

Если коттеджный поселок вырос на пути к реке, проход должен быть открыт для всех. Фото: ТАСС
Еще три года назад в КоАП была внесена статья "Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе". По ней частного человека, установившего шлагбаум на берегу, можно оштрафовать на сумму от 3 до 5 тысяч рублей. Индивидуальный предприниматель заплатит от 40 до 50 тысяч рублей. Юридическому лицу грозит штраф от 200 до 300 тысяч рублей. Когда статья вводилась, была надежда, что она решит проблему доступа к общественным берегам. Тем не менее таблички "Проход к воде запрещен" пока не стали анахронизмом. Не канули в Лету и незаконные шлагбаумы. Авторы проекта считают, что действующая система наказаний здесь неэффективна. Поэтому предлагают расширить статью, карающую за перекрытие доступа к общественным берегам, а также четче прописать правила прохода к воде. Собственников земельных участков, лежащих на пути к общественным берегам, обяжут открывать дорогу по своей земле. На юридическом языке это называется сервитут. Говоря проще, это какие-то обязательные ограничения для собственника имущества. В данном случае: хоть кто-то и является хозяином земли, он не вправе закрывать проход к берегу. Более того, законопроектом "предлагается запретить взимание платы за проход и проезд по земельному участку, обремененному публичным сервитутом в целях обеспечения доступа граждан к водным объектам", говорится в пояснительной записке. То есть владелец прибрежной земли будет не вправе даже брать плату за то, что люди идут по его дороге к воде. А пути, открытые для людей, не могут находиться слишком далеко друг от друга, это тоже предусмотрено в проекте. "Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, в целях свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе, должен будет обеспечивать проход или проезд через земельный участок не менее чем через каждые полтора километра", объясняют авторы законопроекта. То есть хозяин участка выделит специальные тропинки, по которым люди могут свободно ходить. Если же владелец земли незаконно начнет брать плату за прогулки по его дорогам, ведущим к морю,то заплатит штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Юридическое лицо за то же самое будет наказано штрафом на сумму от 200 до 300 тысяч рублей. Барьеры, естественно, придется снять. Для тех же, кто решит второй раз провернуть такую же шутку, штрафы возрастут. Гражданин, повторно установивший платные шлагбаумы, заплатит уже штраф от 30 до 40 тысяч рублей. Юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 300 до 350 тысяч рублей. Но самое главное - у собственника участка, будь то гражданин или юридическое лицо, конфискуют ту часть участка, через которую лежит дорога к пляжу. И тогда он уже никогда не сможет устанавливать там шлагбаумы. Мешали люди? Что ж, придется попрощаться с землей, и тогда никто уже мешать не будет. Если владелец участка второй раз закроет доступ к воде, то дорогу у него конфискуют и сделают общей "Введение запрета перекрывать доступ граждан к общественным пляжам не несет минусов, - считает эксперт центра "Общественная дума" Сергей Литвиненко. - Он не приведет к нарушению чьих-либо прав и при этом позволит обеспечить более тщательное соблюдение действующего законодательства, а именно - защиту прав граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования. Это является важным плюсом данной инициативы". По его словам, действующие штрафы практически не работают и не помогают защитить право граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования. Нарушителям выгоднее заплатить небольшой штраф, чем открывать доступ к пляжам. "В связи с этим актуальным является вопрос реформирования действующих норм, а именно ужесточения наказания за преграждение доступа к общественным пляжам, - говорит эксперт. - Такое изменение целесообразно".