Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Достичь прогресса: как сократить число аварий ракет-носителей в России

Основной причиной потери транспортного грузового корабля «Прогресс МС-04», который должен был направиться к МКС, стала неисправность ракеты-носителя «Союз-У». ..., Основной причиной
Основной причиной потери транспортного грузового корабля «Прогресс МС-04», который должен был направиться к МКС, стала неисправность ракеты-носителя «Союз-У». Случившаяся 1 декабря авария — не единственная за последние годы. В качестве причин такого положения дел опрошенные RT эксперты называют страдающую порой дисциплину, погрешности в контроле за качеством и неоптимальный баланс между опытными и молодыми кадрами на производстве. Кроме того, по мнению специалистов, Россия до сих пор преодолевает спад в отрасли, который произошёл в 1990-е годы. Как наладить работу в космической сфере, разбирался RT.
Достичь прогресса: как сократить число аварий ракет-носителей в России

РИА Новости
Из официального сообщения госкорпорации «Роскосмос» следует, что на 383-й секунде после старта ракеты с «Байконура» прекратился приём телеметрической информации с «Прогресса МС-04». Аппарат был потерян на высоте около 190 км над труднодоступной безлюдной гористой территорией Республики Тыва. Большинство фрагментов сгорели в плотных слоях атмосферы, но некоторые из них могли упасть на землю.До выхода на орбиту кораблю не хватило около трёх минут. 3 декабря в 19:43 (мск) «Прогресс» должен был доставить космонавтам 2,5 тонны груза. В результате крушения экипаж МКС не получил топливо для дозаправки станции, новейший скафандр для работы в открытом космосе «Орлан-МКС», воду, воздух, продукты питания, одежду, медикаменты и средства личной гигиены. Кроме того, космонавты встретят Новый год без чёрной осетровой икры, свежих овощей и фруктов.В Роскосмосе уверяют, что «потеря грузового корабля не скажется на нормальном функционировании систем МКС и жизнедеятельности экипажа станции». Катастрофы для экипажа не произойдёт, но на динамике научно-исследовательских работ авария неизбежно скажется, считает заместитель главного конструктора комплекса научной аппаратуры «Ломоносов» (МГУ) Василий Петров.«Насколько я понимаю, космонавты голодать, конечно, не будут. Здесь стоит ожидать срыва запланированных экспериментов из-за недоставки научного оборудования. График отправки «грузовиков» очень плотный, потому что их количество было существенно сокращено. Теперь у нас их ещё меньше», — посетовал собеседник RT.11 неудачных пусковНаиболее вероятной версией крушения «Прогресса МС» опрошенные RT эксперты назвали отказ двигателя РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя. По их мнению, совершенно однозначно можно сказать, что авария не может быть связана с неисправностью космического корабля. Анализ сложившейся нештатной ситуации сейчас проводит государственная комиссия.С 2010 года Россия совершила 11 неудачных пусков ракет-носителей («Союз», «Протон», «Рокот», «Зенит»). Три раза крушение терпели ракеты-носители «Союз-2.1в», «Союз-2.1б», «Союз-2.1а», два раза — «Союз-У». Предыдущая авария этой ракеты произошла 24 августа 2011 года при запуске корабля «Прогресс М-12М». На 325-й секунде полёта произошло отключение двигателя третьей ступени ракеты из-за засорения тракта подачи горючего.
Достичь прогресса: как сократить число аварий ракет-носителей в России

© spaceflight101.com
«Союз-У» — детище расположенного в Самаре Центрального специализированного конструкторского бюро (ныне — Ракетно-космический центр «Прогресс»). Первый пуск ракеты-носителя состоялся в 1973 году. В 2015 году «Союз-У» была снята с производства, а её эксплуатация должна завершиться в 2017-м. На смену ветеранам придут модернизированные версии семейств ракет «Союз-2» и «Ангара».В ноябре 2016 года генеральный директор Ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин заявил, что до вывода из эксплуатации к МКС в космос должны отправиться два последних «Союза-У»: в декабре и в первом квартале 2017 года. По некоторым данным, запланированный на следующий год запуск могут отложить, если расследование декабрьской аварии до этого времени не завершится.Наверстать упущенное«Потерпевший крушение «Союз-У» нельзя сравнивать с той ракетой, которая полетела в 1973 году. Все системы кардинально иные, и к самой конструкции претензий быть не может», — рассуждает Василий Петров. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев разделяет эту точку зрения: «Из 776 запусков, включая прошедший, только 22 были аварийными. То есть при 2,8% аварийности ракета считается достаточно надёжной».«Сейчас пока можно сказать одно — это третья ступень. Дальше будут идти уточнения: либо виноват двигатель, сейчас это широко обсуждают, либо система управления. Поскольку ракета летала почти тысячу раз, то значит, виноваты технологии, а это — в любом случае дисциплина производства и погрешность в контроле за качеством. Все усилия по исправлению ситуации должны быть в этом направлении», — сказал RT Моисеев.Василий Петров отметил, что цикл сборки ракет занимает несколько лет и в этом процессе могли быть допущены ошибки, которые в итоге и привели к аварии: «Блоки, которые вчера полетели, могли быть сделаны и пять, и десять лет назад. Вероятно, был допущен некий дефект или не соблюдён режим хранения. Хочу отметить, что система выявления недостатков в случаях аварий в России досконально отработана».Петров полагает, что участившиеся аварии за последние годы — результат деградации космической отрасли, который наблюдался в 1990-е годы: «Теперь мы вынуждены навёрстывать упущенное. Россия участила количество запусков, и все накопившиеся проблемы вылезли наружу. По счастью, 1 декабря никто не пострадал. Высокотехнологичная сфера не прощает халатного отношения. Необходимо время на восстановление».«Могу сказать, что сейчас на предприятиях «Роскосмоса» происходят положительные перемены. Десять лет назад была очень сложная ситуация с кадрами. Не хватало звена опытнейших сотрудников. Сегодня эта проблема уходит с повестки дня. Улучшилась производственная дисциплина, обновляются производственные мощности. Это касается в том числе производителя «Союза-У» — самарского «Прогресса» (речь идёт о самарском Ракетно-космическом центре «Прогресс». — RT)», — заявил Петров.
Достичь прогресса: как сократить число аварий ракет-носителей в России

© РКЦ «Прогресс»
«Существует проблема кадрового разрыва: есть опытные старые кадры, которые не умеют работать с новыми технологиями, зато имеют опыт работы с космической техникой, и молодые, которые хорошо осваивают компьютер, но плохо понимают его связь с железом. «Роскосмос» пытается решить проблему с помощью повышения квалификации. Однако нужно понимать, что уровень кадров в ракетно-космической отрасли зависит от общего уровня инженерной подготовки в стране», — добавляет Моисеев.Руководитель Института космической политики напомнил, что власти России несколько раз реформировали институт управления космической отраслью, создав в итоге 2015 году из агентства государственную корпорацию. «Это решение носит скорее временный характер и необходимо, чтобы реанимировать отрасль», — резюмировал собеседник RT.Алексей Заквасин, Анастасия Шляхтина

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.