Разработка новых вооружений и военной техники всегда привлекает внимание специалистов, широкой общественности и прессы. Подобное внимание проявляется в виде массы публикаций, споров и т.д. Нередко спорщики и аналитики приходят к весьма интересным выводам. Время от времени, опираясь на некоторые аргументы, авторы подобных материалов пытаются развенчивать некие «мифы», якобы имеющие место в некоторых проектах. Несколько дней назад появились очередные статьи такого рода.18 февраля издание IHS Jane’s Defence Weekly опубликовало статью Ройбена Ф. Джонсона «Singapore Airshow 2016: Analysis – PAK-FA's Asian export hopes stymied by lack of 'fifth-generation' qualities» («Singapore Airshow 2016: Анализ – азиатские экспортные надежды проекта ПАК ФА сталкиваются с недостатком качеств пятого поколения»). Заголовок явно показывает, что автор статьи и его источники сомневаются в перспективах российского проекта ПАК ФА/Т-50 и полагают, что он не в полной мере соответствует требованиям к пятому поколению истребителей.Автор IHS Jane’s напоминает, что на недавнем авиасалоне в Сингапуре США представили свой истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-22 Raptor. Кроме того, прозвучали заявления о планах продажи значительного числа новейших истребителей F-35 Lightning II странам азиатского региона. В настоящее время ряд стран Азии проявляет особый интерес к истребителям пятого поколения, который может быть удовлетворен при помощи поставок техники американского производства.Представитель американской авиационной промышленности рассказал журналисту IHS Jane’s, что в настоящее время ряд стран занимаются разработкой собственных проектов истребителей пятого поколения. Тем не менее, по его словам, не все подобные разработки могут быть отнесены к новому поколению авиационной техники.Так, представитель компании Lockheed Martin напомнил о российском проекте самолета ПАК ФА, который позиционируется разработчиком как истребитель пятого поколения. Однако, по мнению американского специалиста, ПАК ФА относится к пятому поколению лишь на словах. Он полагает, что пятое поколение – это не только специфическая форма, обеспечивающая малозаметность.Согласно планам российской промышленности, новый самолет ПАК ФА/Т-50 в будущем будет поставляться азиатским странам, которые уже имеют опыт эксплуатации техники марки «Су». В качестве потенциальных покупателей подобных истребителей рассматриваются Индонезия, Малайзия и Вьетнам. Китай, в свою очередь, выпадает из этого списка, поскольку разрабатывает собственные проекты аналогичной техники.Неназванные российские специалисты, на которых ссылается Р.Ф. Джонсон, полагают, что экспорт самолетов Т-50 может столкнуться с некоторыми проблемами. Главная причина этого – бортовое оборудование и комплектующие самолета. Несмотря на значительный рост стоимости, в них представлено недостаточно технологий, свойственных пятому поколению. В контексте подобных проблем новый самолет ПАК ФА можно сравнить с существующим истребителем Су-35, который уже успел стать предметом экспортных контрактов.Основными бортовыми системами истребителя Т-50 Р.Ф. Джонсон называет радиолокационную станцию «Ирбис» и двигатель типа «117С». Оба эти изделия предлагаются для установки на ПАК ФА, а также используются на самолете Су-35. Кроме того, по данным автора IHS Jane’s, унифицированы и некоторые другие агрегаты двух истребителей. Вновь ссылаясь на неназванных специалистов, автор предполагает, что новая аппаратура, которая будет устанавливаться только на Т-50, станет лишь дальнейшим развитием систем имеющегося Су-35.Как видим, неназванные специалисты и автор издания IHS Jane’s Defence Weekly сомневаются в перспективах новейшего российского истребителя, ссылаясь на особенности его бортового оборудования. Примечательно, что подобные публикации в последние дни появились не только в «Джейнс». Рассмотрим еще одну схожую статью другого издания.24 февраля американское издание Business Insider опубликовало статью Джереми Бендера под названием «Russia's newest fighter jet is 5th-generation 'in name only'» («Новейший российский истребитель относится к пятому поколению лишь на словах»). Как видно из заголовка, автор этого материала тоже попытался изучить российский проект ПАК ФА/Т-50, и результатом такого изучения стали не вполне приятные для российской промышленности выводы. Дж. Бендер полагает, что новейший российский самолет не соответствует требованиям, предъявляемым к истребителям пятого поколения.Свою статью автор Business Insider начинает с напоминания о текущих проектах. В настоящее время США продолжают развивать свой второй истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Одновременно с этим российская промышленность занимается собственным проектом аналогичной техники. Дж. Бендер утверждает, что российский проект ПАК ФА («Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации»), также известный под названием Т-50, имеет некоторые особенности, которые не позволяют его с полным правом относить к пятому поколению истребителей.Далее Дж. Бендер ссылается на статью IHS Jane’s и приводит основные факты из этого материала. Так, утверждается что российская промышленность необоснованно относит проект ПАК ФА к истребителям пятого поколения, что связано с отсутствием соответствующих технологий и комплектующих. В частности, автор Business Insider упоминает аргумент, касающийся двигателей: Т-50 имеет такую же силовую установку, что и Су-35 поколения «4++». Также упоминается унификация некоторых других систем.По мнению автора Business Insider, даже отличия бортового оборудования нового самолета не позволяют с полным правом относить его к пятому поколению истребителей. На этот раз Дж. Бендер строит свои суждения на основе прошлогодних публикаций аналитиков портала RealClearDefense, которые в свое время получили доступ к некоторым документам министерства обороны Индии. Эта страна проявляет интерес к российскому проекту и рассматривает возможность совместной разработки истребителя на его базе.По данным RealClearDefense, проект ПАК ФА/Т-50 имеет несколько проблем технического и технологического характера, связанных с теми или иными элементами и комплектующими. Среди прочего, к проблемам отнесены недостаточные характеристики двигателей, низкая надежность имеющейся радиолокационной станции, а также недостаточно высокие показатели малозаметности.Вопрос характеристик малозаметности, по мнению Дж. Бендера, достоин отдельного рассмотрения. Ранее аналитики RealClearDefense писали, что в 2010-11 году были проведены оценки подобных показателей новейшего российского самолета. Тогда расчеты показали, что эффективная площадь рассеяния (ЭПР) самолета Т-50 находится на уровне 0,3-0,5 кв.м.При этом представители военно-воздушных сил США намекали, что ЭПР истребителя F-22 примерно равна 0,0001 кв.м. Более новый истребитель F-35 Lightning II отличается от F-22 менее высокими показателями малозаметности, поскольку его ЭПР находится на уровне 0,001 м. В обоих случаях эффективная площадь рассеяния американских истребителей пятого поколения значительно меньше, чем у новейшего российского самолета.Дж. Бендер заканчивает свою статью напоминанием о текущих планах ВВС России. На данный момент планируется заказать 12 самолетов Т-50. Упоминается, что ранее предполагалось купить около 52 самолетов, однако ввиду технических и экономических проблем было решено сократить планы.***Необходимо отметить, что IHS Jane’s Defence Weekly и Business Insider были не единственными изданиями, опубликовавшими «сенсационную» новость о несоответствии самолета Т-50 требованиям к пятому поколению истребителей. Подобные сообщения вскоре разошлись и по другим зарубежным средствам массовой информации, а также попали в отечественную прессу.В последних зарубежных публикациях содержатся достаточно серьезные «обвинения», которые вряд ли стоит оставить без внимания. Опубликованные сведения и предположения требуют дополнительного рассмотрения и разбора. При этом, как нередко случается, при более подробном рассмотрении сенсация превращается в нечто странное и, как минимум, неоднозначное.В первую очередь, необходимо обратить внимание на попытки зарубежной прессы изучить характеристики перспективной техники. Так, сравнение ЭПР истребителей F-22, F-35 и Т-50 выглядит крайне странно и вряд ли может претендовать на звание серьезного исследования. Точные значения этих характеристик пока не оглашены и вряд ли станут достоянием общественности в обозримом будущем. Отсутствие точных данных на этот счет вынуждает специалистов и любителей техники прибегать к различным оценкам, которые, по понятным причинам, могут не соответствовать действительности.Подобным образом обстоит дело не только с показателями малозаметности, но и с другими характеристиками. Если часть основных показателей зарубежной техники уже была опубликована, то точные характеристики российского ПАК ФА до сих пор остаются секретом. Таким образом, сравнивая отечественную и зарубежную технику, приходится полагаться на неофициальные оценки, предположения и т.п. заведомо недостоверную информацию. Вряд ли стоит ждать, что подобные сравнения будут соответствовать действительности и окажутся объективными.Интересны заявления Р.Ф. Джонсона и Дж. Бендера относительно бортового оборудования самолетов Т-50 и Су-35. На двух этих самолетах применяются некоторые унифицированные узлы и агрегаты, что, по мнению зарубежных авторов, негативным образом сказывается на характеристиках более нового ПАК ФА, а также не позволяет ему считаться истребителем пятого поколения. В данном случае зарубежные специалисты и журналисты отметили одну из особенностей новых проектов, но при этом проигнорировали концепции поколений «5» и «4++».Так, характерной особенностью истребителя Су-35, относимого к поколению «4++», является применение самого современного бортового оборудования, двигателей и прочих систем, которые соответствуют требованиям пятого поколения. При этом, однако, ввиду применения иных комплектующих, прежде всего «старого» планера, Су-35 не может в полной мере являться истребителем пятого поколения. Подобную технику с характеристиками выше четвертого поколения и частью аппаратуры пятого было решено выделить в условное поколение «4++».Таким образом, унификация узлов и агрегатов, прежде всего двигателей и радиолокационной станции, является не минусом для Т-50, но плюсом для Су-35. Благодаря такому подходу самолет со «старым» планером по ряду характеристик может соревноваться с полностью новым образцом, а применение отработанных узлов и комплектующих сокращает стоимость техники. Предлагаемая зарубежной прессой трактовка такого подхода к созданию авиационной техники выглядит сомнительно.И все же самая интересная особенность сложившейся ситуации раскрывается в начале статьи от IHS Jane’s Defence Weekly. Ройбен Ф. Джонсон пишет, что в настоящее время американская авиационная промышленность строит планы по продаже самолетов F-35 странам Азии. Одновременно с этим азиатские страны рассматриваются в качестве покупателей и российскими предприятиями. Таким образом, Азия уже стала «полем брани» между производителями вооружений и техники, а в обозримом будущем там должно будет развернуться новое «сражение» за контракты на поставку истребителей пятого поколения.Если это учесть, то перестает удивлять тот факт, что о недостатках проекта ПАК ФА/Т-50 Р.Ф. Джонсону рассказал представитель американской компании Lockheed Martin, разработавшей оба современных проекта истребителей пятого поколения США. Таким образом, заявления этого представителя весьма похожи на не слишком удачную попытку заранее, еще до начала конкурентной борьбы, испортить имидж потенциального соперника. Пресса, в свою очередь, с удовольствием подхватила сделанные заявления и сделала из них «сенсацию».В результате получается, что вал публикаций о несоответствии самолета Т-50 требованиям к пятому поколению истребителей восходит к желанию одной из зарубежных компаний заранее приготовиться к конкуренции и изменить мнение ответственных лиц в свою пользу, пусть даже и с использованием сомнительных методов. Что называется, ничего личного – только бизнес.Примечательно, что проект ПАК ФА/Т-50 пока находится на стадии подготовки самолетов к поставкам в российские вооруженные силы, а разработка экспортной модификации, по-видимому, еще даже не начиналась. Тем не менее, потенциальные конкуренты не стали ждать и начали предпринимать попытки борьбы с соперником заранее. Можно представить, что будут говорить представители зарубежной промышленности, когда будет объявлено о начале полноценных работ по экспортной модификации Т-50 или о переговорах о поставке такой техники зарубежным странам.Статья «Singapore Airshow 2016: Analysis – PAK-FA's Asian export hopes stymied by lack of 'fifth-generation' qualities»http://janes.com/article/58166/singapore-airshow-2016-analysis-pak-fa-s-asian-export-hopes-stymied-by-lack-of-fifth-generation-qualitiesСтатья «Russia's newest fighter jet is 5th-generation 'in name only'»http://www.businessinsider.com/russias-newest-fighter-jet-is-fifth-generation-in-name-only-2016-2
Автор: Рябов Кирилл
Зарубежная пресса: ПАК ФА не является истребителем пятого поколения
Разработка новых вооружений и военной техники всегда привлекает внимание специалистов, широкой общественности и прессы. Подобное внимание проявляется в ..., Разработка новых вооруженийТакже по теме: