Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)

Вскоре после начала Первой мировой войны германский флот начал отказываться от некоторых морально устаревших кораблей. В связи с резким сокращением эффективности ..., Вскоре после
Вскоре после начала Первой мировой войны германский флот начал отказываться от некоторых морально устаревших кораблей. В связи с резким сокращением эффективности их выводили из боевого состава флота, разоружали и переводили на новую службу. Часть демонтируемых артиллерийских систем все еще могла найти применение на новых носителях, в том числе на специальных железнодорожных транспортерах. Одним из вариантов использования бывших корабельных орудий на суше стал проект 28 cm SK L/40 Bruno.Предыстория проекта «Бруно» была характерной для подобных разработок. В 1916 году германские военно-морские силы начали отказываться от броненосцев типов Braunschweig и Deutschland, уже не отвечавших современным требованиям. Корабли переводились в категорию учебных, что позволяло снять с них оружие. Главным калибром броненосцев двух проектов являлись 28-см орудия, попарно размещенные в двух башнях. Это оружие отличалось высокими характеристиками, благодаря чему было предложено для использования сухопутными войсками в тех или иных целях.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Комплекс 28 cm SK L/40 Bruno ведет огонь. Фото Wikimedia Commons Первым появилось предложение о применении освободившихся орудий в составе батарей береговой обороны. Впоследствии несколько пушек смонтировали на новых позициях с применением стационарных установок. Кроме того, корабельные орудия могли показать высокую эффективность при использовании в качестве артиллерии особой мощности. Тем не менее, для такого применения пушкам требовались соответствующие средства обеспечения мобильности. С учетом имеющегося опыта было предложено разместить морские орудия на железнодорожных транспортерах.Разработка железнодорожной версии корабельного орудия в очередной раз была доверена концерну Krupp, уже занимавшемуся созданием подобной военной техники. Новый проект получил название 28 cm SK L/40 Bruno, в котором отражался тип используемого орудия, а также использовалось рабочее обозначение. По традиции, всем проектам артиллерийских систем фирмы «Крупп» присваивались человеческие имена. В большинстве случаев орудия получали известность именно под именами, а не под сложными официальными обозначениями.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
28-см орудия корабля SMS Hannover. Фото Navweaps.com В рамках проекта «Бруно» было предложено использовать уже опробованный подход к формированию облика железнодорожного транспортера. При этом масса, габариты и мощность отдачи 28-см оружия не позволяли заимствовать готовые элементы из существующих проектов. Изначально было предложено строить транспортер класса Bettungsschiessgerst. В таком случае при помощи многоосных тележек по железной дороге должна была транспортироваться специальная платформа с креплениями для орудия. Развертывание комплекса производилось путем частичной разборки путей и установки платформы прямо на грунт. Стрельба с колес не предусматривалась. Следует отметить, что в дальнейшем проект, как и некоторые другие разработки этого класса, претерпел некоторые изменения, выражавшиеся в переработке общей архитектуры и способа применения.Масса 28-см орудия превышала 40 тонн, из-за чего транспортер должен был отличаться не только прочностью конструкции, но и мощной ходовой частью. Тяжелый артиллерийский комплекс получил ходовую часть в виде двух пятиосных тележек с колесными парами европейской колеи. Только использование двух десятков колес позволяло сократить нагрузку на путь до приемлемых значений. Передняя тележка лишь частично находилась под основной платформой. На ней поместили ограждение, сцепное устройство и другие необходимые агрегаты. Задняя тележка имела схожее оборудование, но почти не выступала за пределы орудийной платформы.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Общий вид орудия "Бруно", 1940 г. Фото Wikimedia Commons Две тележки должны были соединяться с основной платформой-транспортеров, выполнявшей функции корпуса и лафета. Орудийная платформа имела силовой набор в виде двух продольных балок большой высоты и сложной формы. Передняя часть этих агрегатов была нужна для установки тележки, в центральной монтировались крепления для орудия (пространство между силовыми элементами позволяло казеннику уходить вниз), а в задней предусматривался броневой корпус для размещения расчета и некоторых устройств. Подобная компоновка платформы использовалась и ранее, но применение 28-см пушки привело к укрупнению и усилению конструкции в сравнении с предыдущими образцами.В варианте Bettungsschiessgerst орудие 28 cm SK L/40 Bruno должно было оснащаться опорными устройствами, допускающими стрельбу только с места и после длительной подготовки. Непосредственно под цапфами орудия на силовых агрегатах платформы находилась опорная плита с возможностью поворота вокруг вертикальной оси. За казенником пушки снизу на платформе поместили пару массивных роликов. Также на передней и задней частях платформы размещались четыре винтовых домкрата.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Вид на заднюю часть транспортера и броневую рубку, 1940 г. Фото Wikimedia Commons После прибытия на позицию расчет должен был вывесить платформу на домкратах и удалить тележки. Затем нужно было разобрать пути под центральной частью установки, после чего ее можно было опустить. Опорная плита при этом ложилась прямо на грунт, а задние ролики должны были контактировать с подложенным под них изогнутым рельсом. Конструкция опор позволяла поворачивать установку вокруг своей оси. Домкраты обеспечивали дополнительную фиксацию на позиции. Предложенный принцип развертывания орудия решал поставленные задачи, но был слишком сложным и требовал немало времени. Также рассматривалась возможность установки на насыпь бетонных блоков, улучшающих распределение веса на грунт.Над основной опорной плитой, на верхней поверхности платформы, поместили крепления для качающейся артиллерийской части. Конструкция креплений и систем наведения позволяла вести огонь с возвышением от 0° до +45°. Обеспечивалось горизонтальное наведение в пределах сектора шириной 2° 15’. Непосредственно на цапфах помещалась люлька орудия, претерпевшая некоторые изменения в сравнении с базовым изделием для корабельных установок. Помимо ствола и противооткатных устройств на ней теперь предлагалось монтировать крупный противовес. Дело в том, что корабельное орудие 28 cm SK L/40 отличалось тяжелым казенником, перевешивавшим ствол. Вместо сравнительно сложных эквилибраторов было решено использовать металлические блоки противовеса. При переводе в походное положение это устройство демонтировалось. Для удобства работы расчета рядом с казенной частью пушки находилась платформа увеличенной ширины, оснащенная ограждением.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Австралийские солдаты и захваченный "Бруно". Фото Australian War Memorial / Awm.gov.au Использованное корабельное орудие имело нарезной ствол калибром 283 мм длиной 11,2 м. В казенной части пушки помещался скользящий в горизонтальной плоскости клиновый затвор со спусковым устройством. Ствол соединялся с противооткатными устройствами гидропневматического типа. Последние размещались на качающейся люльке. Длина ствола позволяла разгонять снаряды до начальной скорости 740-785 м/с.С орудием Bruno предлагалось использовать фугасные снаряды двух типов. Имелся 240-кг снаряд с зарядом взрывчатого вещества массой 15,9 кг. Такой снаряд разгонялся до 785 м/с и летел на 20 км. Также был разработан более тяжелый снаряд, оснащенный баллистическим колпачком. При массе 284 кг это изделие несло 22,9 кг взрывчатки. Начальная скорость ограничивалась 740 м/с, однако дальность стрельбы была доведена до 27750 м. В номенклатуру боеприпасов корабельной пушки также входил бронебойный снаряд, но от его использования на суше, по понятным причинам, отказались. Метательный заряд размещался в металлической гильзе. Максимальный вес пороха составлял 73 кг.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Продольная балка транспортера, доставленного в Австралию, 1920 г. Фото Wikimedia Commons В связи с большим весом боеприпасов и гильз железнодорожное орудие было оснащено механическими средствами заряжания. В задней части орудийной платформы, под крышей, находился рельс для тельфера с ручными приводами. Последний позволял поднимать снаряды с грунта или забирать их из вагона с боеприпасами, а затем подавать к казенной части пушки. Для облегчения процесса заряжания вагон с укладками мог комплектоваться открывающимся люком в передней части крыши. Механизация подачи боеприпасов позволяла делать до двух выстрелов в минуту.Использование крупного и тяжелого орудия вместе с соответствующим транспортером привело к ожидаемым результатам. Общая длина комплекса 28 cm SK L/40 Bruno составляла 21,6 м, поперечное сечение было предельно возможным для соответствия требованиям железных дорог. Масса системы – около 155 т. Более того, вместе с железнодорожным транспортером в комплекс входили вагоны для боеприпасов и расчета, а также (в версии платформы Bettungsschiessgerst) – отдельные транспортные средства для перевозки инструментов и оборудования, необходимых при подготовке огневой позиции.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Демонстрация трофея австралийской общественности, 1920 г. Фото Wikimedia Commons К началу 1917 года компания Krupp получила несколько 28-см орудий, предназначенных для монтажа на новой железнодорожной платформе-транспортере. Вскоре были изготовлены первые образцы таких систем, предлагавшиеся для проверки на полигоне и последующей передачи армии. Почти одновременно с этим четыре пушки развернули на береговых позициях с использованием стационарных установок.Испытания существующей орудийной установки показали возможность выполнения основных боевых задач, однако продолжительность развертывания пушки сочли чрезмерной. По этой причине появился обновленный вариант транспортера, соответствующий концепции Eisenbahn und Bettungsschiessgerst. От базовой версии он отличался усиленной конструкцией основных элементов платформы и ходовой части. При помощи таких доработок была обеспечена возможность стрельбы без разборки путей и удаления тележек.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Открытка со снимком трофея. Фото Wikimedia Commons Прибыв на указанное место боевой работы, расчет орудия 28 cm SK L/40 Eisenbahn und Bettungsschiessgerst должен был остановить его на требуемом месте, соответствующем направлению на цель. Далее в насыпь следовало вбить два десятка сошников, по одному за каждым колесом. При необходимости можно было опускать опорную плиту. В таком виде орудие могло вести огонь с разными углами возвышения, но поворот в горизонтальной плоскости исключался. Точная наводка осуществлялась только в пределах узкого сектора.Серийное строительство систем «Бруно» стартовало в 1917 году. До конца войны фирма-изготовитель успела получить несколько десятков корабельных ствольных групп, на основе которых построили не менее 20 железнодорожных артиллерийских комплексов. В некоторых источниках указывается строительство 22-24 подобных систем. Все построенные образцы были переданы вооруженным силам, распределившим их между различными подразделениями и частями.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Другая открытка. Видно отсутствие противовеса над стволом. Фото Wikimedia Commons По имеющимся данным, большая часть орудий была отправлена в береговые войска военно-морского флота. Железнодорожные пушки вместе со смонтированными на стационарных установках работали в интересах береговой обороны на разных участках побережья. Некоторое количество орудий использовалось сухопутными войсками в тех или иных операциях. Так, один из эпизодов боевого применения Bruno относится к Весеннему наступлению 1918 года.8 августа 1918 года одно из немецких орудий было захвачено австралийскими солдатами. Впоследствии артиллерийский комплекс отправили в Австралию. Там были проведены испытания, после которых уникальный образец военной техники в течение некоторого времени являлся музейным экспонатом. Позже транспортер был разобран, а ствол орудия 28 cm SK L/40 разместили на бетонном основании. Музейное орудие имеет собственное имя Amiens Gun – по названию города, где был захвачен трофей.В ноябре того же года одно из соединений, имевшее на вооружении четыре пушки Bruno и находившееся на территории Бельгии, попыталось уйти в Нидерланды. Впоследствии эти орудия были переданы бельгийской армии в качестве репараций. Несколько других пушек были разобраны и утилизированы в начале двадцатых годов в рамках программы разоружения Германии. По некоторым данным, часть орудий удалось сохранить, переведя их в береговую оборону.
Железнодорожное орудие 28 cm SK L/40 Bruno (Германия)
Современное состояние Amiens Gun. Фото Wikimedia Commons В мае 1940 года нацистская Германия захватила Бельгию и взяла в качестве трофеев все остававшееся в наличии оружие, в том числе несколько пушек 28 cm SK L/40 Bruno. Через несколько дней транспортеры с орудиями были переброшены во Францию, где оказывали огневую поддержку наступающим войскам. Такая работа продолжалась всего три дня, с 8 по 10 июня, после чего орудия отправили в тыл. Причиной для отзыва пушек с фронта стало уничтожение одного из комплексов в результате подрыва снаряда в стволе. К концу 1941 года две остававшиеся пушки отправили в порт Ле Вердон-сюр-Мер, где их задачей стала защита эстуария Жиронда от возможных десантов противника. По разным данным, осенью 1944 года орудия могли быть эвакуированы оттуда, но точные сведения на этот счет отсутствуют.В общей сложности было построено более двух десятков железнодорожных пушек 28 cm SK L/40 Bruno. Несколько таких систем было уничтожено во время Первой мировой войны. Большое число утилизировали после окончания конфликта. Лишь считанным единицам уникальной техники удалось дожить до начала сороковых годов, когда их вновь привлекли к боевой работе. Тем не менее, солидный возраст привел к соответствующим последствиям: одна из пушек не смогла отправить снаряд к цели и была уничтожена его взрывом. Вторую мировую войну остававшиеся в германской армии пушки не пережили. До настоящего времени дожил только лишь ствол одного из железнодорожных орудий, на протяжении последних десятилетий являющийся экспонатом музея в Канберре. По материаламhttp://navweaps.com/http://wehrmacht-history.com/https://awm.gov.au/https://archive.org/details/railwayartiller00deptgoog
Автор: Рябов Кирилл

Также по теме:
Информация, которая представляет интерес для интернет аудитории Хабаровска.