
5 ноября в России отмечается День военного разведчика — одной из самых опасных и загадочных военных профессий. Основной орган военной разведки в нашей стране — Главное управление (в прошлом — Главное разведывательное управление, ГРУ) Генерального штаба Вооруженных сил России — остается самой закрытой и малоизученной российской спецслужбой. Про ее сотрудников не снимают кино и не пишут книг, а перед объективами прессы не скрывают свои лица только высшие руководители военной разведки.
Круг задач Основная задача ГРУ (давайте называть военную разведку так, все же ГРУ — это почти бренд) — добывание военной, военно-технической и военно-политической информации в интересах России. Сведения о численности подразделений НАТО в Европе, испытаниях ударных беспилотников США, переброске западных военных специалистов на помощь сирийской оппозиции и еще сотни разных разведдонесений стекаются со всего мира в штаб квартиру военной разведки — большое серебристое здание на улице Гризодубовой в Москве.
По сведениям из открытых источников, разведчики ГРУ действуют под прикрытием военных атташатов при посольствах России за рубежом.
Работе под такой «крышей» часто сопутствует разведка с легальных позиций, когда разведчик для получения военных секретов не вербует их носителя, а выуживает их в частных беседах с экспертами, военными журналистами и официальными представителями оборонных и военно-технических ведомств страны пребывания. Наряду с легальной разведкой существует и нелегальная, когда разведчик живет за рубежом под вымышленными именем и биографией, но о том, как все это устроено остается только догадываться. Тени в горах
Наряду с разведывательной деятельностью в военной разведке существуют и диверсионные подразделения, которые в народе больше известны как «спецназ ГРУ».
Они предназначены для подрывной работы в тылу противника, который поимеет глупость напасть на нашу страну. Однако без дела им не приходится сидеть и в мирное время.
Официально такие вещи никогда не признаются, но точность нанесения ракетно-бомбовых ударов по позициям ИГИЛ зависит не только от систем прицеливания наших фронтовых бомбардировщиков, но и от информации, основанной на донесениях оперативной, радиоэлектронной и даже спутниковой разведки.
Многие выпускники принимали участие в боевых действиях и миротворческих операциях последних десятилетий, по количеству Героев России этот военный вуз уступает только Рязанскому высшему Воздушно-десантному командному училищу.
Кто-то из них впоследствии отправится в военный атташат посольства, будет водить знакомства с натовскими генералами и аккуратно выуживать у них важные сведения за стаканом виски. А кто-то проведет полжизни с чужим паспортом, в чужой стране, среди чужих людей.
Предательства явные и вероятные С Военной академией связано одно из девяти громких предательств в ГРУ советского периода — генерал Дмитрий Поляков, который на протяжении четверти века передавал сведения об агентуре и кадровых сотрудниках Главного разведывательного управления в ЦРУ, в течение трех лет возглавлял один из факультетов и сообщал американцам имена будущих военных разведчиков. Еще одно предательство — полковника ГРУ Олега Пеньковского, который якобы работал сразу на две разведки — американскую и британскую, у некоторых экспертов вызывает сомнения.
Как писал ветеран российских спецслужб Анатолий Максимов, «целью дела Пеньковского была подстава нашего агента Западу для дезориентации их политиков и военных относительно ядерной мощи СССР».
Существует и альтернативная версия «дела Пеньковского» — наряду с дезинформированием американцев была ослаблена партийная группировка Минобороны, которой поперек горла стояла военная реформа Хрущева. После того, как с разоблачением такого «предателя» многие генералы и маршалы лишились своих постов, Никита Сергеевич почувствовал себя спокойнее.