Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Несчастье Мосула. Продолжаются бои за древний город

В Ираке продолжается битва за Мосул. Силы иракской армии столкнулись с неожиданно сильным и мощным сопротивлением боевиков «Исламского государства» (запрещенная ..., В Ираке продолжается
В Ираке продолжается битва за Мосул. Силы иракской армии столкнулись с неожиданно сильным и мощным сопротивлением боевиков «Исламского государства» (запрещенная в России организация), контролирующего город с 2014 г. Боевики минируют здания в городе, устраивают террористические акты с помощью смертников и автомобилей, груженых взрывчаткой, делают «живые щиты» из мирных жителей. Тем не менее, иракская армия и ее союзники — курдское ополчение «Пешмерга» и другие добровольные формирования, рассчитывают в ближайшее время взять Мосул — один из важнейших городов Ирака. Мосул — это один из древнейших городов Ближнего Востока с очень богатой историей. Город под названием Mepsila впервые упоминал еще знаменитый древнегреческий историк Ксенофонт в 401 г. до н.э. Правда, речь в воспоминаниях Ксенофонта шла о «старом Мосуле», располагавшемся в 30 км. к северу от современного города. В первые годы нашей эры в Мосуле, населенном ассирийцами, стало распространяться христианство. В VI в. н.э. в городе была открыта резиденция епископа несторианской церкви, однако уже в VII веке (в 637 или 641 г.) город был захвачен войсками Арабского халифата. Он сохранил свой статус важного торгового и культурного центра. Постепенно происходила исламизация населения Мосула, хотя значительную часть населения города по-прежнему составляли христиане. Средневековая история Мосула — это постоянные переходы города от одних правителей к другим. Мосул контролировали Аббасиды, Хамданиды, Укайлиды, в XI веке город был завоеван тюрками — сельджуками, затем стал центром династии Зангидов, а в XIII веке был захвачен монголами и входил в государства Ильханидов и Джалаиридов. В самом начале XVI века Мосул некоторое время входил в состав туркменского государства Ак-Коюнлу, а в 1508 г. был завоеван армией персидской династии Сефевидов. Однако, уже в 1535 г. Османская империя, сумевшая взять верх над Сефевидами в Ираке, присоединила Мосул к своим владениям. Почти на четыре столетия город стал центром одноименного вилайета Османской империи, считавшегося, кстати, одним из наиболее богатых и самостоятельных в Месопотамии. Несмотря на то, что с VII века Мосул входил в состав мусульманских государств, в нем сохранялось многочисленное христианское население, прежде всего — ассирийское по этнической принадлежности. Большое влияние на христиан Мосула оказывали доминиканские миссионеры, прибывшие в город в 1750 году и открывшие здесь свою миссию. Католические миссионеры патронировали местные ассирийские общины.
Несчастье Мосула. Продолжаются бои за древний город
В 1918 г., после поражения Османской империи в Первой мировой войне, Мосул был занят британскими войсками, а в 1926 г. было подписано соглашение между Великобританией и Турцией, согласно которому Мосул признавался городом в составе Ирака, а бывший османский вилайтер Мосул становился иракской провинцией Найнава. В середине ХХ века Мосул превратился в важный пункт транспортировки нефти из Ирака в Сирию и Турцию. Режим Саддама Хусейна проводил целенаправленную политику по «арабизации» Мосула и провинции Найнава, хотя репрессивные действия Саддама Хусейна относились, прежде всего, к курдам. Христиан — арабов и ассирийцев, а также езидов, в годы правления Саддама Хусейна не трогали, поскольку не рассматривали как противников режима. К началу 2000-х гг. в Мосуле проживали 1,8 млн. человек. Большую часть горожан составляли арабы — сунниты, кварталы которых располагались на западном берегу реки Тигр. Восточный берег реки состоял из кварталов многочисленных национальных меньшинств. Несмотря на преобладание арабо-суннитского населения, Мосул оставался крайне многонациональным и поликонфессиональным городом. Здесь проживали ассирийцы — последователи несторианства, арабы — христиане (халдо-католики и яковиты), армяне, езиды, курды, туркоманы, евреи — иудеи, мандеи (древняя этноконфессиональная группа «учеников Иоанна Крестителя») и шабаки (ираноязычная этноконфессиональная группа). Когда в 2003 г. началось американское вторжение в Ирак, Мосул стал важным объектом атаки американских войск. 11 апреля 2003 г. оборонявший Мосул 5-й иракский армейский корпус освободил город. 22 июля 2003 г. именно в Мосуле в перестрелке с солдатами коалиции были убиты сыновья Саддама Хусейна — Удей и Кусей. Однако, и после падения режима Саддама Хусейна, обстановка в Мосуле оставалась далеко не спокойной. Так, 24 июня 2004 г. здесь произошел грандиозный теракт. В результате подрыва заминированных автомобилей погибли 62 человека. В окрестностях Мосула и в самом городе оперировали отряды повстанцев, совершавших вылазки против сил коалиции и полиции нового иракского правительства. 10 ноября 2004 г. повстанческие отряды организовали централизованные атаки на полицейские участки Мосула, в результате которых значительная часть иракских полицейских погибла, а оставшиеся отступили из города. Мосул оказался в руках повстанцев. Освободить город удалось лишь силам 25-й пехотной дивизии американской армии. Но за Мосулом закрепилась слава одного из эпицентров антиамериканского и антиправительственного сопротивления в Ираке. В Мосуле регулярно происходили нападения на иностранных военнослужащих сил коалиции, иракских солдат и полицейских, иностранных гражданских служащих и сотрудников иракских административных органов. В многонациональном и ранее вполне терпимом городе резко обострились межконфессиональные противоречия, многократно вырос уровень насилия на почве религиозной или национальной неприязни. Чаще всего жертвами нападений становились представители неисламских религий — христиане, езиды, мандеи. Периодически в городе происходили громкие террористические акты, в том числе против гражданских лиц. К примеру, 23 января 2008 г. в результате взрыва в жилом доме погибли 36 человек.
Несчастье Мосула. Продолжаются бои за древний город
Действия экстремистов привели к росту насилия в отношении религиозных меньшинств. Уже в 2008 году свыше 12 тысяч христиан — ассирийцев были вынуждены покинуть Мосул. Религиозные экстремисты требовали от ассирийцев обращения в ислам, в противном случае угрожали их уничтожить и разрушить их дома. Потоки беженцев из Мосула направились в Турцию и в тогда еще спокойную Сирию. Волна насилия изменила Мосул до неузнаваемости. Некогда город был интеллектуальной и экономической столицей Северного Ирака. Здесь действовал знаменитый Мосульский университет, функционировали музеи, проживали многие иракские ученые и деятели культуры. В результате действий экстремистов большинство представителей мосульской интеллигенции, вне зависимости от религиозной принадлежности, были вынуждены покинуть город. Многих из тех, кто нашел в себе смелость остаться, просто убили. Город покинула некогда многочисленная мандейская община. В отличие от курдов, езидов или христиан, вероучение мандеев запрещает им брать в руки оружие даже для собственной защиты, поэтому эти мирные люди, занимавшиеся ремеслами, торговлей или культурой, были вынуждены покинуть Мосул, а затем и Ирак, превратившись в беженцев. Очередная страшная страница в истории города была перевернута 4 июня 2014 года, когда Мосул атаковали формирования ИГИЛ (запрещенная организация) численностью около трех дивизий, вооруженные американским оружием и, как минимум, 700 бронеавтомобилями. В результате шестидневных боев город пал — иракская армия и полиция не смогли отбить удары подготовленных боевиков, а от помощи курдского ополчения «Пешмерга» в то время иракское правительство отказалось — как выяснилось, совершенно напрасно. Мосул оказался в руках ИГИЛ. С первых дней пребывания в городе боевики этой организации приступили к открытому террору в отношении жителей города, не поддерживавших их идеи и деятельность. Разумеется, первыми жертвами «чисток» стали представители религиозных меньшинств, включая христиан и езидов. Женщин и девушек обратили в рабство, мужчин либо заставили принять ислам, либо уничтожили. В течение 2014-2015 гг. в Мосуле были казнены более 800 женщин, которых обвиняли в безнравственном поведении. Прежде всего, это были представительницы интеллигенции, а также женщины, работавшие в сфере обслуживания, к примеру — парикмахеры. В городе уничтожили телефонные линии и закрыли доступ в Интернет. Под властью структур ИГ Мосул находится более двух лет. За это время боевики сформировали собственные структуры власти и приступили к кардинальному преображению города. До американского вторжения, как мы уже писали выше, Мосул был не только крупнейшим городом Северного Ирака, но и одним из важнейших культурных и научных центров страны. Саддам Хусейн, при всем неоднозначном к нему отношении, выделял из иракского бюджета огромные деньги на археологические исследования, строительство и поддержание музеев, оплачивал работу ученых — историков, способствовал популяризации наследия древнейших культур, существовавших на территории Ирака. В этом плане Ираку тогда очень везло, и многие ученые из других арабских стран завидовали своим иракским коллегам, поскольку масштабы государственного финансирования науки и культуры в Ираке впечатляли и позволяли без проблем осуществлять реставрацию древних культурных памятников. Однако, экстремистам, захватившим власть в городе в 2014 году, стремление к сохранению многотысячелетнего культурного наследия было чуждо. Напротив, они поставили своей целью полное «стирание» исторической памяти, уничтожение любых свидетельств о прежней жизни города. Такого не позволяли себе ни одни завоеватели, включая и арабских халифов, и монгольских ханов, и турецких султанов.
Несчастье Мосула. Продолжаются бои за древний город
Началось масштабное уничтожение исторических, культурных и религиозных памятников на территории города и его окрестностей. В числе пострадавших от рук ИГИЛовцев памятников оказался всемирно известный Мосульский археологический музей. В феврале 2015 года боевики взорвали центральную библиотеку Мосула, в которой погибли от 8 до 10 тысяч книг, включая древние сочинения по философии и религии. Книги и рукописи сжигали во дворе библиотеки. В археологическом музее кувалдами и дрелями были уничтожены памятники ассиро-вавилонской эпохи. Многие из этих памятников знакомы даже российским гражданам — их фотографии и изображения помещались в школьные учебники по истории древнего мира. В апреле 2016 г. были взорваны всемирно известные «Врата бога» — памятник с двухтысячелетней истории, некогда служивший въездом в древний ассирийский город Ниневия. Боевики не щадят и памятники исламской культуры. Так, в мае 2015 г. в Мосуле была подорвана мечеть «Марьям хатун», построенная в западной арабо-суннитской части города в 1821 году — во время принадлежности Мосула к Османской империи. Также были уничтожены мечеть Султана Ваиса, построенная в 1838 году, мечеть «Аль-Хадра» и старейшая мечеть Умара, построенная во время правления этого халифа. Антитеррористическая коалиция, в которую входят иракская армия, курдское ополчение «Пешмерга», более мелкие ассирийские, езидские и туркменские формирования, а также западные союзники, неоднократно предпринимала попытки освобождения Мосула. Так, 21 января 2015 г. американская авиация подвергла город авиаударам с целью поддержки с воздуха наступления курдских ополченцев. Курдам удалось освободить несколько селений в окрестностях города. Пешмерга вышла к северо-западной окраине Мосула, но затем наступление было остановлено. Иракское командование оценило численность боевиков, засевших в городе, в 12 тысяч человек. Поэтому для взятия Мосула была сформирована внушительная группировка иракских войск численностью в 25 тысяч человек. В марте 2015 г. ИГ заявило о том, что каждый житель Мосула, кто попытается покинуть город, будет обезглавлен. Так население Мосула фактически превратилось в заложников. Однако, летом и осенью 2015 года наступление сил коалиции на Мосул так и не было предпринято.
Несчастье Мосула. Продолжаются бои за древний город
В октябре 2016 г. иракская армия при поддержке Пешмерги и других союзников перешла к активным действиям по освобождению Мосула. О начале наступления официально заявил 16 октября сам премьер-министр Ирака Хайдер аль-Абади. Уже на следующий день, 17 октября, силы Пешмерги освободили около 10 деревень в окрестностях города, а иракская армия заняла город Башика. 18 октября курды освободили еще девять селений. В ответ боевики ИГ приступили к расправам над мирным населением. 22 октября были казнены 300 жителей Мосула, на следующий день еще 16 человек. 26 октября были казнены еще 232 человека, включая 190 бывших военнослужащих иракских сил безопасности, находившихся в лагере для пленных и отказавшихся встать в ряды ИГ. Кровопролитные столкновения в окрестностях Мосула продолжались все начало ноября 2016 года. Боевые действия активизировались во второй декаде ноября. Практически каждый день командование коалиции заявляет о том, что Мосул будет взят в ближайшее время, однако пока этот желаемый всеми результат еще не достигнут. Самая главная проблема коалиции заключается в том, что приходится освобождать город, в котором свыше миллиона жителей фактически находятся на положении заложников. Это значительно усложняет действия коалиции, поскольку боевики используют мирных граждан в качестве прикрытия, а также регулярно проводят показательные казни с целью воздействовать на мировую общественность и заставить коалицию отказаться от планов по захвату города. В окрестностях Мосула гибнут не только террористы и солдаты коалиции, но и мирные граждане. Численность беженцев еще несколько дней назад составляла 60 тысяч человек и продолжает ежедневно расти, несмотря на прямые запреты населению со стороны ИГ покидать город. Сейчас к событиям в Мосуле приковано внимание всего мира. Удастся ли силам коалиции освободить этот древний город от террористов, или современное наступление на Мосул повторит бесславные попытки освободить его в прошлом году?
Автор: Илья Полонский

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.