
«Ты никогда здесь не был» (Линн Рэмси, Великобритания) Отставной военный и бывший агент ФБР Джо находит себе новое занятие: он вызволяет девушек из сетей секс-торговли, действуя за рамками закона. Получив заказ от влиятельного политика, Джо пытается спасти его дочь-подростка от сутенеров, но когда он начинает освобождать её из борделя, его план не срабатывает, и вся история окрашивается жестокостью и возмездием. «Нелюбовь» (Андрей Звягинцев, Россия) В центре сюжета Женя и Борис, чей брак уже давно трещит по швам. Оба завели отношения на стороне и жаждут поскорее начать жизнь с чистого листа. Погрязнув в бесконечных ссорах, они забывают о своем 12-летнем сыне Алёше. И однажды, не выдержав очередной перепалки родителей, он уходит из дома. Такое вот кино. Причем это не какой-нибудь местечковый кинотрэш – плод больного воображения провинциальных режиссеров-неудачников. Но, строго наоборот, с точки зрения жюри Каннского фестиваля, это самое востребованное, трендовое, достойное исключительного общественного внимания современное кино. Надо отдать должное членам этого жюри, которые явно не зря едят свой хлеб с элитной черной иранской икрой из золотых банок. Они действительно находятся на «острие прогресса» в его современном понимании и держат свой нос строго по руководящему ветру. Что вообще, надо сказать, весьма характерно для интеллигентствующей прослойки, претендующей на роль незаменимого передаточного звена между правителями и народом. Системный моральный, ценностный и социально-политический кризис экзистенциального уровня, в который упорно вгоняют западную Европу уже многие годы, должен, по определению, находить своё адекватное отражение в кинематографе. И, по мере возможностей этого «важнейшего из искусств», выступать в качестве акселератора тех процессов глубинного и необратимого гниения, которые могут оказаться фатальными для этой цивилизации. Кому и для чего это нужно – тема отдельного рассуждения. Здесь же подчеркнем откровенно политическую и идеологическую природу такого рода целенаправленной и перманентной обработки западного сознания. И напомним о том, что трэнд морально-нравственного разложения и сопутствующего ему смятения душ и утраты смысла существования, отнюдь не нов в тамошнем менталитете. Ровно в таком же состоянии глубокого духовного упадка оказалось западное общество после первой мировой войны, когда оно было ввергнуто в жесточайший экономический и морально-психологический кризис. И тогда методами «высокого искусства» массам целенаправленно вбивалось в головы отчаяние, безнадега и потусторонняя жуть. Как известно именно это смятенное состояние стало благодатной почвой для формирования сильнейшего общественного запроса на наведение рационального порядка и власть сильного лидера. То есть, в общем виде — на фашизацию общества. Апофеозом этого глобального в то время феномена стал германский нацизм во главе с Гитлером. Но в той или иной степени аналогичный запрос присутствовал повсеместно. И его наиболее концентрированным выражением стала новая мировая война — как самый адекватный ответ на поиск «рациональных позитивных решений» смертельно уставшим от декадентской безнадеги Человечеством. Так что нынешний каннский ареопаг, в своём последовательном насаждении глубокого общественного упадка и сумеречного состояния умов, отнюдь не первопроходец. И цели у этой кампании наверняка те же самые, что во времена Освальда Шпенглера с его «Закатом Европы». Из которого для зашедшего в тупик Запада всегда был только один «рациональный» выход — «Drang nach osten!», то есть «Натиск на Восток!». И похоже на то, что кое-кто на Западе пришел к выводу, что время для нового натиска в этом направлении уже не за горами. И, стало быть, надо готовить психологическую почву для прихода новых фюреров. В том числе и в Каннах. Юрий Селиванов, специально для News Front
