Восток.
Я провел встречи практически во всех высших и средних учебных заведениях на Дальнем Востоке, и молодежь всегда просит одно – жилье. Это одна из самых больших проблем, и, мне кажется, здесь нужно говорить о специальном законе, если мы хотим говорить о дальнейшем развитии, о перспективах, об ипотеке для молодых жителей Дальнего Востока.
Мне кажется, это будет одна из таких ключевых позиций в плане перспектив молодых ребят, которые имеют хорошее образование, у нас очень хорошие вузы на Дальнем Востоке, но опять же отток – это не старые, не пожилые люди, это те молодые ребята, которые ищут, так скажем, перспективы в других регионах Российской Федерации.
Поэтому мы готовы вместе с коллегами помочь нашему министерству в продвижении этого закона. Есть видение, есть понимание, есть поддержка, особенно молодых людей. Спасибо.
Председательствующий: Благодарю Вас, Вячеслав Александрович. Анатолий Иванович Широков, завершайте обсуждение.
А.И. Широков. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Сегодня Дальнему Востоку уделяется очень пристальное внимание, но одновременно этот же регион является во многом ущербным в отличие от других регионов страны. Здесь очень трудная логистика, высокие тарифы, и слава богу, что Владимир Владимирович Путин дал конкретное поручение сейчас о выравнивании энерготарифов на Дальнем Востоке с энерготарифами в других частях страны.
Но мне хотелось бы в связи с этим обратить внимание и обратиться к Александру Сергеевичу с просьбой, потому что есть другой вопрос – есть вопрос цены топлива.
На сегодняшний день на автозаправках Магадана 95-й бензин стоит 49 рублей 50 копеек, 46 рублей стоит 92-й бензин. Учитывая, что перевозки очень большого количества грузов осуществляются именно автомобильным транспортом, это дополнительно удорожает те же самые продукты питания, товары ежедневного потребления, которыми пользуются жители в глубинных районах Дальнего Востока, севера Дальнего Востока. Здесь нужно очень серьезно, мне кажется, работать, и уверен, что администрации всех субъектов Дальнего Востока и севера Дальнего Востока активно это поддержат.
И второе, на что бы я хотел обратить внимание, – следующее. По существующему сегодня законодательству малый и средний бизнес оплачивает расходы по проезду дальневосточников раз в два года к месту отпуска и обратно. Это довольно трудная (особенно, как Игорь Николаевич сказал, при таких тарифах) обязанность для малого и среднего бизнеса, что делает его малоконкурентоспособным именно в этих регионах.
По поводу компенсации представителям малого и среднего бизнеса этих расходов уже есть решения Госсовета в апреле этого года, есть поручения Председателя Правительства.
И мне хотелось бы, Александр Сергеевич, обратиться к Вам и с этой просьбой тоже, обратить внимание на эту проблему, которая кричащая и которая серьезно задерживает развитие малого и среднего бизнеса в регионах Дальнего Востока. Благодарю вас. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо, Анатолий Иванович. Обсуждение завершено. Слово Дмитрию Игоревичу Азарову. Включите микрофон. Пожалуйста, Дмитрий Игоревич.
Д.И. Азаров, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Самарской области: Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера подготовлен проект постановления Совета Федерации "О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока".
Коллеги, многие предложения, которые звучали, и вопросы уже отражены в постановлении, но, конечно же, с учетом сегодняшнего обсуждения, с учетом того, что будут дополнительные предложения направлены, мы берем обязательство к следующему заседанию доработать проект постановления. Сегодня предлагаем принять его за основу. Мы, безусловно, согласны с оценками, которые прозвучали, об эффективности работы министерства. При этом, конечно же, главной проблемой считаем отсутствие целостной, комплексной стратегии развития, пространственного развития, но это проблема не только этого макрорегиона. Здесь, конечно же, министерству нужно быть поактивней, но, считаю, что руководящую роль в этой работе нужно оставлять, конечно, за Министерством экономического развития.
Коллеги, мы предлагаем принять проект постановления за основу, на триста восемьдесят пятом заседании будем предлагать его принять в целом. Спасибо.
Председательствующий: Спасибо, Дмитрий Игоревич. Уважаемые коллеги, мне кажется, сегодня состоялось очень содержательное, очень заинтересованное обсуждение сенаторами доклада Министра по развитию Дальнего Востока.
И мне кажется, что это тот случай, когда Правительство приняло абсолютно правильное решение, создав министерство специальное, определив тем самым приоритетное развитие территории Дальнего Востока. И очень приятно, что за короткое время министру, его профессиональной команде удалось создать не только правовую базу для ускоренного развития, но уже сделаны серьезнейшие практические шаги и есть серьезные практические результаты, что большинство сенаторов в своих выступлениях отмечали.
В канун Нового года, когда такая тревожная ситуация с экономикой, с финансами, было очень приятно услышать и убедиться в том, что далеко не все плохо, как кому-то думается. Идет планомерная работа, есть движение, есть понимание развития, министерство действует очень профессионально, конкретно.
Александр Сергеевич, спасибо Вам, спасибо Вашей команде. Я хочу поздравить Вас, хочу поздравить всех сотрудников Министерства по развитию Дальнего Востока с Новым годом, пожелать вам успехов. От ваших успехов будет зависеть успех развития страны и, конечно же, Дальнего Востока. Благодарю Вас. Есть над чем работать, понятно над чем работать. Мы – ваши союзники, мы готовы любые предложения министерства рассматривать, продвигать, потому что здесь много сенаторов, которые представляют эту территорию, и они, конечно, заинтересованы и в сотрудничестве, и в ускорении движения намеченного. Спасибо большое.
Коллеги, поступило предложение принять проект за основу и на следующем заседании принять постановление в целом. Нет возражений?
Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации "О мерах по созданию условий для опережающего развития Дальнего Востока" (документ № 578) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 06 мин. 51 сек.)
За
153 чел.
90,0%
Против
1 чел.
0,6%
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
154 чел.
Не голосовало
16 чел.
Решение:
принято
Решение принято.
Спасибо всем приглашенным, Вам, Александр Сергеевич, нашему уважаемому аудитору. Успехов и до новых встреч! Спасибо.
Также по теме:
- 11 января Александр Галушка выступит в Государственной Думе 11 января Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка выступит с докладом в рамках "правительственного часа" в Государственной Думе Федерального Собрания
- Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» об итогах работы Министерства в 2014 году
- Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка посетит КНР