Авиаторы МЧС совместно с отрядом «Авиапоиск» провели операцию по доставке из тайги деталей разбившегося самолёта
Пилоты Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России выполнили уникальную операцию по извлечению и доставке авиационных двигателей пропавшего в сороковых годах прошлого векаПилоты Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России выполнили уникальную операцию по извлечению и доставке авиационных двигателей пропавшего в сороковых годах прошлого века самолета Ли-2 из дальневосточной тайги в Советско-Гаванском районе Хабаровского края. Место крушения воздушного судна было обнаружено участниками приморского поискового отряда «Авиапоиск».
В первых числах октября экипаж вертолёта Ми-8 и группа специалистов Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России при помощи внешней подвески перевезли из труднодоступной местности Сихоте-Алиня четыре двигателя общей массой 2000 кг и части самолета.
Полёт выполнялся в достаточно сложных условиях: горная местность, тайга. Для работы вертолёта была подготовлена минимальная площадка, квадрат 50 на 50 метров очистили от деревьев. Экипажу под руководством командира воздушного судна Александра Щеглова требовалось работать очень точно и ювелирно. Детали были разбросаны в разных местах. Поэтому их сначала выпилили из обломков остова самолёта, а затем как краном уже с помощью вертолёта и устройства на внешней подвеске по одному собрали вместе. Некоторые из них уже вросли в землю. Ближайшая дорога находилась в 40 километрах от места крушения. Ставить двигатели тоже пришлось на ограниченную площадку, зависая над кузовом автомобиля.
«Этот самолет стал одним из самых загадочных на счету «Авиапоиска». Когда произошла катастрофа, транспортный самолет Ли-2 перевозил два авиационных мотора АМ-34НБ. Такие устанавливались на летающих лодках МБР-2», - сообщил командир приморского поискового отряда Ярослав Ливанский. Есть предположение, что в лесу экипаж пытался посадить воздушное судно в долине реки, но его двигатели остановились и самолет разбился. При каких обстоятельствах произошла авиакатастрофа, предстоит ещё выяснить. Судя по состоянию обломков, членам экипажа вряд ли удалось выжить. От удара о землю кресла, штурвалы и приборная доска были сильно повреждены, фюзеляж самолета разорвался на куски и загорелся. Один из лежащих в салоне моторов АМ-34НБ, сорвало с креплений, и он всей массой влетел в кабину лётчиков, смяв её до самого носа, и перемолотив весь приборный ряд.
Впереди у поисковиков большая работа с военными архивами, подготовка запросов в разные ведомства, чтобы установить по номерным знакам на найденных агрегатах, кому принадлежал самолёт, имена членов экипажа. Тела погибших лётчиков, а также личные вещи и парашюты, как обязательный атрибут снаряжения членов экипажей ВВС, не были найдены на месте разрушенного Ли-2. Возможно, что члены экипажа были давно захоронены. Но, а пока в память о погибших пилоты Ми-8 оставили на месте крушения молитву и православную икону «Живый в помощи вышняго».
«Как говорят в авиации: «Лётчик не умирают, они улетают в полёт и не возвращаются». И, помогая поисковым отрядам в их исследовательской работе, мы также отдаём дань памяти тем, кто ушёл из жизни, выполняя свой служебный долг. Чтим всех наших лётчиков, которые отправились в последний полёт во времена Великой Отечественной войны, и уже после. Стараемся соблюдать традиции. В этом году это уже не первая операция, проведенная по инициативе Арктического авиамузея совместно с дальневосточными авиаторами МЧС и поисковиками. Недавно на Курильских островах мы также помогали вывезти останки бронетехники, танка времён Второй мировой войны, с острова Итуруп», - поделился начальник Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России Виталий Плотников.
По модификации разбившегося самолета Ли-2 поисковики предполагают, что катастрофа могла произойти не позже 1949 года. Среди обломков турели был обнаружен патрон пулемета УБТ 1941 года выпуска, а один из моторов выпущен в 1942 году. Обнаруженные на месте катастрофы номерные детали существенно облегчат работу по восстановлению картины произошедшего, и помогут установить личности и судьбу пилотов, чтобы увековечить их память.
Также по теме: