Учёные надеются идентифицировать останки Плиния Старшего по зубам

Учёные надеются идентифицировать останки Плиния Старшего по зубам
Итальянские учёные собирают деньги для проведения идентификации останков, принадлежащих, предположительно, древнеримскому писателю и историку Плинию Старшему, который погиб при извержении вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Об этом пишет итальянское издание La Stampa. В начале XX века археолог-любитель Дженнаро Матроне обнаружил на побережье в районе уничтоженного извержением древнего города Стабии 70 скелетов. На то, что один из погибших занимал при жизни высокое положение, указывали тройная золотая цепь, золотые браслеты, а также украшенный слоновой костью и ракушками короткий меч. Как известно, Гай Плиний Секунд (настоящее имя Плиния Старшего. — Прим. Лайфа) погиб при попытке спасти жителей Стабий от вулкана — людей накрыло образовавшееся при пирокластическом выбросе облако сероводорода. Дженнаро Матроне предположил, что ему удалось обнаружить именно останки автора "Естественной истории". Впрочем, многие коллеги археолога скептически отнеслись к его догадке, отметив, что едва ли Плиний Старший отправился на спасательную операцию, "обвешавшись драгоценностями, как певичка из кабаре". В итоге Матроне продал все найденные на теле драгоценности и перезахоронил большую часть останков, сохранив лишь череп и меч. Эти артефакты впоследствии он пожертвовал Музею истории медицины в Риме, где они и находятся по сей день. Теперь Флавио Руссо, написавший книгу об извержении Везувия и спасательной операции, и искусствовед музея Андреа Кьончи намерены выяснить, действительно ли хранящийся череп принадлежал Плинию Старшему. Исследователи планируют провести два теста: сравнить морфологию черепа с известными бюстами и изображениями Плиния (впрочем, его прижизненных изображений не осталось. — Прим. Лайфа), и, что гораздо важнее, провести изотопный анализ зубов. Дело в том, что вместе с пищей и водой в организм человека попадают содержащиеся в почве минералы, причём их состав уникален для каждой местности. Сравнив изотопы из зубной эмали с образцами почвы, учёные смогут точно определить, где именно он вырос и жил. Руководство музея уже согласилось пожертвовать одним зубом из черепа для проведения анализа, поскольку сам случай достаточно уникален — прежде не удавалось идентифицировать останки ни одной из заметных исторических фигур времён Древнего Рима. Это объясняется тем, что римляне предпочитали кремировать покойников, а не хоронить их в земле.