
День воинской славы — день победы эскадры Павла Нахимова над турецкой эскадрой в Синопской бухте. Историческое сражение состоялось 30 (18) ноября 1853 года и закончилось полным уничтожением кораблей Османа-паши и срывом готовившейся десантной операции турецких войск на побережье Кавказа.
Сорвать турецкий десант В октябре 1853 года после обострения отношений с Турцией из Севастополя в восточную часть Черного моря на крейсерство вышла русская эскадра вице-адмирала Павла Нахимова. Целью боевого дежурства изначально было лишь наблюдение за турецким флотом, и Нахимов имел строгое предписание «без особого повеления — не начинать боя».
Однако положение дел изменилось после того, как стало известно, что турецкие силы готовятся к переброске крупного десанта в районе Сухум-Кале (Сухуми) и Поти.
В связи с этим Нахимов отдал приказ кораблям эскадры: «Турецкий флот вышел в море с намерением занять принадлежащий нам порт Сухум-кале (…) Неприятель не иначе может исполнить свое намерение, как пройдя мимо нас или дав нам сражение. В первом случае я надеюсь на бдительный надзор гг. командиров и офицеров; во втором — с Божиею помощью и уверенностью в своих офицерах и командах я надеюсь с честью принять сражение».

Несмотря на серьезное ослабление эскадры, Нахимов решил планов не менять: запереть неприятеля в бухте, а после прибытия подкрепления начать бой.
В середине ноября 1853 года к Нахимову присоединилась эскадра Федора Новосильского, а несколько позже из Севастополя прибыли еще два фрегата — «Кагул» и «Кулевчи». Теперь в распоряжении вице-адмирала была эскадра из шести линейных кораблей, двух фрегатов и трех пароходо-фрегатов — всего 720 пушек, 76 из которых стреляли разрывными бомбами, имевшими большую разрушительную силу. В состав турецкой эскадры входили три корвета, семь фрегатов, два пароходо-фрегата, два брига и два военных транспорта — в общей сложности 510 орудий. Еще 44 орудия прикрывали корабли Осман-паши с берега, причем эти пушки могли вести огонь калеными ядрами, опасными для легковоспламеняющихся деревянных и парусных кораблей.

«В морском деле близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика», — говорил Нахимов.
Его замысел сводился к тому, чтобы как можно быстрее ввести свои корабли на Синопский рейд и атаковать противника одновременно всеми кораблями с короткой дистанции. Было решено идти на сближение с неприятелем двумя колоннами по три линейных корабля в каждой, что позволяло оперативно вступить в бой всем имеющимся кораблям. Заранее были предусмотрены и дистанция боя — 1,5–2 кабельтовых (менее 400 метров), и огневые позиции для каждой единицы эскадры, что позволяло максимально эффективно применять артиллерию всех калибров. Несмотря на все эти четкие указания, командирам кораблей Нахимов предоставил некую самостоятельность действий в зависимости от конкретной обстановки, при этом принцип взаимной поддержки должен был соблюдаться неукоснительно. Морская баталия Приготовления завершились на рассвете 18 ноября по старому стилю, или 30 ноября — по новому. Несмотря на крайне неблагоприятную погоду — дождь и сильный ветер, — Нахимов не изменил своего решения атаковать турецкие корабли. В половине десятого на флагманском корабле «Императрица Мария» был поднят сигнал — приготовиться к бою. Русская эскадра двумя колоннами направилась на Синопский рейд. Во главе первой шел флагманский корабль Нахимова «Императрица Мария», во главе второй — линкор «Париж» Новосильского. Эскадра Осман-паши стояла полукругом у самой набережной города, и в 12 часов 30 минут турецкий флагман «Авни-Аллах» открыл огонь по приближающимся кораблям Нахимова. Вслед за ним начали вести огонь орудия других судов и береговые батареи.
Несмотря на мощный обстрел, русские корабли без единого выстрела продолжали сближаться с противником и только с приходом на назначенные места открыли огонь.

«Флагмана и капитаны выказали и знание своего дела, и самую непоколебимую храбрость, равно как и подчиненные им офицеры, нижние же чины дрались, как львы», — докладывал Нахимов об итогах битвы прибывшему для подкрепления с отрядом кораблей вице-адмиралу Владимиру Корнилову.

В результате сражения был сильно ослаблен турецкий флот и сорваны планы неприятеля по высадке войск на побережье Кавказа. Однако уничтожение турецкой эскадры привело к изменению и всей военно-политической обстановки: в войну против России вступили Великобритания, Франция и Сардинское королевство.