Почти тридцать лет назад — 20 октября 1987 года — на боевое дежурство заступил уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). Он стал первым в нашей стране мобильным средством запуска межконтинентальных баллистических ракет с суши и единственным в мире комплексом, размещенным на поезде. О причинах создания БЖРК, истории его службы и перспективах возрождения — в материале «Защищать Россию».
Уйти из-под удара С появлением межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования перед военными встала новая задача — как сделать их неуязвимыми перед ударами потенциального противника? Напомним, в 60–80-х годах прошлого века сухопутная составляющая ядерных триад СССР и США были представлены только МБР шахтного базирования. Со временем точные координаты пусковых позиций стали известны и оказались под прицелом ядерного оружия друг друга. Если брать советские Ракетные войска стратегического назначения, то их усилия по повышению мобильности подразделений в тот период сводились к скрытому перемещению ракет с одной позиции на другую. Для этого, в частности, использовались вертолеты-гиганты КБ Миля: «супертяжеловоз» Ми-6 и «летающий кран» Ми-10. Также ракеты перевозились с места на место в специальных контейнерах, замаскированных под железнодорожные цистерны. Отметим, что все эти ракеты были жидкостными (в них использовалось высокотоксичное топливо гептил) и транспортировались исключительно в «разряженном» состоянии. Дальнейшая их заправка и приведение в боевое состояние совершались непосредственно на пусковой позиции в шахте.
Фото: mil.ru
Твердая основа С появлением баллистических ракет на твердом топливе ракетчики по обе стороны Атлантики задумались об их мобильной боеготовности. О грунтовых подвижных комплексах речи тогда не шло — слишком большими и тяжелыми были первые твердотопливные МБР. А вот поезд считался вполне пригодной платформой для транспортировки и, в случае необходимости, запуска ядерных ракет. Первый прототип «поезда смерти», вооруженный ракетами «Минитмен», появился в США в самом начале 1960-х, однако он оказался чересчур дорогим в производстве и эксплуатации. Американцы были уверены, что советские ядерные ракеты не обладали высокой точностью попадания, и решили, что дешевле и эффективней разместить «Минитмены» в шахтах. В Советском Союзе к идее железнодорожного ракетного комплекса отнеслись более серьезно. 13 января 1969 года был подписан приказ о создании БЖРК с межконтинентальной ракетой РТ-23. Уже в феврале 1983 года первый такой комплекс был принят в опытную эксплуатацию, в 1987 году на боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный БЖРК, а к 1991 году было развернуто три дивизии «ракетных поездов».
Фото: eurasian-defence.ru
Поезд №0 К неоспоримым достоинствам БЖРК можно отнести их высокую мобильность — в сутки они могли преодолевать до 1000 километров по всей железнодорожной сети страны, в то время как подвижные грунтовые ракетные комплексы перемещаются лишь в ограниченном позиционном районе. За счет этого ракетные поезда становились практически неуязвимы для поражения противником. Проведенный в 1991 году эксперимент «Сдвиг», в ходе которого в километре от БЖРК подорвали 1000 тонн тротила, показал, что даже в условиях ракетно-ядерного нападения этот комплекс способен произвести пуск — ударная волна не смогла повредить пусковую установку с ракетой и радиоэлектронную аппаратуру комплекса. Правда, БЖРК обладал и рядом недостатков. Во-первых, из-за необычной конфигурации состава (три тепловоза, а также пассажирские и грузовые вагоны вперемежку) невозможно было полностью замаскировать этот поезд под обычный. К тому же гигантский вес БЖРК приводил к сильному износу железнодорожных путей. Как шутили сами ракетчики, на некоторых участках за проходом «поезда №0» (обозначение БЖРК в системе железнодорожного сообщения) следовал массовый выход путейцев, которые вколачивали обратно выскочившие из шпал костыли.
Фото: mil.ru
Рейс в вечность В последние годы существования СССР и в первое десятилетие Российской Федерации железнодорожные подразделения РВСН на себе почувствовали неистовое желание политического руководства нашей страны понравиться Западу. Так, еще при Горбачеве, были установлены ограничения на передвижение этих поездов по стране, они должны были находиться только в пунктах постоянного базирования. В 1993 году Россия и США заключили договор о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2, согласно которому до 2003 года наша страна должна была уничтожить все МБР РТ-23. Несмотря на то, что в 2002 году РФ вышла из договора, все БЖРК были уничтожены. Уцелели только два комплекса: после приведения в небоевое состояние они стали экспонатами Санкт-Петербургского музея железнодорожной техники и Технического музея «АвтоВАЗа» в Тольятти.
Фото: eurasian-defence.ru
Ядерный ветер В середине 2000-х командование Ракетных войск стратегического назначения заявляло, что на замену БЖРК будут поставлены на боевое дежурство новые подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М». Однако уже в 2011 году было заявлено о возможном появлении в будущем БЖРК нового поколения. Двумя годами позже замминистра обороны объявил, что Московский институт теплотехники, разработавший МБР сухопутного базирования «Тополь» и «Ярс», а также морскую «Булаву», приступил к разработке нового железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин». К середине 2016 года планируется завершить разработку конструкторской документации для нового БЖРК. Как ожидается, один состав железнодорожного комплекса сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и будет приравниваться к полку, а в дивизионном комплекте «Баргузина» будет насчитываться пять полков. В РВСН надеются, что новый комплекс поступит на вооружение уже в 2019 году.
БЖРК: ядерный призрак железных дорог
Почти тридцать лет назад — 20 октября 1987 года — на боевое дежурство заступил уникальный боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). Он стал первым ..., Почти тридцать лет назадТакже по теме: