Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

ЕС против Lada Priora: Брюссель пожаловался в ВТО на поддержку российского автопрома

Евросоюз направил во Всемирную торговую организацию письмо. В нём высказывается предположение, что Россия нарушает правила этой международной организации, ..., Евросоюз направил во
Евросоюз направил во Всемирную торговую организацию письмо. В нём высказывается предположение, что Россия нарушает правила этой международной организации, выделяя субсидии на поддержку своего автопрома (RT располагает копией документа). Эксперты полагают, что за претензиями стоит не борьба за справедливость, а интересы европейских автомобильных концернов. Было ли нарушение правил ВТО со стороны России и чем чревата жалоба Евросоюза, разбирался RT.
ЕС против Lada Priora: Брюссель пожаловался в ВТО на поддержку российского автопрома

РИА Новости
«Может ли Россия объяснить...»Евросоюз направил в Комитет по субсидиям и компенсационным мерам Всемирной торговой организации (ВТО) письмо, в котором высказывается предположение, что Россия нарушает правила организации, выделяя субсидии на поддержку своего автопрома. В документе выдвигаются претензии к постановлению правительства №32 от 2014 года «Об утверждении правил предоставления субсидий… в рамках программы «Автомобильная промышленность». Почему претензии к акту возникли только сейчас, в письме не уточняется.«Может ли Российская Федерация уточнить, почему эта мера направлена только на российских крупных производителей автомобилей?... Может ли Россия объяснить, как эта схема может согласуется с правилами ВТО и, в частности, с положениями Соглашения по субсидиям (ASCM)?» — говорится в письме Евросоюза.Упомянутое соглашение делит субсидии на запрещённые и допустимые. К первым относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым.В Минэкономразвития (это министерство курирует взаимодействие с ВТО) уже получили вопросы из Евросоюза и готовят на них письменный ответ в соответствии с процедурой.«По существу данные вопросы касаются мер поддержки российского автопрома и не связаны непосредственно с инвестиционным режимом в автомобильном секторе. Меры, о которых говорит ЕС, не содержат требований по использованию отечественных товаров и поэтому не предоставляют для таких товаров более льготный режим, чем для импортных. Следовательно, российские меры полностью соответствуют обязательствам России в ВТО», — говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина.Право на поддержкуВ действиях российских властей трудно найти фактические основания для подобных претензий, считает Даниил Кириков, управляющий партнёр консалтинговой группы компаний Kirikov Group.«Субсидии не привязаны формально или фактически к увеличению экспорта или развертыванию импортозамещения, что нарушало бы ст. 3 Соглашения. Автопром не получает средств на возмещение эксплуатационных убытков. Речь идёт о закупке комплектующих и красок, а также покрытии авансовых платежей лизинговых компаний», — поясняет Кириков. Он также отметил, что гипотетически чиновники из Брюсселя могли бы обвинить официальную Москву в том, что она воздействует на цены с целью перераспределения доли иностранных и российских компаний на рынке.«Например, ссылаясь на то, что в 2015 году продажи новых иномарок в России сократились на 52%, в то время как для российских брендов и продукции локализованных производств эти показатели составили 37% и 45% соответственно. Однако в данном случае потребовалось бы доказать прямую взаимосвязь субсидирования и изменения рыночных показателей, что достаточно сложно», — резюмирует юрист. В свою очередь, глава московского офиса Urus Advisory Алексей Панин говорит, что «государство как участник имеет право финансово поддерживать свои дочерние структуры, выступая в данном случае в качестве полноправного хозяйствующего субъекта», имея в виду господдержку «Автоваза» (на 32,87 % принадлежит госкорпорации «Ростех»), «КАМАЗа» (на 49,9% принадлежит «Ростеху») и других.«Однако претензии ЕС могут иметь определённый смысл, если в них речь идёт о мерах административной поддержки — пошлинах, заградительных барьерах, требованиях по локализации производства и любых иных ограничениях, которые препятствуют допуску европейских компаний на российский рынок», — комментирует сложившуюся ситуацию Панин.В интересах зарубежных марокВице-президент по внутренним и внешним коммуникациям АвтоВАЗа Раф Шакиров рассказал RT, что действующие меры господдержки распространяются на весь российский автопром, включая тех иностранных производителей, которые локализовали в России своё производство (Renault, Nissan, Toyota и другие).«В этом никаких предпочтений со стороны государства не было, — говорит Шакиров. — Господдержка помогла авторынку не просесть так сильно, как он мог бы просесть без неё. Что касается политики государства касательно производства в своей стране, то все национальные правительства стремятся к тому, чтобы росло собственное производство — были обеспечены рабочие места, происходила передача технологий производства и так далее. Это общемировая практика промышленной политики. Поэтому в данном случае просто создаются условия для того, чтобы производители переводили своё производство в Россию».Шакиров отметил, что компании, присутствующие в России исключительно как импортёры, будут однозначно этим недовольны.«Само собой разумеется, что те компании, которые прежде просто импортировали автопродукцию, которые не желают развивать в нашей стране производство, будут не рады, - продолжает вице-президент «АвтоВАЗа». – Потому что у них будут большие потери. А есть компании, планирующие свою работу в России «всерьёз и надолго». Например, это Renault-Nissan, которые планируют работать в России минимум тридцать лет и которые хотят развивать бренд LADA как российский».Первый запред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев полагает, что Евросоюз обратился в ВТО в интересах крупнейших автомобильных концернов.«То, что мы сегодня защищаем свой рынок, абсолютно нормально. Естественно, Евросоюз обеспокоен своим рынком, поскольку их компании, импортирующие свои автомобили в нашу страну, например Mercedes, Ford, понесут большие убытки, ведь у них сократится сбыт», - объясняет Арефьев.Отметим, в этом году российский автопром получил господдержку на 50 млрд рублей. Это наибольший объём субсидий из всех гражданских отраслей.Павел Астахов

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.