В 2005 году Технологический институт Джорджии получил контракт от Военно-морского министерства США на разработку броневика нового поколения, который получил обозначение ULTRA AP. Через четыре года была представлена машина второго поколения — ULTRA II. Создатели бронеавтомобиля возлагали на него большие надежды, однако разработки закончились ничем, бронеавтомобиль ULTRA AP так и не стал достойной заменой для «старичка» HMMWV (Humvee).В разработке бронеавтомобиля приняли участие управление военно-морских исследований США (Office of Naval Research — ONR), специалисты технологического института Джорджии (GTRI), инженеры из ассоциации автогонщиков NASCAR. Таким образом, создание ULTRA AP смогло объединить военных и гражданских ученных и инженеров. Базой для нового бронеавтомобиля должен был стать обыкновенный пикап Ford F-350. Буквы AP в названии обозначают Armoured Patrol, а задачей разработчиков было постараться грамотно совместить платформу гражданского пикапа, который мог бы с высокой скоростью передвигаться по дорогам общего пользования, с боевым потенциалом. Взяв за основу серийный грузовичок — дизельный пикап Ford F-350, разработчики реализовывали свои цели. Инженер GTRI Гэри Кэйлл отмечал: «Мы решили использовать уже существующее транспортное средство, так как у него по умолчанию было большое количество достоинств. Автомобильная индустрия потратила много денег на его разработку и безопасность, так что нам нужно было лишь улучшить имеющиеся характеристики, спокойно работая с машиной». Бронеавтомобиль получился сравнительно легким для своего уровня защищенности — порядка 4 тонн, а его топливная эффективность была в 6 раз лучше, чем у стоящих на вооружении многоцелевых транспортных средств HMMWV. При этом активная фаза разработок продолжалась всего около месяца. Стоит отметить, что машина получилась весьма футуристичной, с космическими нотками, что отметили бы все любители фантастики. Причудливый вариант остекления неизбежно вызывает у многих людей «звездные» ассоциации. Однако преимущества бронеавтомобиля, безусловно, были не в его внешнем облике. Авторы проекта особо выделяли две главных особенности своей бронемашины: безопасность экипажа и живучесть. Основной целью разработчиков было обеспечение максимальной защиты, находящихся в ULTRA AP людей. Этим целям должна была способствовать «круговая» защита экипаж с использованием новых разработок в области создания легкой брони. Экипаж находился как будто в «бронированной раковине», которая не только отклоняла взрывную волну, но и выполняла роль защитного каркаса или защитных дуг, в случае если бронеавтомобиль перевернется. Любопытной деталью является то, что американские инженеры позаимствовали сидения и ремни безопасности от гоночных автомобилей, участвующих в NASCAR (Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей). Эти гонки проводятся в США, начиная с 1949 года. Действительно, где еще помимо автомобильных гонок, можно было найти лучшие разработки в области безопасности человеческой жизни? При этом кабина бронеавтомобиля ULTRA AP была спроектирована таким образом, чтобы обзор у экипажа был во всех направления, в том числе назад и даже вверх. Необычным было и их расположение. Четырех человек, на которых и рассчитана бронемашина, решили рассадить не по традиционной конфигурации «два плюс два», а применив «алмазное расположение». Сиденья всех четверых членов экипажа расположены между колес автомобиля (при подрыве фугаса или мины, чем дальше от колес, тем лучше) и смотрят на все четыре стороны. Такое решение призвано было также улучшить обзорность, каждый пассажир смотрит в свою сторону.Также разработчики сделали ставку на современные технологии и бортовые компьютеры. Радары, система ночного видения, антиблокировка тормозов, контроль стабильности в движении, круиз-контроль все это было объединено в систему, которая получила обозначение «e-safety». По словам разработчиков, все это обеспечивало ULTRA AP статус самого «продвинутого» транспортного средства американских вооруженных сил. После проведения первых испытаний прошло четыре года, в 2009 году был представлен бронеавтомобиль ULTRA II, который был ориентирован главным образом на развитие боевого отделения, рассчитанного уже на 6 человек. Если бы не военная операция в Ираке, появления преемника родившегося еще в конце 1970-х годов американского армейского внедорожника Humvee можно было ждать еще как минимум десять лет. Эта машина ранее хорошо себя зарекомендовала во время первой войны в Персидском заливе, операциях в Боснии и Косове и ряде других горячих точек планеты. Однако городские бои против мобильных отрядов иракских повстанцев показали, что Humvee уже не отвечает современным условиям ведения боя и не может обеспечить должной защиты находящимся в нем бойцам. За два первых года иракской кампании американцы потеряли более 350 солдат, которые погибли в этом внедорожниках. Одним из решений было дополнительное бронирование уже выпущенных Humvee и приобретение новых автомобилей только с установленным на заводе усиленным бронированием. Однако скоро выяснилось, что автомобиль уже не справляется с лишним весом, который добавляла усиленная броня, машины чаще переворачивались или зарывались в песок, застревали. Стало понятно, что устранить многие недостатки уже не удастся без крупномасштабной модернизации или разработки принципиально новой машины, которая изначально была бы ориентирована на использование в боевых условиях, в то время как оставшиеся Humvee перевели бы исключительно в тыловые части.Понимая это, в 2005 году в США была запущена государственная программа Joint Light Tactical Vehicle (JLTV), направленная на замену стремительно устаревающих внедорожников HMMWV. Именно в рамках этой программы и был создан необычный бронеавтомобиль ULTRA AP. Но здесь многое решили экономические и производственные возможности участников. В борьбу за крупный армейский контракт включились такие монстры американской индустрии, как American Motors, Lockheed Martin, BAE Systems, General Tactical Vehicles и это еще не полный список компаний-участников. Все они обладали не только большим штатом подготовленных инженеров и специалистов, но и собственными производственными мощностями. Конкурировать с ними на равных институт, создавший бронемашину на базе гражданского пикапа «Форд», не мог, хотя ряд решений в ULTRA и можно было отнести к революционным. В итоге концепт ULTRA AP так и остался всего лишь очень интересным концептом, внешний вид которого до сих пор будоражит обывателей. А конкурс на замену многоцелевого армейского внедорожника Humvee выиграл в итоге Oshkosh L-ATV, от компании Oshkosh, которая была основана еще в 1917 году. Это крупная американская компания, располагающая промышленными площадками в 8 штатах и обладающая штатом работников, превышающим 13 тысяч человек. Она уже получила контракт на поставку 18 тысяч своих армейских вездеходов (речь лишь о первой партии). В 2016 году Корпус морской пехоты США получил первые 7 серийных бронеавтомобилей Oshkosh L-ATV. При этом Humvee по-прежнему остается рабочей лошадкой американской армии. Работы по дальнейшему повышению защищенности этих внедорожников по-прежнему продолжаются. А всего с 1984 года в США было произведено уже более 281 тысячи Humvee всех типов трех разных поколений.Источники информацииhttp://www.popmech.ru/weapon/289412-mototsikl-dnya-fn-a-s-24http://www.membrana.ru/particle/2982Материалы из открытых источников
Автор: Юферев Сергей
ULTRA AP: провальный проект бронеавтомобиля нового поколения
В 2005 году Технологический институт Джорджии получил контракт от Военно-морского министерства США на разработку броневика нового поколения, который получил ..., В 2005 году ТехнологическийТакже по теме: