Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я

От автораУважаемые читатели!Как я и обещал в одной из своих статей про румынские фрегаты – получите обещанную статью про румынские палубные вертолёты.В ..., От автораУважаемые
От автораУважаемые читатели!Как я и обещал в одной из своих статей про румынские фрегаты – получите обещанную статью про румынские палубные вертолёты.В серии статей "Румынские фрегаты в 21-м веке" я лишь вскользь упомянул о том, что на каждом из фрегатов базируется по одному палубному вертолёту Пума Навал румынского производства. В этой статье я постараюсь отобразить в хронологическом порядке историю создания и развития румынской палубной авиации.В открытых источниках, как о румынских кораблях-вертолётоносцах, так и о вертолётах, которые базировались на их палубах, очень мало официальных данных, зато много восторженного ура-патриотизма. В связи с этим я обратился за информацией к производителю: авиастроительной компании “Industria Aeronautic Romn”. Я скинул ссылки на опубликованные ранее материалы про румынские фрегаты и попросил исторические данные, связанные с палубными вертолётами, имена специалистов, которые принимали участие в разработке, любопытные факты из их биографий. Но ответа не последовало. Возможно, им не понравился тон моих статей про ВМС Румынии.Не отозвался на мою просьбу о помощи и командир вертолётной группы: видимо, на то были причины. Поэтому я решил в меру своих возможностей собрать максимум информации и поделиться с Вами. Возможно, я где-то ошибся, где-то нафантазировал. Но я уверен, что правильно отобразил суть вопроса. Надеюсь, Вы узнаете что-то новое и получите удовольствие от чтения этого материала. Буду благодарен за дополнительные сведения и комментарии.С уважением, Михаил Задунайский.Предыстория.Летом 1985 года был введён в состав ВМС Румынии авианесущий корабль “Мунтения”, спроектированный и построенный в Румынии (Мангалия).Чаушеску лично классифицировал этот корабль как лёгкий крейсер-вертолётоносец. Начиная с 2004 года, после нескольких переименований и переклассификаций - корабль именуется фрегатом “Мэрэшешть”. Хочу отметить, что задолго до начала разработки крейсера “Мунтения” в Румынии уже было налажено серийное производство вертолётов по лицензии французской компании Aerospatiale-France (позже Eurocopter France, нынче - Airbus Helicopters).Общеизвестно, что Румыния была страной-участницей Варшавского договора. И благодаря строптивому характеру своего лидера Николае Чаушеску была чуть ли не единственной страной из соцлагеря*, которая могла себе позволить делать закупки в странах из капиталистического лагеря.В том числе и вооружение. (* Югославия также закупала оружие на Западе.)Таким образом, Румыния заключила с Францией договор на лицензионное производство вертолётов фирмы Аэроспасьяль. Их производством занималось в городе Брашов авиастроительное предприятие “Industria Aeronautic Romn” (сокращённо IAR). Там, начиная с 1971 года, стали производить лёгкие многоцелевые вертолёты IAR-316 Алуэтт (Alouette). А в 1974 было запущено производство средних многоцелевых вертолётов IAR 330 Пума (Puma).Поэтому еще на стадии проектирования крейсера “Мунтения” на нём планировали разместить вертолётную группу в количестве трёх вертолётов: два лёгких “IAR-316B Алуэтт III” (Жаворонок) и один средний “IAR 330L Пума”.“Рука Москвы”.В середине 80-х состав вертолётной группы румынского крейсера решили пересмотреть. Причиной этому послужило подписание договоров между Румынией и СССР на производство в Румынии вертолётов ОКБ Камова. В 1984 был подписан договор на производство лёгких многоцелевых вертолётов “Ка-26” (НАТОвское обозначение Hoodlum: “ Хулиган”) с двумя поршневыми двигателями.Годом позже, в 1985, страны подписали протокол на производство усовершенствованной модификации Ка-26: Ка-126 (с одним газотурбинным двигателем и улучшенным редуктором). Производство вертолетов марки “Ка” решили развернуть на том же предприятии, где уже производились “Алуэтт” и “Пума” по французской лицензии. Машины ОКБ Камова, произведённые в Румынии, получили обозначение “IAR Ка-126”.К слову сказать, еще в 1971 ВВС Венгрии приняли на вооружение 21 вертолёт Ка-26 (до тех пор гражданский вертолёт). Полиция ГДР и ФРГ также использовали вертолёты Камова в своих целях.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Вертолёт Ка-26 венгерских ВВС.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Вертолёт Ка-26 народной полиции ГДР (нем. Volkspolizei).Музей авиации в Хермескайль, Германия.Оглядываясь на венгров и немцев, румынские военные решили вооружить свой корабль машинами Камова, предварительно оснастив их для противолодочных операций. Учитывая небольшие габариты советских вертолётов, ангар крейсера “Мунтения” мог вместить 3 вертолёта IAR Ка-126.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
“Летающее шасси” Ка-126.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Вертолёт Ка-126 с грузо-пассажирской кабиной.Советские специалисты помогли наладить производство вертолетов Камова на заводе IAR в г. Брашов. Первый полет Ка-126 румынского производства состоялся 31 декабря 1988 года. В течение года удалось собрать партию из 15 серийных вертолётов (в некоторых источниках указывают 10 или 12 машин). Эту партию, судя по всему, переправили в СССР. А ровно через год после первого полёта Ка-126 в Румынии произошла революция (декабрь 1989 года). Правительство Чаушеску было свергнуто, в стране надолго воцарился кавардак и производство вертолётов (как и многого другого) прекратилось. В тот же период начался распад Советского Союза, поэтому в СССР вертолёт Ка-126 не производился.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
История вертолёта Ка-126 на сайте IAR Брашов.Дальнейшим развитием советского Ка-126 стал российский вертолёт Ка-226 с двумя газотурбинными двигателями, который впервые поднялся в воздух осенью 1997 года. Ну а годы спустя в ВМС Румынии вновь задумались о палубных модификациях вертолётов марки IAR, которые производились в стране по французской лицензии.Первый вертолёт на палубе румынского корабля.В 1998 году прошли учения сил НАТО и их партнеров Strong Resolve 98. Учения стартовали в Бискайском заливе и разворачивались в Атлантическом океане. В них участвовал и румынский корабль, фрегат Мэрэшешть (F 111). Из серии статей про румынские корабли Вы знаете, что это бывший крейсер-вертолётоносец “Мунтения”. На палубе фрегата Мэрэшешть базировался вертолёт.Для румынских ВМС эти учения и наличие вертолёта на борту корабля имели историческое значение. Ведь F 111 – это первый румынский военный корабль, который после 2-й мировой войны вышел в Средиземное море, а затем и в Атлантический океан. И первый корабль за всю историю румынских ВМС, который нёс на своём борту вертолёт. Также во время учений 98-го года состоялся и первый полёт румынского вертолёта над Средиземным морем. Этим вертолётом был лёгкий IAR-316B Алуэтт (Навал). Судя по всему, Алуэтт Навал - первая попытка использовать вертолёт для нужд ВМС.На тот момент в Румынии не существовало ни такого рода войск, как авиация ВМФ, ни палубных вертолётов, ни пилотов морской авиации. На первых порах использовали сухопутную версию вертолёта Алуэтт с минимальными доработками, а пилотировали машину армейские пилоты без спецподготовки. В то время создавался фундамент румынской морской авиации: составлялись технические требования для палубных вертолетов, а пилоты вырабатывали специфические навыки.Фирма Аэроспасьяль производила палубные модификации Алуэтт. Помимо других отличий – их несущие винты выполнены складными. Такие модификации были например на вооружении ВМC Бельгии. Автору не удалось выяснить: румыны производили изначально IAR-316B Алуэтт со складываемыми винтами, или закупили на стороне один палубный вертолёт. На сайте производителя нет описания, лишь PDF-документ с ТТХ машины.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Как бы там ни было, первый румынский палубный Алуэтт с бортовым номером 39 в отличие от остальных (в камуфляже) был целиком окрашен в тёмный цвет.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
IAR-316B румынских ВВС с бортовым номером 39 цвета Gunship grey.Других внешних отличий я не заметил.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Уже зима, судя по номеру - та же машина. Обратите внимание: вдоль борта установлен баллонет для аварийного приводнения.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Тот же вертолёт, уже на палубе корабля. Обратите внимание на фиксирующие колодки под колёсами машины для предотвращения соскальзывания.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Пилоты IAR-316B и техперсонал на палубе корабля. Тогда ещё эсминца Мэрэшешть. 1 апреля 2001 эсминец Mreti был переклассифицирован в фрегат.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
IAR-316B со сложенными винтами на палубе уже фрегата Мэрэшешть. На заднем фоне танкер с бортовым номером 531 (Tanc maritim de motorina, Nr. bordaj 531).
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
IAR-316B Алуэтт III совершает посадку на палубу Мэрэшешть.Учения НАТО “Strong Resolve”, 1998 год.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Пилоты и технический персонал у IAR-316B Алуэтт III Учения НАТО “Strong Resolve”, 1998 год.На одном из румынских форумов писали про учения Olympia ’99. Как будто и там участвовал F 111 с вертолётом на борту. И якобы до Греции вертолёт IAR-316B был доставлен транспортником C-130 Геркулес. Я искал данные про учения Олимпия в 1999-м году, но никаких официальных данных не нашёл.Другой вертолёт на палубе румынского корабля.После прошедших в 98-м году учений сил НАТО под названием Strong Resolve румыны пришли к выводу, что лёгкий вертолёт Алуэтт не совсем подходит для решения задач противолодочной обороны. Например, лёгкие Ка-27 ВМФ России действуют парами: первая машина (с поисковым оборудованием на борту) обнаруживает вражескую субмарину, а вторая машина, с вооружением – поражает обнаруженную цель.Увидели румынские военные моряки и действия палубных вертолётов Lynx своих будущих партнёров по НАТО. Пришли к выводу, что для авиации ВМФ Румынии необходима машина другого класса: лучше один средний, чем два лёгких вертолёта. Долго искать не пришлось, ведь в Румынии с 1977 года производился и состоял на вооружении средний многоцелевой вертолёт Пума.Палубную модификацию Пума Навал первого поколения начали разрабатывать на базе противотанкового варианта вертолета IAR 330L Puma. На тот момент его вооружение включало:- Ракетное:4х пусковые установки для 57-мм НАР С-5 (64 ракеты);4х ПТРК Малютка на бортовых направляющих (только на испытаниях).- Пушечное: 2х 23-мм пушки НР-23 в носовых гондолах; - Стрелковое:1 или 2 ДШКМ 12,7 в проёмах сдвижных дверей.- Бомбовое:4х бомбы калибром 50 или 100 кг (только на испытаниях).Во время написания этой статьи я консультировался с Bongo (Сергей Линник).По поводу 12,7-мм пулемёта ДШК он высказался так:Я стрелял из ДШКМ. Он очень мало подходит для использования в качестве авиационного пулемёта и выбор румын странный. В любом случае, это очень неподходящий образец для использования в авиации.Puma Naval 1-го поколения Первый румынский палубный вертолёт мало чем отличался от своих “сухопутных собратьев”: ему досталось то же оборудование и вооружение.Стоит отметить, что эта машина использовалась только для отработки посадок на палубу фрегата “Мэрэшешть” (F 111). Поэтому вертолёт был крайне скудно оснащён для действий на море, а для проведения противолодочных операций он не годился вовсе.Сперва его оснастили баллонетами для аварийного приводнения. Затем разработали четырёхопорное шасси для посадки машины на палубу в неблагоприятных погодных условиях неспокойного моря, но оно оказалось неудачным и от него отказались. Со временем с вертолёта демонтировали ненужные пусковые установки для неуправляемых ракет и пушечное вооружение, которые только утяжеляли машину. Судя по фотографиям, пулемёты тоже демонтировали.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
“Истребитель танков” над палубой фрегата F 111. Ещё не демонтированы блоки типа УБ для 57-мм неуправляемых ракет.Я полагаю, что количество построенных палубных вертолётов Puma Naval всегда соответствовало количеству авианесущих кораблей, находящихся в составе ВМС Румынии. То есть до покупки британских фрегатов у румын был всего лишь один палубный вертолет, который постепенно дорабатывали, а после выработки ресурса - списали и заменили на более новый.Учитывая отсутствие на вертолёте Пума Навал 1-го поколения противолодочных средств - среди выполняемых задач машины были: наблюдение, поиск и спасение, транспортная логистика. А если на машине было соответствующее оборудование – то разведка и передача тактической ситуации на корабль.Образование воздушных сил ВМФ Румынии.В 2003 году Румыния купила у Великобритании два списанных фрегата типа 22 (Type 22). Это были HMS Coventry (F98) и HMS London (F95). Подробней читайте в серии статей “Статья "Румынские фрегаты в 21-м веке"”.Осенью 2004 года корабли прошли испытания и были введены в состав ВМФ Румынии как “Реджеле Фердинанд” (F-221) “Реджина Мария” (F-222).Была образована флотилия фрегатов. А в июне 2005 года опытнейший пилот Тудорел Дуцэ совершил первую удачную посадку вертолёта Пума на палубу фрегата “Реджеле Фердинанд”. Это был IAR 330 Puma: самый массовый вертолёт Вооружённых сил Румынии.
Палубные вертолёты ВМС Румынии. Часть 1-я
Тудорел Дуцэ. Фото из журнала “Marina Romn”.В ноябре 2005 года при Главном штабе военно-морских сил Румынии была сформирована новая структура: Центр управления Авиацией. Примерно в то же время на авиастроительном предприятии в г. Брашов был размещён заказ на первый палубный вертолёт. Это была адаптация новейшей модификации IAR 330 LRo Puma под нужды ВМС.В чём конкретно заключалась адаптация – неизвестно. В статье специализированного издания “Marina Romn” сказано кратко: модернизирован для удовлетворения требований по эксплуатации на борту фрегата. В той же статье отмечено, что ранее никто и никогда не пытался сажать вертолёт Пума на палубу корабля. Мол, некоторые говорили, что машина слишком тяжёлая, слишком высокая, и т.д.Далее – переводы выдержек из той же статьи. На вопросы журналиста отвечает командир вертолётной группы Тудорел Дуцэ.Уже в декабре 2005 года первая группа из 8-ми морских офицеров стала курсантами летного училища “Аурел Влайку”. Параллельно велась подготовка авиационного персонала. Отбор кандидатов проводился среди морских офицеров и старшин. В Центре уточнялись требования и процедуры сертификации, дополняли критерии и меры безопасности.Первый этап испытаний было суждено пройти в декабре 2006 авиационному персоналу и инфраструктуре фрегата в связи с поступлением палубного вертолёта. Поэтому 2006 год считается годом основания палубной авиации ВМС Румынии.Вопрос: Одного года достаточно, чтобы превратить офицеров в морских пилотов вертолетов? Как это - структурированный учебный курс, сколько часов выделяется для полета и когда они начинают летать?Ответ: При существующей в Румынии системе подготовки военный летчик формируется в течение 5 лет. Но будущие румынские пилоты получили серьезное академическое образование и обладают высокой технической культурой. Поэтому благодаря уже полученным знаниям они могут намного быстрее перейти от теории к практике и специальной подготовке. В марте 2006 курсанты сдали экзамены по теории (проходной балл в авиации 7 из 10) и приступили к полётам. На каждого курсанта предусмотрено по 170 часов практической начальной летной подготовки.Вопрос: Какой будет система обучения и подготовки пилотов моряков после этого курса?Ответ: В училище молодые пилоты получат путевку в небо, но по-настоящему начнут свою карьеру военно-морских лётчиков, сев в кабину палубного вертолёта. Пройдут курс начальной летной подготовки на земле и на фрегате, затем основной курс обучения. После - базовая и затем основная тактическая подготовка.По окончании курсов в летном училище морские офицеры прибыли на фрегат и приступили к лётной подготовке. Процесс подготовки, который зависел от финансовых и материальных факторов, занял примерно 3-4 года.Автор благодарит Bongo за консультации.Источники информации:Журнала “Marina Romana” (янв. - фев. 2006 г.) Мир вертолета.: Helicopter universe - Савинский Юрий Эзекейлевич https://www.facebook.com/tudorel.duta https://www.facebook.com/ForteleNavaleRomane/ https://www.facebook.com/grupul.deelicoptere.1/ http://www.navy.ro/despre/organizare/istoric_elicopt.php http://www.cartula.ro/forum/topic/7343-iar-316-b-alouette-naval/ http://m.ziarulevenimentul.ro/stiri/stiinta-si-tehnica/elicopterul-iar-316b-alouette--33248.html http://www.rumaniamilitary.ro/date-despre-iar-330-puma-naval http://romaniaforum.info/board3-marina-romana-romanian-navy/board636-armament-naval/board683-elicoptere-navale-maritime-helicopters/1480-i-a-r-330-puma-naval/#post4232 http://www.resboiu.ro/bsda-2014-iar-330-puma-naval/ http://www.rumaniamilitary.ro/radarul-de-pe-puma-naval http://www.rumaniamilitary.ro/un-elicopter-antisubmarin-puma-naval-prima-varianta http://www.rumaniamilitary.ro/puma-naval-sm-sau-super-puma#prettyPhoto http://www.rumaniamilitary.ro/torpila-sting-ray-pe-puma-naval http://www.rumaniamilitary.ro/date-despre-iar-330-puma-naval http://www.rumaniamilitary.ro/firmele-britanice-si-nu-doar-ele-interesate-de-industria-de-aparare-romaneasca http://www.helicopter-database.de/photo_search.php?type=99999®=&cn=3140&operator=99999&airport=99999&author=99999&PhotoDate=99999&photoid=99999&category=99999&sortby=99999&country=99999&count_select=ja&PageNum=1 http://www.bizbrasov.ro/2015/12/16/iar-ghimbav-livreaza-joi-ultimul-elicopter-iar-330-puma-naval/ http://www.resboiu.ro/puma-naval-lansare-a-unei-torpile-de-exercitiu/ http://www.resboiu.ro/marina-primeste-maine-cel-de-al-patrulea-elicopter-puma-naval/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0-25 http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2007_07/p9.php http://www.airwar.ru/enc/uh/ka126.html http://russianplanes.net/type/Kamov/Ka-26 http://avia.pro/blog/vertolyot-iar-330-tehnicheskie-harakteristiki-foto http://www.aviastar.org/helicopters_eng/ka-126.php http://suntemromania.blogspot.md/2015/03/797exercitii-pe-mare-reporter-in-focul_17.html http://romaniaforum.info/board3-marina-romana-romanian-navy/board636-armament-naval/board683-elicoptere-navale-maritime-helicopters/1480-i-a-r-330-puma-naval/#post4232 http://target.ucoz.ru/publ/24-1-0-385 http://www.mapn.ro/cpresa/2547_Prezentarea-elicopterului-IAR-330-PUMA-NAVALПродолжение следует…
Автор: Михаил Задунайский

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.