Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Ракета курсом на корабль

На морских учениях высаживают десанты, ведут поиск подлодок и иногда стреляют по мишеням в виде стоящих на якоре барж с выстроенными на палубе баррикадами ..., На морских учениях высаживают
Ракета курсом на корабль
На морских учениях высаживают десанты, ведут поиск подлодок и иногда стреляют по мишеням в виде стоящих на якоре барж с выстроенными на палубе баррикадами из контейнеров. (Зачем? Чтобы облегчить наведение ракет и отрапортовать “наверх” об успехе.) Если выпадает возможность, то бомбят и расстреливают списанные корабли.Гораздо реже отрабатывается вариант с перехватом воздушных целей. Запускается очередная радиоуправляемая “болванка” (как правило, дозвуковая), по которой ведут огонь корабельные средства ПВО. Если имеются достаточно дальнобойные ракеты и позволяют характеристики радаров, можно попытаться перехватить боеголовку баллистической ракеты. Попасть пулей в летящую пулю. В сверкающий высоко в небе ночной метеорит. Где-то в стороне, на удалении сотни миль от корабля. Но практически никто и никогда не стрелял по воздушным мишеням, оснащенным активной системой наведения на цель. В тот трагический и опасный момент, когда имитатор боевой ракеты ШЕЛ КУРСОМ НА СТРЕЛЯЮЩИЙ В НЕГО КОРАБЛЬ.Руководители учений знают, насколько опасны такие эксперименты. Что возможности даже самой лучшей эшелонированной ПВО описываются дробью 0,9..., а большинство кораблей вообще беззащитно перед такой угрозой. Слишком мало времени и велика цена ошибки.Весёлые старты, или Что, если все-таки бахнем?Дураков и самоубийц на командных должностях не так уж и много. А количество имеющихся, к счастью, не дотягивает до критической массы, необходимой для начала катастрофы.Тем не менее, в ходе боевой подготовки флотов ведущих стран мира иногда и очень редко возникали ситуации, похожие на описанные выше “весёлые старты”. Тех, кто отдавал приказы, трудно заподозрить в злых намерениях. Скорее всего, имела место переоценка возможностей новых оборонительных систем или трагическое (хотя и статистически предсказуемое) стечение обстоятельств.Для предотвращения возможных последствий были предприняты определенные меры безопасности. Установлена система самоуничтожения ракеты, отключавшая ГСН или подрывавшая имитатор при опасном сближении с атакуемым кораблём. Разработаны схемы атаки, при которых мишень в случае неудачного перехвата должна была разминуться курсом с атакуемым кораблем (хотя, в данном случае, не поймешь, кто из них мишень).Расчеты корабельных ЗРК приведены в полную боевую готовность и поставлены в известность, насчет вероятного направления и момента начала атаки. Точная статистика учений хранится под грифом “секретно”, но из просочившейся в СМИ информации можно делать определенные выводы. Несмотря на свою редкость, подобные “учения” трижды заканчивались ЧП, а однажды — катастрофой. Инцидент с фрегатом “Энтрим”10 февраля 1983 года, Атлантический океан. Фрегат USS Antrim (FFG-20) попытался перехватить радиоуправляемую мишень, расстреляв её из новейшего и “не имеющего аналогов” комплекса самообороны “Фаланкс”.Пара слов о “Фаланксе”: шестиствольная автоматическая пушка и радарная система наведения, установленные на едином подвижном лафете. При сравнении с отечественным аналогом, “металлорезкой” АК-630, интернет-эксперты традиционно недооценивают “Фаланкс”, намекая на низкое могущество 20-мм снарядов в сравнении с 30-мм калибром АК-630. А напрасно. Моноблок из пушки и РЛС обладает меньшей погрешностью при стрельбе, чем установленные отдельно (часто в десяти метрах друг от друга) пушечная турель АК-630 и её РЛС управления “Вымпел”. Также благодаря своей компактности всей системы сервоприводы “Фаланкса” обеспечивают большую скоростью поворота блока стволов (115 град/сек в любой плоскости против 75 град./сек. у АК-630).
Ракета курсом на корабль
Батарея АК-630. На левом крае фото видна РЛС "Вымпел"С могуществом также не все просто: этот “военно-морской R2D2” стреляет специально разработанными для него снарядами MK.149 с сердечником из вольфрама. Благодаря отсутствию жестких ограничений на массогабариты и требований к транспортировке корабельные пушки всегда мощнее авиационных и сухопутных аналогов. Начальная скорость снарядов “Фаланкса” — свыше километра секунду. При попадании в ПКР скоростные, плотные и предельно прочные боеприпасы MK.149 должны вызывать выброс тепловой энергии и мгновенную детонацию боевой части ракеты.Те, кто говорит о слабости “Phalanx CIWS”, сами никогда не стреляли даже из “мелкашки”. Если вспомнить рассказы ветеранов о том, как крушит кирпичную кладку пулемет ДШК, то несложно представить, как “долбит” шестиствольный монстр вдвое большего калибра.В 1996 году на учениях RIMPAC-96 такая пушка за доли секунды разрубила пополам штурмовик “Интрудер”, случайно залетевший в зону поражения “Фаланкса”.Зачем я здесь нахваливаю этот “Фаланкс”? Чтобы пресечь дебаты о неэффективности американской оборонительной системы, которая могла стать причиной нижеописанных событий.Однако причина была отнюдь не возможностях зенитных средств.В тот день ПВО отработала на “отлично”. По словам очевидцев, зенитка “раскромсала” дрон на отдельные фрагменты, которые рухнули в воду в пятистах метрах от фрегата. Цель была поражена и полностью уничтожена.
Ракета курсом на корабль
Радиоуправляемая мишень Нортроп BQM-74E ChukarНо победу отметить не успели. Словно по сюжету фильма о терминаторе, обгоревшие куски дрона срикошетили от воды и через секунду ВОНЗИЛИСЬ В НАДСТРОЙКУ ФРЕГАТА. Разлившееся топливо вызвало возгорание в отсеке вычислительной техники, жертвой инцидента стал один моряк.Несмотря на всякое отсутствие боевой части и миниатюрность самого дрона (стартовая масса — 250 кг), фрегат был выведен из строя. Нетрудно представить, что станет с любым современным фрегатом при встрече со стаей “Ониксов” и “Калибров”. Даже если он сумеет перехватить их все, обломки сбитых ракет гарантированно искалечат корабль. В подтверждение этого — следующая короткая история.Летом 1990 году американцы провели забавный и поучительный эксперимент. На борту списанного эсминца “Стоддард” (времен Второй мировой войны) были установлены многочисленные датчики, видеокамеры и “Фаланкс” новой модели. Покинутый экипажем эсминец был превращен в подобие плавучего форта, которому предстояло отражать атаки со всех румбов. Добровольцев-самоубийц среди моряков не нашлось, потому все стрельбы производились в полностью автоматическом режиме.
Ракета курсом на корабль
Переоборудованный в мишень USS Stoddard (DD-566)По словам самих янки, в ходе тестов им удалось перехватить весь спектр ракет — от примитивных BQM-74 до сверхзвуковых “Вандалов”. Однако результативность “Фаланкса” все равно оказалась ниже 100%. Обломки ракет долетали до эсминца. А один недобитый дрон ударил в область надстройки, и, по словам очевидцев, разрубил пополам установленный там дизель-генератор. Как я уже говорил, эффективность оказалась ниже 100%.Гибель “Муссона”— “Первый”, я “Третий” (позывной МРК “Вихрь”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”Эта известная история случилась 16 апреля 1987 года, в 33 милях от острова Аскольд. Отряд малых ракетных кораблей Тихоокеанского флота отрабатывал совместные стрельбы ЗРК. Обнаружив идущую на него ракету, МКР “Муссон” дал по ней двухракетный залп морским зенитным комплексом “Оса-М”. Обе ЗУР разорвались вблизи мишени, повредив противокорабельную ракету шквалом осколков и энергией ударной волны. Однако, по трагическому стечению обстоятельств, учебная ракета-мишень РМ-15М “Термит-Р” продолжила свой полет и врезалась в надстройку атакуемого корабля. Возникший пожар полностью обесточил МРК и создал угрозу детонации находящегося на борту боекомплекта. Подошедшие корабли также не решились приблизиться к погибающему “Муссону”. В результате трагедии погибли 39 из 76 находившихся на борту моряков.
Ракета курсом на корабль
В рамках данной статьи не стоит задача нахождения виновных среди командования и полного анализа действий членов экипажа погибшего МРК. Приведенный случай с “Муссоном” — очередной пример того, что сбитая ракета продолжает представлять угрозу для корабля и всех, кто находится на его борту.Об этой угрозе моряки знали еще со времен Второй мировой войны. Столкнувшись с атаками “камикадзе”, американцы быстро выяснили, что даже могучие и автоматизированные “Бофорсы” калибра 40 мм в такой ситуации не способны эффективно защитить корабль. Горящий самолет с мертвым пилотом продолжал свой скорбный путь к цели. Не случайно в первые послевоенные годы янки стали вооружать корабли зенитками калибра 76 мм.
Ракета курсом на корабль
В целом описанная ситуация выглядит однозначным образом:1) сбить, воспламенить и раскромсать на части ракету еще ничего не значит. Обломки срикошетят от воды и просто продолжат свой путь к цели. При этом эти обломки мало похожи на обломки разбитой чашки. Это куски алюминия и пластика весом с добрую гантель. Которые движутся со скоростью пули. И при этом могущие содержать в опасных количествах горючие и взрывоопасные вещества;2) сбивать ПКР на дальних рубежах — предложение хорошее, но не реальное. С учетом того, что Земля круглая, а современные ПУР летят низко над водой, их обнаружение происходит в последнюю минуту, на расстояниях в 10-20 миль от корабля. Где вся надежда только на средства ближнего боя. Которые ничего сделать не могут: слишком велика кинетическая энергия у трансзвуковых объектов, имеющих массу с легковой автомобиль;3) что со всем этим делать, решительно непонятно. Ставить по пять “Фаланксов” и АК-630 на каждый корабль проблему не решит (см. п.п. 1 и 2).
Ракета курсом на корабль

Автор: Олег Капцов

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.