Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

СТЕНОГРАММА СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ И МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ РОССИИ

СТЕНОГРАММА СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ И МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ РОССИИ, *Выступления Юрия Трутнева, Александра Галушки, Юрия Гулягина. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЮРИЯ
СТЕНОГРАММА СОВМЕСТНОГО ЗАСЕДАНИЯ КОЛЛЕГИЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ И МИНВОСТОКРАЗВИТИЯ РОССИИ

*Выступления Юрия Трутнева, Александра Галушки, Юрия Гулягина.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЮРИЯ ЧАЙКИ: Уважаемые коллеги!

Обсуждаемый сегодня вопрос крайне важен. С учетом особого геополитического положения Дальневосточного федерального округа, запаса природных ресурсов, необходимости принципиального улучшения качества жизни региона, преодолении препятствий развития экономик округа это носит стратегическое значение. Чтобы задать тон нашему мероприятию я предоставляю слово заместителю Председателя Российской Федерации – полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутневу Юрию Петровичу.
ЮРИЙ ТРУТНЕВ:

Добрый день, уважаемый Юрий Яковлевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, хочу поблагодарить Генерального Прокурора Российской Федерации Юрия Яковлевича Чайку за то, что он принял решение о проведении совместного заседания коллегий Генпрокуратуры и Минвостокразвития в Хабаровске.
Для нас это очень важно.
Дальний Восток – особая территория Российской Федерации, территория, ускоренное развитие которой Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным определено как национальный приоритет на весь XXI век.
Правительством Российской Федерации развернута работа по выполнению этого поручения. Создана новая модель развития, основанная на расширении сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона для ведения бизнеса.
Создана новая оболочка, дающая возможность предоставлять бизнесу максимально комфортные условия для работы – территории опережающего развития. В декабре 2014 года принят базовый закон «О территориях опережающего развития».
Закон содержит масштабный набор льгот и стимулов для инвесторов, кардинальное сокращение и упрощение административных процедур; режим свободной таможенной зоны; налоговые льготы, упрощенный порядок землепользования.
Отдельно организована работа по поддержке инвестиционных проектов. Сегодня правительственной комиссией уже начат отбор территорий опережающего социально-экономического развития и инвестпроектов (приняты решения по созданию ТОРа «Надеждинская» в Приморском крае, ТОРов в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае).
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден перечень из 6 инвестиционных проектов с целью оказания государственной поддержки. Эти проекты будут осуществляться в Республике Саха (Якутия), Хабаровском и Камчатском краях, Амурской области.
По всем этим проектам за счет средств Федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока» будет построена необходимая для бизнеса транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура.

Работа по отбору ТОРов и инвестпроектов будет поставлена на следующем заседании Госкомиссии.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации подготовлен проект закона о свободном порте Владивосток. Законопроект разработан на основе изучения лучших мировых практик по организации работы транспортно-логистических комплексов. Он будет упрощать пересечение границы, визовый режим, включая установление режима открытого неба.
Ведется работа над подготовкой механизмов бесплатного предоставления земельных участков на Дальнем Востоке гражданам Российской Федерации. Считаем, что эта мера поможет людям успешно работать, основать собственное дело, привлечь экономически активных граждан России к работе на Дальнем Востоке.
Для привлечения внимания компаний из стран АТР к инвестициям на Дальнем Востоке, принято решение о проведении во Владивостоке в августе текущего года Восточного экономического форума.
Это только краткий перечень того, что мы делаем сегодня.
Необходимо отдельно отметить, что Дальневосточный федеральный округ демонстрирует лучшие в Российской Федерации темпы экономического роста. По итогам прошлого года рост промышленного производства составил более 5%.

В то же время очевидно, что никакие новые формы работы не смогут поменять экономическую, демографическую ситуацию на Дальнем Востоке, если мы не решим старые, десятилетиями сложившиеся проблемы.
Прежде всего, это проблема коррупции.
У всех на слуху история экс-губернатора Сахалинской области Хорошавина. Возбуждено уголовное дело в отношении заместителя губернатора Еврейской автономной области. За воровство в особо крупных размерах осужден министр спорта и туризма Камчатского края.
Возбуждены уголовные дела по фактам нецелевого использования бюджетных средств при строительстве космодрома "Восточный". Эти хищения привели к срыву сроков по реализации важнейших государственных задач.
Также по причине неэффективного расходования бюджетных средств не достроены гостиничные комплексы во Владивостоке, океанариум на о.Русский, ряд других объектов саммита АТЭС.
Возбуждены и расследуются ряд уголовных дел по фактам хищения (более 4 млрд. рублей) при строительстве судостроительного комплекса «Звезда», создание которого имеет общенациональное значение. При этом бывший руководитель ОАО «Дальневосточный центр судостроения и ремонта» И.В.Борбот и ряд его подельников скрываются за границей и объявлены в международный розыск.

К сожалению, нарушают закон и представители контрольных и правоохранительных органов.
После проверки Управления Президента Российской Федерации по борьбе с коррупцией по факту выявления незадекларированной зарубежной недвижимости уволен начальник Главного управления МВД по ДВФО Евгений Кужель.
Особенно важно сказать о том, что коррупция, неэффективное использование бюджетных средств поразили системообразующие отрасли Дальнего Востока – то есть как раз те отрасли, на базе которых Дальний Восток мог бы наиболее эффективно развиваться. Это – добыча полезных ископаемых, лесопромышленный комплекс, рыбная ловля.
Приведу несколько примеров.
В результате неэффективного руководства и невозврата большого количества золота недропользователям с 1 февраля прекратил финансово-хозяйственную деятельность Колымский аффинажный завод. И никаких особых нарушений правоохранительные органы не обнаружили, предложено решать вопрос в арбитражном порядке.
Критическая ситуация в ДФО сложилась с исполнением лесных полномочий. Недофинансирование, по сравнению со среднероссийским уровнем, составляет около 6 млрд. руб. В 2015 году Рослесхозом осуществлен дополнительный секвестр субвенций на лесные полномочия в размере 10%.
Возможные последствия секвестра мы сейчас видим в Хакасии.
В ДФО в 2014 году выявлено 1 138 факт незаконных рубок леса. При этом количество возбужденных уголовных дел по материалам оперативно-розыскной деятельности, несмотря на возрастающие масштабы незаконного использования лесных ресурсов, остается незначительным и не отвечает складывающейся криминогенной обстановке в отрасли.
По-прежнему носят угрожающий характер масштабы незаконного, несообщаемого и нерегулируемого рыбного промысла в Дальневосточном бассейне.
Разница в объеме поставок водно-биологических ресурсов только в Китай и Японию, определенная методом "зеркальной статистики" в 2013 году на основе данных таможенных служб, составляет более 200 тыс. тонн, а разница таможенной стоимости, по данным ФТС и таможенных служб стран-импортеров, составляет более 800 млн долл.
При этом ущерб по уже завершенным административным и уголовным делам возмещается крайне слабо. Например, по нарушениям в рыбной отрасли в 2014 году в ДФО фактическим взысканием окончено только 15% исполнительных производств.
Катастрофа с траулером "Дальний Восток", затонувшем в ночь с 1 на 2 апреля в Охотском море, также результат жадности одних, бесхозяйственности других и халатности третьих. Были нарушены все возможные законы, правила и инструкции. За это десятки человек заплатили своей жизнью.
Отдельно хочу остановиться на том, что в значительном количестве случаев борьба с мошенничеством и нарушениями на Дальнем Востоке начинается непосредственно после вмешательства Президента Российской Федерации. Так было на Океанариуме, на космодроме «Восточный», в ряде других объектов…
Не понимаю, почему надо ждать разбора на уровне Президента страны?

А что, до этого все различные правоохранительные органы не видели, что на объектах разворовываются средства, срываются задачи государственной важности?
Простой пример – «Дальспецстрой».
Монопольная деятельность этой организации порождала аффилированные структуры строительного рынка всего Дальнего Востока, резко увеличивая стоимость жилья. Сейчас там возбуждено полтора десятка уголовных дел.

Что, раньше этой ситуации никто не видел?
Уважаемые коллеги, Дальний Восток от Москвы достаточно далеко. Поэтому у многих руководителей складывается ощущение, что и требования законодательства здесь не такие жесткие, что договорившись с кем-нибудь из работников правоохранительных органов можно нарушать закон, не платить налоги, придумывать различные «схемы» нецелевого освоения бюджетных средств, неправомерно использовать государственное и муниципальное имущество.
Но мы все должны понимать, что так продолжаться не должно. И очевидно, что без совместной работы с органами Прокуратуры эти проблемы не решить.
Такие важнейшие отрасли, как лес, рыба, полезные ископаемые будут эффективно работать только тогда, когда ситуация будет прозрачной, а законодательство Российской Федерации будет соблюдаться.
Очень надеемся, что общими усилиями мы сможем добиться, чтобы все чиновники на территории Дальнего Востока: и местные, и региональные и федеральные – честно исполняли свои задачи, чтобы Дальний Восток вносил достойный вклад в развитие нашей страны, как это сформулировано в Послании Президента Российской Федерации.
Спасибо за внимание.
АЛЕКСАНДР ГАЛУШКА: Уважаемый Юрий Яковлевич, уважаемый Юрий Петрович, участники совместного заседания коллегии Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Генеральной прокуратуры Российской Федерации!
Национальный характер приоритета разворота России к Тихому океану, подъем опережающего развития Дальнего Востока означает, что для его практической реализации необходима консолидация усилий всех федеральных, региональных и местных органов власти, общества и бизнеса.
Совместная работа органов прокуратуры и Минвостокразвития – один из важных практических аспектов в такой приоритетной деятельности.
Сегодня мы действуем в условиях непростой внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации. Президент Российской Федерации в послании Федеральному собранию подчеркнул, «свобода для развития в экономике – лучший ответ на внешние ограничения». Более того, как отметил Президент России, частная собственность и свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны.
В духе этих ключевых положений политики Президента Российской Федерации разработана и утверждена Правительством новая модель развития Дальнего Востока.
Прежде всего она базируется на экономически эффективной интеграции в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Напомним, что уже 60% мирового ВВП уже производится в странах АТР. Китай в прошлом году стал крупнейшей экономикой мира. И по оценке Международного валютного фонда, в этом году отрыв от экономики США составит около 1 трлн долларов США. Самой быстрорастущей экономикой мира является Индонезия. Рост ВВП – более 13 процентов. В кризис, когда экономики Европы падали, экономики Азии росли. По общему признанию, XXI век – это век Азии.
Наша задача – конвертировать эту социально-экономическую динамику, эту мощь в подъем и опережающее развитие наших восточных территорий.
Для того, чтобы это сделать практически необходимо ответить на главный вызов – вызов глобальной конкурентоспособности в условиях экономического развития на нашем Дальнем Востоке, сравнимыми со странами АТР. И прежде всего это условия инвестирования и ведения бизнеса.
В этой связи в рамках модели новой реализации Дальнего Востока определены ключевые приоритеты.
Первое – это создание сети территорий опережающего социально-экономического развития. Второе – поддержка наиболее готовых инвестиционных проектов, практическая реализация которых способна дать значимый, с точки зрения развития Дальнего Востока эффект. Третье – поддержка и развитие малого и среднего бизнеса. Четвертое – комплексное развитие территорий, приоритезация самых разных государственных программ на интересы ускоренного развития Дальнего Востока. Пятое – достижение нового качества работы региональных управленческих команд.
Остановлюсь на вопросах практической реализации каждого из перечисленных приоритетов, их текущем статусе, перспективах и точках взаимодействия с органами прокуратуры в их реализации.
*****

Первое – создание сети территорий опережающего развития. 30 марта 2015 года вступил в силу Закон о территориях опережающего социально-экономического развития. Первые три года этот закон будет действовать только на территории Дальневосточного федерального округа, а также применяться в отношении моногородов Российской Федерации.
Ключевыми идеями закона являются: кардинальная дебюрократизация, дерегулирование, налоговое стимулирование, создание с помощи государства готовой инфраструктуры. В части делюрократизации и дерегулирования это: создание «одного окна» для инвесторов и на этой основе – кардинальное сокращение и упрощение административных процедур; качественное снижение административных рисков на основе согласования уполномоченным органом – то есть Минвостокразвития – всех проверок в отношении резидентов ТОРов как плановых, так и внеплановых; прямое сокращение сроков проведения проверок; возможность повторных проверок только с согласия Минвостокразвития.

Отмечу, что готовящийся по поручению Президента Российской Федерации еще один важный законопроект «О свободном порте Владивостока» развивает и углубляет идеи, заложенные в основу закона о территориях опережающего развития. При этом законопроект предусматривает возможность прямого использования лучших регуляторных практик стран АТР в целях практического достижения глобальной международной конкурентоспособности.
Правительство Российской Федерации утвердило Минвостокразвития в качестве уполномоченного органа по созданию ТОРов на Дальнем Востоке. Это произошло 28 марта этого года.
До конца апреля планируется завершение подготовки всех подзаконных нормативно-правовых актов.
Создается Управляющая компания территориями опережающего развития на Дальнем Востоке – Корпорация развития Дальнего Востока.
Первыми ТОРами, как было сказано, станут соответствующие площадки в Приморском крае – «Надеждинская» и в Хабаровском крае – «Хабаровск» и «Комсомольск». Объем только первоначально заявленных частных инвестиций этих ТОРов составляет более 50 млрд рублей. Хотел бы подчеркнуть, что этот первоначальный объем инвестиций соответствует менее чем трети территорий ТОРов, которые планируется создать. Реализация этих первых трех ТОРов создаст не менее 7000 новых высокопроизводительных рабочих мест. На подходе еще 6 территорий опережающего развития, которые планируется рассмотреть в этом месяце: в Камчатском крае туристической направленности, ресурсной направленности на Чукотке и в Магадане, авиапромышленной направленности в Приморском крае, индустриальной и транзитной направленности в Амурской области. Планируемые частные инвестиции по этим новым проектам составляют более 80 млрд рублей.
Хотел бы подчеркнуть, что кроме этих начальных, уже сегодня подтвержденных инвестиций активно ведется работа с прямыми иностранными инвесторами. И Минвостокразвития на текущий момент подписало 21 меморандум об инвестиционном взаимопонимании с крупнейшими иностранными компаниями, включая все шесть крупнейших торговых домов в Японии.
В этом контексте критически важное значение имеет работа по защите управ инвесторов. Соответствующие полномочия есть у Генеральной прокуратуры Российской Федерации, у органов прокуратуры. И поручения о такой работе давались Президентом России. Знаю, что наработанная органами прокуратуры практика в защите прав предпринимателей от административного давления самым высоким образом оценивается сегодня всем бизнес-сообществом, общественными объединениями предпринимателей, уполномоченными по защите прав предпринимателей.
С момента начала этой работы благодаря фильтру со стороны прокуратуры в отношении малого бизнеса количество внеплановых проверок кратно сократилось. Откровенно говоря, именно от этой практики мы отталкивались, когда вводили в Закон о ТОР норму о проведении внеплановых проверок по согласованию с Минвостокразвития.
В соответствии с Приказом о порядке проведения и согласования плановых и внеплановых проверок на территориях опережающего развития, который я подписал в этом месяце, мы будем уведомлять о всех случаях отказа либо согласования плановых и внеплановых проверок органы прокуратуры.
Считаем, что защита прав резидентов территорий опережающего развития – это наша совместная работа с органами прокуратуры.
*****

Второй приоритет – поддержка готовых к реализации инвестиционных проектов вне ТОРов. Действительно, было бы странно сосредотачиваться исключительно на привлечении новых инвестиции, когда на дальнем Востоке есть готовые к реализации инвестиционные проекты. Но для того, чтобы быть реализованными они нуждаются в господдержке.
Такая инфраструктурная поддержка, снижение административных барьеров, обеспечение предельной прозрачности, нулевая терпимость к коррупции – все эти параметры являются для нас базовыми в поддержке и реализации инвестиционных проектов.
Правительством создан и действует механизм поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Утверждено Постановление Правительства №1055 от 16 октября 2014 года, которое утвердило методику критериев отбора инвестиционных проектов на Дальнем Востоке для их государственной поддержки.
В Правительстве создан специальный орган для проведения этой работы во главе с Юрием Петровичем Трутневым. Министерство по развитию Дальнего Востока наделено необходимыми для этого полномочиями.
Это позволило нам отобрать и закрепить Распоряжением Правительства Российской Федерации № 484-р от 23 марта 2015 г. первые 6 инвестиционных проектов, которые обеспечат более 125 млрд рублей прямых инвестиций, более 87 млрд. рублей налоговых сборов в течение десяти лет и создадут около 8 тысяч рабочих мест. Это проекты, связанные с добычей угля, золота, железной руды.
Хотел бы подчеркнуть, что данный перечень из первых шести инвестиционных проектов является начальным, ни в коем случае не конечным. В работе уже сегодня находятся 12 инвестиционных проектов, которые готовятся к рассмотрению на правительственной Подкомиссии. Объем частных инвестиций, которые проекты могут дать Дальнему Востоку, составляет 674,38 млрд рублей. Реализация обеспечит более 300 млрд рублей налоговых сборов и взносов до 2025 года. Направленность проектов – сельское хозяйство, логистика, газохимия, добыча руды.
Мы трезво понимаем, что есть бюджетные ограничения, связанные с текущей бюджетной ситуацией. Вместе с тем наш настрой связан с тем, чтобы создать все условия для реализации всех инвестиционных проектов, которые дают развитие Дальнему Востоку. Уже сегодня активно работаем в условиях бюджета над моделями концессионными. В частности, государственно-частного партнерства, TIF-моделей.
Практически, в рамках реализации этих конкретных инвестпроектов на Дальнем Востоке мы должны вместе с органами прокуратуры сделать то, что от нас требует Президент Российской Федерации. 7 апреля, выступая на Государственном совете, Владимир Владимирович Путин буквально сказал следующее, задача всех органов власти сделать всё возможное, чтобы никто не мешал бизнесу работать, не лез с «крышеванием», не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги. Считаю, что это и есть предмет нашей совместной работы с органами прокуратуры при практической реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке.
*****

Третье – поддержка малого и среднего предпринимательства. Сегодня в рамках реализации правительственного антикризисного плана на Дальнем Востоке регионы внедряют целый ряд мер налоговой поддержки МСП. В первую очередь –существенное снижение ставок налогообложения для юридических лиц, которые используют упрощенную систему налогообложения. Хочу напомнить, что Президент Российской Федерации 3 апреля этого года на специальном совещании, посвященном вопросам развития Дальнего Востока, призвал наши дальневосточные регионы активно воспользоваться правом на предоставление налоговых каникул впервые регистрирующимся индивидуальным предпринимателям. В течение двух лет такие предприниматели могут быть по решению региона освобождены от уплаты всех налогов, право воспользоваться такой льготой дается в первый раз и один раз. Все вместе с регионами мы это право активно реализуем.
Вместе с тем, как показывает международная и наша российская практика, «экономическим лифтом», который способен дать новое качество развитию малого бизнеса является реализация крупных значимых инвестпроектов. Благодаря новым инвестициям как в ТОР, так и вне ТОР мы сможем получить спрос на развитие малого бизнеса на Дальнем Востоке, дать ему новый качественный уровень.
Крупным инвесторам нужен производственный малый и средний бизнес, а не торговый, которым он сегодня на 80% является. С учетом прогноза объема валового выпуска в планируемых на Дальнем Востоке ТОР к 2020 году мы можем прогнозировать спрос на услуги малого и среднего бизнеса в объеме более 160 млрд руб. в год.
Простое сравнение вся федеральная программа поддержки малого и среднего бизнеса в России составляет чуть более 20 млрд рублей в год. ТОР только на Дальнем Востоке могут дать ресурс развития малого и среднего бизнеса в 7 раз больше, чем вся федеральная программа поддержки малого бизнеса в стране.
Отмечу еще один аспект, чрезвычайно важный для развития малого и среднего бизнеса. 11 декабря 2014 года Правительством Российской Федерации утвердило постановление № 1352, предметом которого является регулирование особенностей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках государственных компаний. Документ устанавливает годовой объем закупок у субъектов МСП в размере не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок или не менее чем 10% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого бизнеса.
Очевидно, на Дальнем Востоке реализации госкомпаниями целого ряд крупномасштабных и стратегических для развития страны проектов, таких как модернизация БАМа и Транссиба, строительство космодрома «Восточный», проект «Сила Сибири», инвестпрограмма “Роснефти” и «РусГидро» и целый ряд других формирует большой потенциальный спрос на услуги нашего дальневосточного малого бизнеса.
Очень важно с учетом того, что постановление Правительства утверждено в конце прошлого года, сегодня будет формироваться его реальное правоприменение, Министерством по развитию Дальнего Востока совместно с органами прокуратуры обеспечить безусловное ближайшее исполнение данного постановления. Это даст со всей очевидностью даст нам новое качество развития малого бизнеса.
*****

Четвертое – новое качество работы региональных управленческих команд. По данным опроса предпринимателей, проведенного Минвостокразвития, в четвертом квартале прошлого года и в начале 2015 года прямые измеримые социально-экономические показатели инвестиционного климата в регионах ДФО существенно различаются друг от друга.
Так: среднее время получения разрешения на строительство составляет 107 дней в Якутии и 207 дней в Чукотском автономном округе. Сроки проведению работ по формированию земельных участков: 33 дня а Амурской области и 162 дня в Магаданской. Сроки подключения к электросетям: 105 дней Якутии и 360 дней в Еврейской автономной области. Среднее время регистрации прав собственности – от 14 дней в Чукотском автономном округе до 74 дней в Магаданской области. Количество запрошенных дополнительных документов у предприятий для проведения проверок в год – от 3 документов в Приморском крае до 40 документов в Еврейской автономной области. Количество компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти – от 3% в Магаданской области до 31% в Камчатском крае.
Таким образом, мы видим очевидные феномены: федеральные законы одинаковые, правоприменение от региона к региону разное, а порой и кратно отличающееся.
Мы начали работать с этой повесткой менее года тому назад вместе с регионами ДФО. Есть первые очевидные позитивные результаты. Так, например, в результате нашей совместной работы по внедрению лучших практик по улучшению инвестиционного климата и развитию малого и среднего предпринимательства в Приморском крае отмечено кардинальное сокращение сроков регистрации предприятий – до 10 дней. Это лучший показатель в стране.
После начала реального внедрения Стандарта развития государственно-частного партнерства регионы Дальнего Востока существенно улучшили свои позиции в региональном рейтинге 2015 года по уровню развития ГЧП. Так, Хабаровский край и Республика Саха (Якутия) поднялись более чем на 40 позиций. По количеству реализуемых ГЧП-проектов Амурская область заняла 2-е место среди всех регионов Российской Федерации.
Уверен, что нам вместе с органами прокуратуры, регионами Дальнего Востока необходимо объединить усилия для того, чтобы лучшие правоприменительные практики сделать общим правилом, а не редким исключением или единичным явлением. Это наша совместная работа.
*****

Пятое – не только опережающее, но и комплексное развитие Дальнего Востока. Наша работа построена на приоритизации самых разных государственных программ, реализуемых в Российской Федерации. Напомню, их сегодня более сорока.
Выявлено в результате работы Министерства по развитию Дальнего Востока системная проблема многократно меньшего, по сравнению со среднероссийским, подушевого финансированием Дальнего Востока. Так, например, проведен анализ федеральной адресной инвестиционной программы, которая является сосредоточением бюджетных инвестиций, а ведь они не менее важны, чем частные инвестиции для ускоренного приоритетного развития Дальнего Востока. Что мы имеем по результатам анализа ФАИП? По направлению образования подушевое финансирование на Дальнем Востоке меньше чем в среднем по России в 10,5 раз, в здравоохранении – в 4,9 раз меньше бюджетных инвестиций в пересчете на одного человека, в коммунальном строительстве – в 4,7 раз, в культуре – в 2 раза. Ситуация неприемлемая, прямо противоречащая реализации национального интереса развития Дальнего Востока и прямо противоречащая задаче ускоренного развития нашего макрорегиона. Такое бюджетное финансирование показывает, что фактически мы имеем не опережающее, а затормаживающее развитие Дальнего Востока.
В марте прошлого года в рамках исправления этих системных дисбалансов Министерство по развитию Дальнего Востока получило новые полномочия по согласованию федеральных целевых и государственных программы. Результат работы за 9 месяцев 2014 года – ряд программы был скорректирован, дополнительно на Дальний Восток направлено свыше 2 млрд рублей бюджетных инвестиций.
На совещаниях у Председателя Правительства этот вопрос неоднократно рассматривался в течение 2014 года. По разным его аспектам дано пять поручений Председателя Правительства, которые сегодня находятся в стадии исполнения. Хочу отметить, что 4 апреля этого года в этом зале Дмитрий Анатольевич Медведев вновь подчеркнул необходимость завершения подготовки изменений как в нормативные акты, по формированию государственных целевых программ, так и обеспечению опережающего развития в Дальневосточном федеральном округе. По итогам совещания 4 апреля Председатель Правительства заявил о необходимости завершить эту работу. Более того, планируется наделения дополнительными необходимыми полномочиями Министерства по развитию Дальнего Востока. По итогам совещания трех вице-премьеров – Юрия Петровича Трутнева, Дмитрия Николаевича Козака, Александра Геннадиевича Хлопонина – подписан протокол, который предполагает наделение такими полномочиями территориальных министерств, их у нас три, в том числе Минвостокразвития. В частности, такими полномочиями, как согласование предоставления субсидий всеми федеральными органами исполнительной власти в интересах развития территорий. Юрию Петровичу Трутневу поручено контролировать завершение этого вопроса.
Мы исходим из того, что доведем эту задачу до завершения, но не менее важно чтобы эти деньги были израсходованы эффективно, целевым образом, пошли на развитие Дальнего Востока.
В этом контексте планы Минвостокразвития и прокуратуры прямо коррелируют. Управление Генеральной прокуратуры в ДФО планируется наделить дополнительными полномочиями в части организации работы и контроля деятельности территориальных прокуроров по надзору за исполнением законодательства в ходе реализации госпрограмм и федеральных целевых программ. Предлагаю уже сейчас выстроить систему совместной работы в этом направлении, отталкиваясь от уже имеющихся в Министерстве по развитию Дальнего Востока полномочий по координации и реализации самых разных государственных федеральных целевых программ на Дальнем Востоке. Это тоже пример нашей совместной работы с органами прокуратуры.
*****

В завершении хотел бы отметить, безусловно есть много и иных задач, над которыми мы работаем вместе с Юрием Петровичем Трутневым. В своем выступлении я сосредоточился на самых основных приоритета, практическая реализация которых действительно способна на наших глазах дать подъем для опережающего развития наших восточных регионов. Это и создание сети ТОР, и реализация готовых инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, приоретизация самых разных государственных программ по развитию Дальнего Востока, новое качество управленческих команд. Это все то, что реально может поднять Дальний Восток.
Очень важно, уверен в этом, не распыляться на сотни и тысячи задач, а концентрировать внимание на этих приоритетах, тогда мы добьемся успеха.

Благодарю за внимание.
ЮРИЙ ГУЛЯГИН: Уважаемый Юрий Яковлевич! Уважаемый Юрий Петрович! Уважаемый Александр Сергеевич!
Обеспечение безопасности государства в экономической сфере продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры в Дальневосточном федеральном округе.
На координационных и межведомственных совещаниях обсуждается исполнение органами власти субъектов Федерации округа законодательства при расходовании бюджетных средств и использовании федеральной собственности, в т.ч. земельных участков, состояние работы правоохранительных органов по пресечению преступлений при заготовке и экспорте леса, добыче водных биоресурсов и другие вопросы.
Для защиты интересов государства реализуется Сводный план мероприятий по предотвращению преступлений и иных правонарушений в основных отраслях экономики Дальнего Востока на 2014-2016 годы.
За последние три года прокурорами при осуществлении надзора выявлено свыше двухсот тысяч нарушений в сфере экономики , по мерам реагирования к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более тридцати одной тысячи лиц, по материалам проверок возбуждено семьсот двадцать пять уголовных дел.
Вместе с тем выявляемость правоохранительными органами преступлений в сферах экономики в последние годы стабильно сокращается, их раскрываемость остается низкой, а возмещаемость причиненного ущерба – незначительной.
Результаты работы по пресечению контрабандного вывоза природных ресурсов за рубеж также не отражают реальную криминогенную обстановку в области их использования. В прошлом году пресечено контрабандное перемещение водных биоресурсов на сумму не более двух миллионов долларов. В то же время, как уже отметил в своем выступлении Юрий Петрович Трутнев (по сведениям Минвостокразвития), разница между стоимостью водных биологических ресурсов, поставленных Россией только в три страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на восемьсот сорок миллионов долларов превышает стоимость задекларированных к экспорту.
Полагаю необходимым далее более подробно раскрыть главные направления нашей совместной деятельности по обеспечению законности при реализации задач развития Дальнего Востока.
*****

В определенной степени негативное влияние на состояние законности в названных отраслях экономики оказывают недостатки в их нормативно-правовом регулировании.
Прокурорами в округе ежегодно вносится около шести тысяч протестов на незаконные правовые акты в рассматриваемых сферах. Так, только после прокурорского реагирования в Приморском крае изданы нормативные акты, регулирующие оборот заготовленной древесины, в Еврейской автономной области установлен перечень подверженных угрозе лесных пожаров населенных пунктов, в Республике Саха (Якутия) и Амурской области - муниципальные программы использования и охраны земель поселений.
Органам государственной власти и местного самоуправления не удалось исключить принятие незаконных правовых актов. Так, в Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе с превышением полномочий:

- осуществлялся перевод земельных участков из одной категории в другую;

- незаконно устанавливались правила заключения договоров купли-продажи лесных насаждений, заготовки древесины для собственных нужд граждан;

- определялись места доставки уловов, добытых при осуществлении прибрежного рыболовства;

- распределялись квоты их добычи для коренных малочисленных народов Севера,

а также создавались административные барьеры.
В ходе реализации федеральных целевых программ органами государственной власти допускается незаконное ограничение прав как предпринимателей, так и физических лиц на получение субсидий, необоснованно устанавливаются направления расходования бюджетных средств .
В определенной мере вышеуказанные недостатки обусловлены несовершенством федеральной нормативной базы. В настоящее время не урегулированы:

- порядок проведения контрольных мероприятий по патрулированию лесов;

- вопросы организации лесного надзора на особо охраняемых природных территориях;

- реализации конфискованных рыбопромысловых судов, зарегистрированных в судовых реестрах иностранных государств.
Основными задачами прокуроров являются принятие мер для повышения ответственности правотворческих органов за результаты работы по приведению действующих нормативных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства, обеспечение эффективной деятельности контролирующих органов.
*****

Наряду с несовершенством правового регулирования органы государственной власти ненадлежащим образом выполняют возложенные на них полномочия в рамках реализации государственных и федеральных целевых программ.

За 3 года прокурорами выявлено свыше двух тысяч нарушений, связанных с их выполнением, а всего в бюджетной сфере по актам реагирования устранено более двадцати восьми тысяч нарушений, привлечено к ответственности около четырех тысяч виновных лиц, по надзорным материалам возбуждено сто девяносто пять уголовных дел.
Наиболее часто допускается неэффективное использование бюджетных вливаний, незаконное получение субсидий и компенсаций. Главными распорядителями бюджетных средств контроль за их целевым расходованием должным образом не осуществляется.
Зачастую законодательные нормы не исполняются при реализации государственных программ социальной направленности. Так, в Республике Саха (Якутия) за нецелевое использование бюджетных средств, предназначенных для оказания доступной медицинской помощи, по постановлению прокурора республики к административной ответственности привлечен министр здравоохранения.
Только после внесения актов прокурорского реагирования в Приморском крае восстановлены права сорока двух молодых семей, необоснованно не включенных в список участников федеральной целевой программы «Жилище». Виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.
В Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Приморском и Камчатском краях допускается простаивание закупленного оборудования, поставщиками не исполняются обязательства по заключённым контрактам. При этом заказчиками принимаются явно недостаточные меры для привлечения к ответственности поставщиков за неисполнение условий госконтрактов.
Органами власти при размещении заказов не соблюдаются требования закона об обязательном осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% совокупного годового объема. По информации Минвостокразвития, в Магаданской области доля таких закупок составляет лишь 8%.
Управлением Генеральной прокуратуры в округе выявлен факт хищения денежных средств, выделенных в рамках Федеральной космической программы России для строительства космодрома «Восточный», в размере одного миллиарда рублей.

Всего же с начала текущего года по материалам прокуроров в округе возбуждено и расследуется десять уголовных дел, связанных с нарушениями законодательства при строительстве космодрома, предметом расследования большинства из которых являются посягательства на средства федерального бюджета в общей сумме свыше четырех миллиардов трехсот пятидесяти миллионов рублей.
При реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов» прокурорами совместно с контролирующими и правоохранительными органами в деятельности администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», строительных организаций, а также при эксплуатации построенных объектов выявлены многочисленные нарушения законодательства в сферах градостроительства, землепользования, пожарной безопасности, технического регулирования, здравоохранения и лицензирования.
Установлены факты:

- оплаты невыполненных работ;

- неоформления правоустанавливающих документов на земельные участки;

- выдачи разрешений на строительство при отсутствии градостроительного плана;

- необоснованного продления сроков исполнения контрактов и другие.
По актам реагирования нарушения устранены, возбуждены и расследуются два уголовных дела.
Вышеизложенное требует от прокуроров на постоянной основе, с привлечением контролирующих и правоохранительных органов, проверять исполнение законодательства при освоении бюджетных средств, выделенных на государственные и федеральные целевые программы. Мерами реагирования обеспечивать законность их расходования, соблюдение прав предпринимателей при заключении контрактов. Надзорными средствами добиваться от органов финансового контроля надлежащего исполнения предоставленных полномочий.
На Дальнем Востоке в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» уже создаются такие территории. Для обеспечения благоприятных условий ведения в них экономической деятельности прокурорам необходимо:

обеспечить непрерывное изучение нормативной правовой базы,

принимать активное участие в ее совершенствовании для реализации мероприятий по созданию ТОРов.
*****

Состояние законности в сферах рыболовства и лесопользования свидетельствует о серьезных недоработках в деятельности органов государственного управления, контроля, правоохранительных органов и прокуратуры, требующих объективного анализа и системного подхода к их устранению.
Органами власти ненадлежащим образом реализуются возложенные на них полномочия. Так, только прокурорами ежегодно выявляется в среднем по шесть тысяч нарушений лесного законодательства , около трёх тысяч - в сфере рыболовства. За последние три года за нарушения в этих сферах экономики к ответственности привлечено около пяти с половиной тысяч виновных лиц, в суды направлено более одной тысячи семисот заявлений на общую сумму свыше пятисот миллионов рублей, на основании материалов проверок возбуждено четыреста семь уголовных дел.
Судами в 2013 - 2014 годах удовлетворено пять подготовленных управлением Генеральной прокуратуры в округе исковых заявлений о взыскании с капитанов судов ущерба от незаконного вылова биоресурсов на сумму свыше одного миллиарда шестисот миллионов рублей. Исполнение решений судов контролируется.
Ни в одном из субъектов Федерации округа предоставление прав пользования водными биологическими и лесными ресурсами не проходит с соблюдением всех требований закона, в том числе в процессе организации аукционов. В Приморском крае, к примеру, расследуется дело в отношении бывшего руководителя территориального управления Росрыболовства, возбужденное по факту превышения полномочий при проведении аукционов по продаже квот на добычу краба, чем причинен ущерб на сумму свыше семисот шестидесяти миллионов рублей.
Ненадлежащим образом проводятся лесоустроительные работы, что препятствует организации эффективного использования лесов. В Приморском, Хабаровском краях, Амурской области давность лесоустройства отдельных лесничеств превышает десять – пятнадцать лет, а в Магаданской области - двадцать лет.

Уполномоченными органами при осуществлении государственного лесного контроля и в сфере рыболовства не соблюдается порядок реализации контрольно-надзорных полномочий, нарушаются права субъектов экономической деятельности. В то же время при наличии оснований меры к принудительному прекращению права на вылов водных биоресурсов или права пользования лесным участком не принимаются.
Широко распространены факты нарушений органами контроля, в том числе таможенными, при административном преследовании виновных лиц. Так, в деятельности должностных лиц Хабаровской таможни выявлено непринятие мер для привлечения юридического лица к ответственности за недекларирование лесоматериалов. Нарушения устранены, виновные наказаны.
Органы государственного управления лесным фондом по-прежнему в полном объеме не обеспечивают надлежащее укомплектование кадрами и оснащение подведомственных учреждений средствами пожаротушения и техникой. В немалой степени этому способствует неэффективная практика распределения Рослесхозом федеральных субвенций на выполнение полномочий в области лесных отношений. Поэтому следует сказать еще об одной проблеме – недостатке финансирования в лесной сфере, в том числе мероприятий на охрану лесов от пожаров.
Государственное обеспечение мер по ведению лесного хозяйства в округе составляет восемь целых семь десятых рублей на один гектар лесов при среднероссийском показателе – двадцать шесть целых семь десятых рублей. Зависимость от федерального финансирования, несовершенство порядка распределения субвенций затрудняют исполнение региональными органами власти переданных полномочий в этой области. Наглядно это подтверждается, к примеру, наличием кредиторской задолженности субъектов Федерации в округе по тушению лесных пожаров. По сведениям Минвостокразвития, средние ежегодные фактические затраты на их тушение в течение пяти лет составляют более девятисот миллионов рублей , а финансируется за счет средств субвенций из федерального бюджета только пятьдесят 3%.
Прокурорами в деятельности лесопользователей, лиц, осуществляющих добычу водных биоресурсов, систематически выявляются многочисленные нарушения. В истекшем году в следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ направлено сто восемь материалов по фактам незаконных рубок, тридцать девять – незаконной добычи водных биоресурсов, на основании которых возбуждено в общей сложности сто тридцать пять уголовных дел.
Незаконные рубки и вылов водных биоресурсов продолжают наносить значительный вред окружающей среде и экономике округа. В Хабаровском крае к длительным срокам лишения свободы осуждены члены преступного сообщества, которые на территории Нанайского района совершали незаконную рубку ценных пород деревьев, причинив государству ущерб свыше шестидесяти пяти млн. рублей. Всего к уголовной ответственности по этому делу привлечено тридцать два лица, иск прокурора удовлетворен в полном объеме.
Не решены вопросы обеспечения полноты возмещения ущерба. В минувшем году фактически взыскано пятнадцать процентов от суммы ущерба, причиненного правонарушениями водным биоресурсам, и лишь два процента - лесному фонду.
Сложившаяся ситуация:

- обусловлена низкой эффективностью работы по раскрытию преступлений;

- отсутствием у должников имущества, на которое можно обратить взыскание;

- значительными долгами предприятий, фактически не осуществляющих хозяйственную деятельность;

- несвоевременным выполнением судебными приставами всего комплекса мер по исполнительным документам.
К основным нарушениям, выявляемым в процессе хранения, реализации незаконно добытых биоресурсов, срубленной древесины, относятся факты передачи на хранение изъятого, арестованного и конфискованного имущества без заключения соответствующих договоров, актов приема-передачи, а также неисполнения должностными лицами территориальных управлений Росимущества возложенных полномочий. Только отсутствие контроля со стороны управления Росимущества по Хабаровскому краю создало возможность для ряда граждан неправомерно завладеть и распорядиться подлежащим уничтожению камчатским крабом весом свыше пятнадцати тонн. По данному факту расследуется уголовное дело.
Прокурорам необходимо на постоянной основе давать правовую оценку деятельности региональных органов власти и контролирующих органов при реализации полномочий в лесной сфере и в области рыболовства, своевременности и полноте мер по привлечению виновных к ответственности, взысканию причиненного ущерба. Особое внимание уделять законности в процессе изъятия и наложения ареста на срубленную древесину, орудия совершения правонарушений, их хранения, порядка реализации и уничтожения.
*****

Актуальными остаются вопросы обеспечения законности в сфере земельных отношений на территории округа.
Количество выявленных нарушений земельного законодательства не снижается, а в прошлом году возросло на двадцать процентов и составило свыше пяти тысяч нарушений. Прокурорами внесено около одной тысячи двухсот представлений, привлечено к ответственности шестьсот семьдесят пять виновных лиц, по материалам проверок возбуждено двадцать два уголовных дела.
Системный характер носят нарушения при распоряжении земельными участками. Должностными лицами игнорируются требования закона:

- об обязательном проведении аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров их аренды,

- ненадлежащим образом исполняются полномочия по государственному земельному надзору и муниципальному земельному контролю,

- нарушаются порядок и сроки предоставления участков,

- требования градостроительного законодательства.
К примеру, в отношении главы администрации Надеждинского района Приморского края возбуждено три уголовных дела по фактам незаконной передачи земельных участков сельхозназначения, что повлекло причинение ущерба на сумму более пятидесяти восьми миллионов рублей. Прокурором края предъявлен иск в интересах государства. По делу проходит судебное следствие.
По заявлениям заместителя Генерального прокурора Российской Федерации признаны незаконными действия главы Хабаровского муниципального района по переводу земельного участка площадью сто пятьдесят тысяч квадратных метров, принадлежавшего ранее санаторию, из категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» в категорию «земли населенных пунктов» и последующей продаже для строительства коттеджей ряду лиц, занимающих высокопоставленные должности. Также судом подтверждена недействительность совершенных им сделок по предоставлению юридическому лицу земельного участка на территории заповедника «Большехехцирский», правообладателем части которого стала его супруга. В отношении главы района расследуется ряд уголовных дел.
Во многом подобные нарушения обусловлены существенными недостатками в деятельности уполномоченных органов власти. К примеру, должностными лицами министерства имущественных отношений Хабаровского края незаконно отказано в предоставлении земельных участков нескольким многодетным семьям. Только по искам прокуроров их права восстановлены, руководители министерства привлечены к ответственности.
Нарушения также характерны для территориальных органов Росреестра, которыми проводятся некачественные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не в полной мере реализуются предоставленные полномочия, в том числе по привлечению к ответственности виновных в несоблюдении земельного законодательства. В некоторых случаях действия должностных лиц носят уголовно-правовой характер. Так, за фальсификацию документов с целью искусственного завышения результатов работы осужден начальник отдела земельного надзора Управления Росреестра по Хабаровскому краю.
Повсеместно ненадлежащим образом осуществляется муниципальный земельный контроль, не исполняются возложенные на органы местного самоуправления полномочия по разработке градостроительной документации, от которой в значительной степени зависят перспективы развития соответствующих территорий. Так, в Амурской области только во исполнение актов прокурорского реагирования более ста двадцати органов местного самоуправления разработали документы территориального планирования, в том числе с учетом в них зон, которые были затоплены в период наводнения 2013 г.
В связи с изложенным прокурорам необходимо добиваться исполнения законов органами государственного земельного надзора и муниципального контроля, особенно - при предоставлении земельных участков. Активнее использовать полномочия по обращению в суд с исками в целях восстановления нарушенных прав, возмещения причиненного ущерба, контролировать реальное выполнение судебных решений.
Обеспечивать уголовно-процессуальное реагирование в связи с проявлениями коррупции со стороны должностных лиц, а также надлежащее сопровождение их расследования органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Надзорными мерами добиваться активизации работы органов местного самоуправления по завершению разработки и утверждению документов территориального планирования, обеспечивая их соответствие градостроительному законодательству.
*****

Правоохранительными органами округа принимаются меры, направленные на декриминализацию лесной и рыбной отраслей экономики Дальнего Востока, сфер расходования бюджетных средств и использования федеральной собственности.

Результаты этой работы свидетельствуют о наличии в них коррупционной составляющей, в том числе об участии в преступной деятельности представителей органов власти. Например, в Хабаровском крае расследуется уголовное дело в отношении бывшего заместителя начальника Управления лесами краевого правительства, который создал преступное сообщество для совершения незаконных рубок, осуществлял руководство и координировал его деятельность. В результате преступлений нанесен ущерб в сумме более ста миллионов рублей.

Подобные деяния выявлены также в Приморском крае, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия). К сожалению, эти факты являются лишь отдельными примерами успешной реализации оперативных разработок.
Однако, в целом, эффективность противодействия таким преступлениям недостаточна. Лишь одиннадцать процентов уголовных дел возбуждено на основании оперативных данных в сфере незаконного оборота биоресурсов и менее 2% - использования лесов.
Нерешенными остаются вопросы возмещения на досудебной стадии материального ущерба от преступлений. К примеру, посягательствами на средства, выделенные для реализации федеральных целевых программ, в прошедшем году причинен ущерб на сумму свыше восьмисот миллионов рублей, тогда как в ходе расследования возмещено около восьми миллионов или менее одного %. Низкая взыскиваемость, прежде всего, обусловлена недостатками в организации работы по установлению лиц, совершивших преступления, однако не исключены и факты бездействия правоохранительных органов по принятию своевременных обеспечительных мер.
В этой связи прокурорам в первоочередном порядке необходимо координационными и надзорными средствами принять меры к повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности, а также возмещению ущерба от преступных посягательств в сферах экономики Дальнего Востока.
*****

Уважаемые участники совместного заседания коллегий!
Для обеспечения происходящих в экономике региона преобразований имеются значительные резервы. Их реализация возможна только нашими совместными усилиями и уверен, что эта задача будет достигнута путем выполнения принятых сегодня решений.
Благодарю за внимание.

Также по теме:
Актуальные новости и события Хабаровского края.