В России полным ходом идёт формирование единой системы электронного правительства. Поэтому меняются подходы к предоставлению услуг. По словам замглавы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексея Козырева, сегодня мы находимся на переломном этапе, когда электронные услуги становятся не просто дополнительными сервисами к традиционному способу получения госуслуг на личном приеме, а основным.
Управляющий Отделением ПФР по Хабаровскому краю Ирина Звержеева рассказала об электронных услугах и сервисах Пенсионного фонда России.
- Ирина Гаврииловна, число российских пользователей электронными государственными услугами растет. Для удобства их получения что предлагает Пенсионный фонд жителям края?
- Сегодня у жителей края есть возможность получать в электронном виде наиболее востребованные услуги Пенсионного фонда. Причем, большинство из них исключают визит гражданина в МФЦ или офис ПФР. К тому же количество электронных сервисов продолжает расширяться. По их количеству, а их уже 47, Пенсионный фонд России – один из лидеров среди госорганов и ведомств.
- Где можно найти электронные сервисы Пенсионного фонда?
-Электронные услуги и сервисы Пенсионного фонда представлены на Едином портале государственных услуг и на сайте Пенсионного фонда. На сайте для большего удобства портал структурирован не только по типу получаемых услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и доступу к ним – с регистрацией или без регистрации.
Для доступа к услугам, связанным с персональными данными, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на Едином портале госуслуг.
Если гражданин уже зарегистрирован на портале, необходимо использовать логин и пароль, указанные при регистрации.
Сейчас для удобства граждан во всех клиентских службах территориальных органов Пенсионного фонда края, а их у нас двадцать одна, мы активно используем институт консультантов. Поставили гостевые компьютеры, которыми люди могут воспользоваться. Наши специалисты-администраторы помогают посетителям пройти регистрацию и подтверждают учетную запись гражданина.
- Что может привлечь население к электронным сервисам?
- Прежде всего, это - экономия времени. Ведь многие услуги можно получать, не выходя из дома, не посещая офис Пенсионного фонда или МФЦ. Кроме этого, для пользователя электронными услугами Пенсионный фонд работает без выходных, потому что за услугой можно обратиться в любое удобное время: рано утром, поздно вечером или в выходной день. Более 90% электронных заявлений о назначении пенсии или изменении способа ее доставки были направлены в вечернее время (после 18.00 часов) либо в выходные дни, когда офис ПФР не работает. Такой способ получения услуг ПФР особенно актуален для работающих граждан, жителей населенных пунктов, удаленных от стационарного офиса клиентской службы ПФР, для маломобильных групп населения.
Стоит отметить и прозрачность всех этапов прохождения электронной услуги. В Личном кабинете приходят уведомления о статусе услуги. Например, сначала - что заявление получено, затем - о принятом решении, в заключении придет информация о том, что услуга предоставлена.
- Для какой категории граждан будут полезны сервисы?
- Пенсионный фонд спроектировал наиболее востребованные услуги на основе пользовательских потребностей и жизненных ситуаций. Поэтому любой человек найдет для себя полезный сервис: и пенсионер, и федеральный льготник, и владелец государственного сертификата на материнский капитал, и каждый, кому до пенсии далеко, и значит, он ещё формирует свои пенсионные права.
- Что из сервисов Пенсионного фонда может заинтересовать молодых граждан, у которых ещё небольшой трудовой стаж?
- Экономически активной молодежи будет интересно получить сведения о состоянии индивидуального лицевого счета. Помните, раньше Пенсионный фонд ежегодно рассылал заказным письмом такую информацию каждому работающему. Теперь сведения обновляются ежеквартально и доступны в Личном кабинете гражданина в онлайн режиме. Эта информация помогает контролировать свой пенсионный счет. Каждый может увидеть, насколько честен работодатель по отношению к его будущей пенсии: полный ли объем страховых взносов он перечисляет за него в Пенсионный фонд. Ведь от размера официальной заработной платы и продолжительности трудового стажа зависит количество пенсионных баллов, которые в будущем определят размер вашей пенсии. Здесь же можно воспользоваться пенсионным калькулятором.
- И он рассчитает будущую пенсию?
- Да, но расчет всё же будет условным, потому что строится на моделировании вашего будущего, хотя в Личном кабинете калькулятор –персональный и учитывает в пенсионных баллах уже реально сформированные пенсионные права, в том числе стаж и баллы. Его основная задача – разъяснение правил, по которым пенсионные права формируются и рассчитывается страховая пенсия.
Пользователь должен указать, сколько лет он собирается работать, служить в армии или находиться в отпуске по уходу за ребенком, ожидаемую зарплату в «ценах 2016 года» до вычета НДФЛ и нажать на кнопку «рассчитать». Теперь калькулятором могут воспользоваться и граждане из числа самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т. д.). Калькулятор посчитает условный размер страховой пенсии. Фактический же размер страховой пенсии рассчитывается только при обращении за ее назначением.
Ещё в Личном кабинете можно узнать своего страховщика по формированию пенсионных накоплений. Знать это важно, потому что именно он будет выплачивать накопительную пенсию, а если захотите поменять страховщика, тогда надо будет указывать страховщика в заявлении. К слову, среди новых сервисов в Личном кабинете есть такие, которые позволяют распорядиться пенсионными накоплениями: передать их в управление, сменить страховщика или отказаться от их формирования в пользу страховой пенсии. Но эти сервисы доступны только при наличии квалифицированной электронной подписи, которая приобретается у специализированных удостоверяющих организаций.
- А можно ли через Интернет назначить пенсию?
- Конечно, у нас только в текущем году уже более 3 тыс. жителей края подали электронные заявления о назначении пенсии, причем всех её видов: страховой, накопительной и пенсий по гособеспечению. Около 3 тыс. человек направили электронные заявления о способе ее доставки. Причем в 95% случаях пенсия была назначена без предоставления дополнительных личных документов и личного визита граждан в ПФР.
В «Личном кабинете гражданина» граждане, признанные федеральными льготниками, могут подать заявление на назначение ежемесячной денежной выплаты. В начале июля появилась возможность подать в ПФР электронное заявление на установление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Но здесь есть нюанс, связанный с документами личного хранения. После подачи заявления гражданину в течение 5 дней необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России, куда было направлено электронное заявление, и представить эти документы. Перечни документов размещены на сайте ПФР в соответствующих разделах.
- Пользуются ли электронными сервисами пенсионеры?
- Пользуются. Всё больше пенсионеров приходят в наши клиентские службы, чтобы подтвердить свою учетную запись для прохождения процедуры регистрации на портале госуслуг. В Личном кабинете их интересует информация о размере пенсии. Например, работающие пенсионеры, получая пенсию без учета прошедшей индексации (с учетом индексации она выплачивается только пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность), увидят в Личном кабинете проиндексированный размер пенсии, т.е. тот размер, который они будут получать после увольнения с работы.
Востребован и сервис информирования о виде и размере социальных выплат, таких как ЕДВ, НСУ, ежемесячной и компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным и т. д.
Совсем недавно на сайте Пенсионного фонда появился раздел для граждан, проживающих за границей, и выплату пенсии которым Пенсионный фонд осуществляет по месту их жительства за рубежом. В новом разделе живущие за рубежом российские пенсионеры могут заказать справку о размере назначенной пенсии и справку о фактически произведенных выплатах.
Для тех пенсионеров, кто ещё не подружился с компьютером, советую познакомиться с «Азбукой Интернета», разработанной специально для пользователей старшего поколения. Это учебное пособие есть на сайте ПФР. Оно в доступной форме поможет в овладении компьютерной грамотностью.
- В нашем крае немало семей, имеющих двух и более детей. Какие электронные услуги предназначены для них?
- Более 67 тыс. семей края являются владельцами государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и половина из них уже полностью или частично распорядилась этими средствами.
Для семей с детьми в Личном кабинете предусмотрен полный электронный сервисный комплекс услуг, которые можно получить, не выходя из дома, что особенно удобно для семей с маленькими детьми: можно подать заявление: о выдаче сертификата на материнский капитал; о распоряжении этими средствами; узнать размер материнского капитала или средств, оставшихся от его использования и получить об этом справку.
Сейчас, когда государство в ограниченные временем сроки не позднее 30 ноября текущего года предоставило возможность получить единовременную выплату до 25 тыс. рублей, владельцы сертификата могут исключить личный визит в МФЦ или в ПФР, подав заявление в электронном виде. Мы уже получили более 2 тыс. таких заявлений. Это значит, что эти мамы не бросали свои будничные заботы, не думали, с кем оставить детей, не томились в очереди на приём, поскольку в первые дни было много желающих поскорее подать заявление лично, а спокойно в удобное для себя время зашли в Личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и в несколько кликов компьютерной мыши направили заявление. Затем не позднее одного месяца с его подачи получили в Личном кабинете уведомление о принятом решении, а потом не позднее ещё одного месяца - сообщение о перечислении средств на указанный в заявлении счет.
- Какие ещё электронные услуги пользуются популярностью?
- Пока наиболее востребованы услуги, где регистрация вообще не нужна. Так, половина всех обращений от жителей края поступает через онлайн-приёмную на сайте ПФР. Активно используется сервис «Предварительной записи на прием». Посетители приходят в заранее выбранный ими день и час, минуя основную очередь, сразу попадают к специалисту. Удобен для граждан и сервис предварительного заказа справок и документов. Например, если кому-то понадобится справка, то получить её можно за один визит. Достаточно указать свои ФИО, СНИЛС и телефон, а затем выбрать вид справки и ближайшую дату её получения. Специалисты ПФР по вашему запросу заранее подготовят необходимый документ. Это удобно, потому что вы будете избавлены от двойного визита в ПФР.
Рекомендую всем жителям края идти в ногу со временем и зарегистрироваться на портале госуслуг, чтобы вступить в ряды пользователей электронными государственными услугами и использовать все их преимущества.
Пенсионный фонд без выходных
В России полным ходом идёт формирование единой системы электронного правительства. Поэтому меняются подходы к предоставлению услуг. По словам замглавы Министерства связи и массовыхТакже по теме:
- Теперь неработающие пенсионеры-северяне могут подать электронное заявление на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно в Личном кабинете гражданина
- Неработающие пенсионеры-северяне могут подать электронное заявление на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно в Личном кабинете гражданина
- В Личном кабинете на сайте ПФР можно получить дубликат СНИЛС