
Вспоминаю свою жизнь в Москве лет двенадцать назад: заходя в метро, мне казалось, что я попал в библиотеку. При этом одевались все очень скромно, неброско. Сейчас всё наоборот. И, я уверен, с улучшениями вида внешнего мы утрачиваем суть внутреннюю. Столь усердно и долго мы подражали другим, что утратили собственную самость. Все эти молодые ребята – да и не очень молодые тоже – выглядят, как пародия на MTV конца девяностых. Так папуасы украшали себя фенечками, подаренными белыми людьми. Но сила русского человека – внутри. Она – в отличие от англосаксонской протестантско-либеральной культуры – не зависит от внешнего лоска, а все эти мажоры и мажорчики, как бы ни старались выкорчевать генотип, извратить фенотип, всё равно остаются русскими. Но постепенно внешняя личина меняет и внутренние мотивации. Атомизация, уход от личной ответственности, максимальная декларация свободы и тотальное потребление, сформированное запросом сугубо сегодняшнего дня, приводят к убийственной вседозволенности, в которой нет и не может быть Бога. Бога даже не в религиозном, а в философском, бытийном аспекте. "Всё можно" доходит до экстремума, но вместе с тем начинает исчерпывая себя, надоедать. И не остаётся ничего, кроме пустоты. Собственно, на ней и построена вся культура постмодернизма, а мы по-прежнему существуем в ней, где насмешка есть главная и чуть ли не единственная форма познания мира. Против иронии, против смеха нет приёма – это господа хорошие усвоили накрепко, и потому столь много сегодня гигикают и хохочут. Никогда на телевидении ещё не было столько так называемых юмористических программ, где смеются над всем – и смехом изгоняют сначала страх, а после и смысл жизни. Если посмеяться над всем, то всё станет возможным, дозволенным – любая ответственность за поступки уходит. "Живи быстро, но не умирай молодым, будь хитрее, пусть другие умрут молодыми, а ты поживи за их счёт" – такова ролевая модель нового общества, где люди только и делают, что развлекаются, не потому что устали, а потому что больше ничего не умеют. Их не научили работать, не научили думать о ком-то, кроме себя. Ладно, эти хмыри в бассейне, но что делать с гонщиками из "золотой молодёжи", устроившими Need for speed в Москве, сделав это показательно, бравурно плюнув на всех так, чтобы эти все видели. Другие – плебеи, другие – в матрице трудовой жизни, а вот они – на расслабоне. Столь много президент в последнее время говорит о справедливости, как исконном стремлении русского человека, но начинается она с наказания вот таких весельчаков, ставящих себя выше других, отрицающих, простите за пафос, Бога как созидающую силу и призывающих силу разрушительную; стоит ли напоминать, что один из любимых образов дьявола – шут, клоун? И тот же ад – не теологический опять же, а свой земной – это цирковая арена с болезненным смехом над собой же. Но вот забавно: все они столь много, бесконечно много отдыхают, но не расслабляются, не получают подлинного удовольствия. Они как конченые наркоманы, всё увеличивающие дозу. Хотя раньше – поговорите с близкими – люди умели отдыхать. Я никогда не забуду, как совсем ребёнком попал на гуляния после жатвы в брянском селе. Пели сердца людей, светились открытые лица. По-настоящему. Потому что этому предшествовала работа, часто очень тяжёлый труд. К слову, и в христианской традиции перед светлым днём, перед праздником необходимо выдержать пост. Сейчас же есть только вершина – только праздник. Праздник, который всегда с ними. Праздник, который в конечном итоге убивает праздностью. Сейчас не умеют отдыхать, потому что не умеют работать. И не хотят работать. Труд не исправляет людей, их душевные и духовные осанки. И, глядя на мажорчиков в бассейне и на мажоров в гонках, я думаю, что правильным было бы дать им суровую публичную трудотерапию: так, чтобы попахали в степи на бахчевых или на цементном заводе где-нибудь в холода, ну или бассейны серной кислотой обработали. И вот это их усердие – на YouTube, в социальные сети, в прямой телеэфир, чтобы увидели все и сделали выводы. Тогда, может быть, у нас появится чуть больше тех, кто захочет ходить, а не плясать по воде.