Итоговая коллегия Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 2014–2015 (СТЕНОГРАММА)
Итоговая коллегия Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 2014–2015 (СТЕНОГРАММА), 26 июня 2015 года состоялось Итоговое заседание коллегии Минвостокразвития26 июня 2015 года состоялось Итоговое заседание коллегии Минвостокразвития России. Участники заседания обсудили итоги работы Министерства за отчетный период (с июня 2014 по июнь 2015 года), создание на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, господдержку значимых инвестпроектов, реализацию свободного порта Владивосток и подготовку к предстоящему Восточному экономическому форуму.
С основным докладом о результатах и перспективах социально-экономического развития Дальнего Востока выступил глава Минвостокразвития России Александр Галушка. В мероприятии приняли участие вице-премьер – полпред Президента России в ДФО Юрий Трутнев, главы субъектов Дальневосточного федерального округа, члены Коллегии Минвостокразвития, приглашенные представители органов федеральной и региональной власти, депутатского корпуса и общественности.
Сайт Министерства публикует стенограмму заседания коллегии:
Вступительное слово Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в ДФО Юрия Трутнева:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хотел бы начать с того, что все мы, здесь собравшиеся, занимаемся одним из важнейших направлений государственной деятельности в Российской Федерации, мы занимаемся реализацией национального приоритета – развития Дальнего Востока. Эта работа в этом составе началась чуть более полутора лет тому назад, в сентябре 2013 года. И первая задача, которую нам на месте необходимо было решить, – ликвидация последствий крупномасштабного наводнения. В зоне подтопления оказалось 196 тысяч человек. Была восстановлена инфраструктура, людям было предоставлено временное жилье, затем – постоянное. Последствия были ликвидированы. Более того, по ряду видов деятельности, например, по сельскому хозяйству, удалось выполнить совместную работу так, что в результате урожай в следующем году был на 35% выше.
Что делали потом? Прежде всего был проведен анализ ситуации на Дальнем Востоке и выбор основных инструментов развития, то есть, того, что именно надо сделать для того, чтобы создать на Дальнем Востоке лучшие условия экономики, лучшие условия для жизни людей.
В рамках этой работы был создан закон о территориях опережающего развития. Создан механизм поддержки инвестиционных проектов. Началась работа по отбору территорий опережающего развития. В ходе этой работы на территории работали специалисты Министерства. Было рассмотрено более 400 проектов. Целый ряд из них отобрано. У нас на заседании Подкомиссии прошли обсуждения территорий опережающего развития, инвестиционных проектов. Вся эта работа велась в тесном сотрудничестве с губернаторами. Я хочу их за эту работу сегодня поблагодарить.
Следующий закон, который сегодня в работе и прямо сейчас проходит обсуждение в Государственно Думе Российской Федерации, – это закон о свободном порте Владивосток. Мы надеемся в эту весеннюю сессию этот закон принять.
Довольно много дел еще предстоит. Я о них еще скажу.
Каковы результаты работы? Как живет Дальний Восток на сегодняшний день? По первому кварталу 2015 года рост объемов промышленного производства - 105,9%. Достаточно высокий показатель. Впервые у нас довольно высокие инвестиции в основной капитал – 110,4%.
Я хочу за это поблагодарить весь коллектив Министерства по развитию Дальнего Востока.
Я думаю, что мы все с вами понимаем, что главное не написать закон о территориях опережающего развития, даже не принять решение Правительства. Самое главное, чтобы эти территории опережающего развития действительно возникли на земле, чтобы были созданы новые инвестиционные проекты, построены новые предприятия. Вся эта работа предстоит, вся она впереди.
Кроме того, поскольку мы осуществляем государственные инвестиции в инфраструктуру, необходимо разработать механизмы контроля. Надо сделать так, чтобы каждый затраченный бюджетный рубль был эффективно использован, чтобы никто ничего не украл, чтобы каждый рубль пошел на дело.
Далее. У нас с вами есть такой немаловажный инструмент, как Фонд развития Дальнего Востока. Мы тоже начали работу по запуску Фонда. Но это именно начало работы. Фонд пока ни одного рубля в проекты на территории Дальнего Востока не проинвестировал. Уже ведется работа по отбору проектов. В самое ближайшее время Правительством будут приняты решения по изменению предоставления субсидий. Вся подготовительная работа ведется. Но надо сделать так, чтобы в этом году, как мы и обещали, половина средств Фонда - 7,5 млрд рублей – была проинвестирована в инвестиционные проекты, приносила уже пользу людям, а не лежала на счетах банков.
Нам впереди предстоит работа по реализации одобренного Президентом механизма предоставления земельных участков. Это тоже большая работа, и на Дальнем Востоке люди ее ждут. Это тоже надо сделать в этом году.
Поэтому хочу сказать о том, что впереди предстоит гораздо больше, чем сделано. А само главное – предстоит практическая реализация этой работы.
Цель у нас простая – мы должны добиться того, чтобы люди стали жить лучше, чтобы условия для ведения бизнеса на Дальнем Востоке были улучшены, чтобы создавались новые предприятия, увеличивался валовый продукт, платились налоги, чтобы люди получали хорошую зарплату, оставались на Дальнем Востоке и приезжали туда. Чтобы те миграционные проблемы, с которыми мы столкнулись, развернулись вспять. Сегодня мы можем говорить о том, что отток жителей Дальнего Востока сократился, и сократился вдвое, – но этого недостаточно. Надо, чтобы никакого оттока не было, чтобы был приток.
Вот это то, что хотелось сказать.
Последнее, на чем я хотел бы остановиться, - Восточный экономический форум. Мы к нему готовимся. Он состоится с 3 по 5 сентября по Владивостоке. Мы готоимся к нему не как просто к мероприятию, мы готовимся к нему как к этапу нашей работы. Надо сделать так, чтобы после Форума на Дальний Восток приехали новые инвесторы, создавались новые инвестиционные проекты, чтобы Дальний Восток Российской Федерации целиком рассматривали как территорию, благоприятную для инвестиций, куда можно эффективно вкладывать деньги, зарабатывать, создавать новые объекты экономики.
Желаю всем успехов.
Доклад главы Минвостокразвития Александра Галушки «Об итогах деятельности Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в 2014 году и задачах на 2015 год»:
Спасибо большое, уважаемый Юрий Петрович!
Прошлая коллегия прошла 23 июня 2014 года. Прошел год с момента, как мы собирались в таком расширенном формате. Сегодня, как это и положено – отчетный доклад Минвостокразвития за прошедший период. Мы подводим итоги работы за прошедший год и ставим задачи на ближайшее будущее.
Что я хотел бы подчеркнуть сразу. Очень важно, что сформирована команда единомышленников. Если говорить о тех результатах, которые появляются, пусть небольших пока, но результатов, – это неразрывно связано с нашей командной работой, с тем, что мы работали вместе, исходили из общих принципов и общего понимания нашей работы. Отдельная благодарность вам, Юрий Петрович, за то, что мы работали одной командой.
Уже было сказано о динамике социально-экономических показателей на Дальнем Востоке. Из тех основных вещей, которые не были названы, добавлю самое главное. У нас миграционный отток за один год сократился более чем на четверть. Рождаемость превысила смертность на 9334 человека. Суммарный коэффициент рождаемости в регионах Дальнего Востока превышает средние значения по стране. Такой динамики на Дальнем Востоке у нас не было 20 с лишним лет.
О ликвидации последствий паводка было сказано достаточно. Все цифры известны. Подводя черту под этой работой, как она относится к этому отчетному периоду, скажу лишь одно: мы откровенно говорили с губернаторами, когда эта работа закончилось. И когда она закончилась, они честно сказали, что не верили, что все может быть сделано в установленные сроки, потому что в таких объемах за такие сроки никогда ничего здесь не делалось. Тем не менее, этот экзамен мы выдержали вместе, и к 1 октября пошлого года, как это устанавливал соответствующий Указ Президента, – работа по ликвидации паводка была завершена.
Не менее важным является то, как общественное мнение воспринимает ту работу, которую ведет сегодня Правительство Российской Федерации в отношении Дальнего Востока. Региональные управленческие команды стали восприниматься в общественном сознании.
Ключевое слово – надежда. Сегодня российское общество связывает свои большие надежды с Дальним Востоком России, с его развитием. Согласно данным ВЦИОМ – соответствующий вопрос был проведен по заказу Минвостокразвития – 51% россиян считает, что этот регион станет одним из самых процветающим в России в течение ближайших 15 лет, для 55% россиян Дальний Восток является возможностью хорошего трудоустройства и высокой заработной платы. 67% переехавших сюда готовы рекомендовать регион своим знакомым для перспектив трудоустройства и самореализации. Около 30% российских граждан знают о проекте по созданию территорий опережающего развития и создании на юге Приморья свободного порта Владивосток.
Знают наши граждане и о проблемах Дальнего Востока. 75% отмечают недостаточную развитость системы здравоохранения. 53% – сложность транспортного сообщения, а также высокую стоимость жилья.
Хочу отметить, что ровно эти вопросы вчера мы обсуждали вчера на Правительственной комиссии под руководством Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева. И регулярно эти вопросы выносим на тот уровень в Правительстве, который позволяет их практически решать. Накопленные проблемы формировались не за один год и не за два. Они требуют серьезных усилий, внимания, но уверен, что все их можно решить.
Безусловно, в уходящем году основные наши усилия были сосредоточены на реализации новой модели развития Дальнего Востока, которая сформулирована Президентом Российской Федерации, Правительством России, заключается прежде всего в развороте России к Тихому океану, ускоренном развитии наших восточных территорий.
Хотел бы отметить, что этот курс был сформулирован задолго до всех так называемых санкций и внешнеполитических сложностей, с которыми столкнулась наша страна. Более того, в реализации этого курса мы исходим из ключевой вещи, которая была озвучена Президентом России в Послании Федеральному Собранию, что свобода для развития экономики – это лучший ответ на внешние ограничения. «Частная собственность и свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные ценности как патриотизм, уважение к истории, традициям и культуре своей страны», – заявил Президент.
Если говорить об основных событиях в этой части за прошедший год, событиях, которые произошли в нашем окружении – в Азиатско-Тихоокеанском регионе – то это, конечно, свершившийся факт: в октябре 2014 года, по оценке Международного валютного фонда, китайская экономика стала первой экономикой мира по паритету покупательной способности. Более того, по прогнозу МВФ, в 2015 году отрыв китайской экономики от американской составит около 1 трлн долларов США.
О перспективах АТР уже много сказано. О той социально-экономической динамике, которая там присутствует, все мы уже хорошо знаем. Наша задача – конвертировать эту экономическую мощь в подъем и развитие наших восточных территорий. В этой связи ключевыми приоритетами нашей работы являются:
– Первое: Создание территорий опережающего развития, конкурентно способных по условию ведения бизнеса с ключевыми такими же центрами как в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
– Второе: Поддержка готовых к реализации эффективных инвестиционных проектов, практическая реализация которых значима с точки зрения развития Дальнего Востока.
– Третье: Создание свободного порта Владивостока.
– Четвертое: Достижение нового качества работы региональных управленческих команд.
– Пятое: Комплексное развитие территорий Дальнего Востока, приоретизация самых разных государственных программ на интересы ускоренного развития Дальнего Востока.
Формат сегодняшнего мероприятия – итоговой коллегии – предполагает также сообщение о тех направлениях, по которым также мы активно работали и которые имеют существенные значения для развития Дальнего Востока. Это создание институтов развития Дальнего Востока. Эта работа по тем отраслям, которые дают Дальнему Востоку значимый эффект: рыбная отрасль, лесная, энергетика, судостроение, транспорт, это межведомственное взаимодействие, работа в принципиально новом формате частно-государственного партнерства, реализация общественных проектов, а также подготовка Восточного экономического форума.
Остановлюсь на этих направлениях подробнее.
Территории опережающего развития. 30 марта вступил в силу соответствующий закон, который, по оценке Председателя Правительства Российской Федерации, является новацией. По мнению Президента России, уже сегодня проект создания территорий опережающего развития обещает быть перспективным и состоятельным. Он ориентирован на привлечение инвестиций, на рост экономики. Инвесторам нужны не рассказы о нашем большом и богатом потенциале. Мы о нем очень много рассказывали. Чтобы это потенциал реализовать, инвесторам нужно предложить конкретный продукт в терминах риска и доходности инвестиций. Если говорить о том, что увеличивает доходность инвестиций на Дальнем Востоке благодаря закону о ТОР, то это нулевой налог на прибыль, на имущество, на землю в первые пять лет реализации инвестиционного проектов. Это нулевые ввозные – вывозные пошлины, нулевой НДС на импорт для переработки, страховые взносы в размере 7,6% вместо 30% в первые 10 лет реализации инвестиционного проекта. Льготное получение земли и доступ к инфраструктуре. Риск инвесторов в территориях опережающего развития снижается за счет того, что все проверки – плановые и внеплановые – резидентов ТОР будут проходить в по согласованию с Минвостокразвития.
Это сервис одного окна для инвесторов. Это готовая инфраструктура. Режим свободной таможенной зоны. Упрощенный государственный контроль, ускоренные и облегченные административные процедуры.
Первые три территории опережающего развития вчера были созданы юридически, две в Хабаровском крае, одна – в Приморском. Только якорные резиденты этих ТОР дают 52 млрд рублей инвестиций, более 8 тысяч рабочих мест.
Отобраны также еще 6 территорий опережающего развития, которые также готовятся к утверждению. Мы рассчитываем, что это произойдет в ближайшее время.
Первые три ТОР были прецедентны, фактически механизм их создания в Правительстве отрабатывался. Отмечу, что было немало согласительных совещаний и сопутствующих процедур. Прецедент создан. Таким образом, процесс, как юридически должен формироваться акт, как должны создаваться ТОР, понятен. Создание соответствующих 6 ТОР в дополнение к тем 3, которые были названы, займет, по нашему мнению, немного времени. Они будут созданы на Чукотке, в Амурской области, на Камчатке, Якутии в Приморье и дадут 206 млрд инвестиций и более 6 тысяч новых рабочих мест.
Для нас важно не только породить новые инвестиционные проекты благодаря снижению риска и увеличения доходности инвестиций на Дальнем Востоке. Важно поддержать те проекты, которые уже готовы к реализации. Преимущественно они носят ресурсный характер и опираются на те богатые ресурсы, которые есть на Дальнем Востоке.
Минвостокразвития в отчетном периоде была подготовлена, а Правительством утверждена соответствующая методика работы с инвестиционными проектами. Это произошло в октябре прошлого года. Это известное присутствующим постановление №1055. В соответствии с этим постановлением Правительства был проведен первый тур отбора инвестиционных проектов. Всего их было подано около 50-ти. Отобрано 6 самых готовых к реализации, по которым есть все, включая проектно-сметную документацию на инфраструктуру. И еще 10 проектов сейчас находятся в стадии подготовки к их последующей поддержке со стороны Правительства России. Для каждого проекта создается нужная именно ему точечная адресная инфраструктура.
Вчера на заседании Правительства эти первые 6 проектов были рассмотрены, также как и правила выделения субсидий инвесторам со стороны Российской Федерации по данным инвестиционным проектам. Председатель Правительства дал поручение в ближайшее время завершить эту работу. Как выразился Дмитрий Анатольевич: “необходимо самым скорейшим образом утвердить первые 6 инвестиционных проектов и приступить к фазе их практической поддержки". Продолжим эту работу, естественно, и дальше.
Свободный порт Владивосток. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации соответствующий законопроект подготовлен. В Государственной Думе законопроект ровно неделю назад в первом чтении принят, сейчас идет подготовка к принятию его во втором чтении. Это закон является фактически по духу и смыслу развитием тех идей и положений, которые заложены в законе о территориях опережающего развития с учетом конкретной специфики и конкретного транзитно-логистического потенциала, которым мы обладаем на юге Приморья. Хочу отметить, что проект закона предполагает режим “одного окна" для прохождения контроля на границе, когда вместо множества контролеров будет только один. Круглосуточный режим работы пунктов пропуска, предоставление участникам внешнеэкономической деятельности фактически зеленого коридора за счет механизма предварительного уведомления. Упрощенный визовый режим: возможность получения 8-дневной визы прямо на границе. Режим свободной таможенной зоны для резидентов. Беспошлинный и безналоговый ввоз и потребление товаров. Вывоз товаров и оборудования, также как и их ввоз. Меры по упорядочиванию и снижению нагрузок на бизнес. Сокращение времени налоговых проверок. Согласование таких проверок с Минвостокразвития. Ускорение процедур в сфере строительства, налоговые льготы и льготы по страховым взносам.
Новое качество работы региональных управленческих команд. Мы эту работу вместе с коллегами-губернаторами начинали год назад. Хочу отметить, что она получила сильную поддержку со стороны Президента Российской Федерации в рамках Петербургского экономического форума, который прошел недавно, и основывается на всем нам известном феномене: федеральные законы везде одинаковые, а правоприменение от региона к региону разное по прямым измеримым показателям. Порой до 30 раз отличаются регион от региона. Это отличие, как показывают экспертные исследования, связаны в большей степени с качеством работы управляющих команд. Это, кстати, не наше открытие XXI века. Я напомню, в свое время еще Карамзин в известном споре со Сперанским в начале XIX века отмечал, что для России 50 губернаторов не менее важны, чем хорошие законы. Тогда 50 губерний было в составе России. Наша Родина Россия остается Россией. То, что нужно в XIX веке, важно и для XXI века.
Хочу отметить первые позитивные итоги этой совместной работы. В части инвестиционного климата они были очень подробно изложены на Петербургском международного экономическом форуме. Достижения наших регионов хорошо известны. В первую очередь следует отметить Приморский край. В прошлом году показатели были далеко не самые лучшие, а в этом году он стал лидером по динамике позитивных изменений. Очень важен настрой региональной управленческой команды для того, чтобы войти в десятку лучших инвестиционных регионов России по инвестклимату. Думаю, что такой же настрой у многих наших других регионов.
Цифры мы уже приводили, отличия регионов по этим показателям. Если у нас получение разрешения на строительство в Якутии занимает 107 дней, то в Чукотском автономном округе – 207 дней. Сроки проведения работ по оформлению земельных участков – это 30 дней в Амурской области и 162 в Магаданской. И так далее. Все эти данные хорошо известны.
Отмечу, что также год назад мы начали работу с регионами по развитию государственно-частного партнерства. В итоге Якутия и Хабаровский край за год поднялись в национальном рейтинге развития ГЧП более чем на 40 позиций, а Амурская область стала вторым регионом России по количеству проектов в сфере ГЧП.
Малый и средний бизнес. Сегодня Минвостокразвития вместе с регионами отобрало, сформулировало 15 лучших практик регионального уровня по развитию МСП. Начато внедрение этих лучших практик в пилотном субъекте – в Якутии. В рамках этого внедрения представители регионов Дальнего Востока прошли повышение квалификации по тематике кредитования субъектов в МСП. 140 представителей органов власти ДФО прошли повышение квалификации по привлечению федеральных средство поддержки МСП в рамках госпрограммы.
Что это дало? Какой результат этой учебы? В этом году в конкурсном отборе по распределению регионам федеральных субсидий на поддержку МСП впервые приняли участие все 9 субъектов Дальнего Востока. Такого у нас не было никогда. При изначальном лимите, который был намного выше, чем в прошлом году – 764 млн рублей, наши регионы, благодаря этой работе, получили 960 млн из федерального бюджета. Это скромные, но первые результаты. Они показывают, что работать в этом направлении не только можно, но и нужно.
Кроме того, в этом году стартует проект безвозмездного предоставления земли на Дальнем Востоке в размере не менее одного гектара. Сейчас прорабатывается вопрос, соответствующую работу ведет Минэкономразвития, Минвостокразвития, Росреестр. В ближайшее время будет готов электронный сервис. Готовит его Росреестр. Этот сервис позволит в режиме онлайн начать практическое тестирование оказания гражданам Российской Федерации услуги по бесплатному получению земли на Дальнем Востоке. Хочу подчеркнуть, мы исходим не только из бесплатности, а также из минимальной обременительности этой процедуры. Планируем, что на Восточном экономическом форуме мы сможем показать, как этот проект может работать. До конца года будут приняты соответствующие изменения в законодательство и можно будет полноценно запустить этот проект.
Также хотел отметить, что опросы ВЦИОМ показывают, что интерес со стороны граждан Российской Федерации к этому проекту значителен. Значителен с точки зрения притоков новых жителей на Дальний Восток. Не раз и не два мы отмечали, что важно не только ускоренное развитие, которое предполагает фокусировку на отдельных направлениях, важно комплексное развитие территорий Дальнего Востока. Вместе с тем, подушевое финансирование по целому ряду федеральных программ по Дальнему Востоку кратно ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
В марте прошлого года Минвостокразвития получило полномочия по согласованию федеральных целевых и государственных программ. Работа соответствующая стартовала, развернута. Мы очень ясно понимаем, что 23 государственные программы требуют выделения специального раздела для включения мероприятий, ориентированных на решение конкретных практических проблем на Дальнем Востоке.
Есть первые результаты в этом работе. В 7 государственных программах сформирован специальный дальневосточный раздел. Ведем работу по остальным программам.
В 2015 году объем финансирования Дальневосточного федерального округа из самых разных государственных программ составил 114,7 млрд рублей, и это на 33,3 млрд рулей больше, чем в 2014 году.
Продолжим эту работу, она непростая, трудоемкая объемная, нудная, но доводить ее до конца нужно.
С точки зрения комплексного развития Дальнего Востока, мы нашли новый формат взаимодействия с регионами. Показательно в этом плане совещание в Хабаровске, которое провел Председатель Правительства 4 апреля этого года.
Для каждого региона Дальнего Востока были сформулированы 2-3 самые главные проблемы, которые региону либо невозможно, либо крайне трудно решить без помощи федерального Правительства. В апреле мы это с вами сделали, коллеги, есть соответствующий протокол из 33 пунктов, который подписан Председателем Правительства. Работаем над его исполнением. Есть и первые результаты. Коллеги, которые занимаются бюджетом знают, что есть такое Постановление Правительства, определяющее порядок распределения федерального субсидирования регионов. Так вот – критерий численности регионов при распределении федеральных субсидий перестал быть обязательным. На прошлой неделе соответствующие изменения вступили в силу. Для регионов Дальнего Востока понятно, что это такое. Малочисленность бюджетного финансирования во многом с этим была связано. Там брали критерий численности на Дальнем Востоке, а на Дальнем Востоке мало людей, получали и мало федеральных денег. Какое ускоренное развитие в данном случае?
Это несоответствие на прошлой неделе Правительством было устранено. Кроме того, несколько примеров. Камчатский край – болезненная проблема задолженности по валютному кредиту, который возникло в связи с обязательствами ОАО “Геотерм”. Не раз и не два с губернатором это обсуждали. А в условиях, когда национальная валюта девальвировалась примерно в два раза, очевидно, что такой валютный долг для Камчатского края стал неподъемен. Хочу сказать, что решение о конвертации займа принято. Если изначально планировалось, что конвертация будет по курсу 39 рублей за доллар, то итоговое решение – 32 рубля за 1 доллар. Решили и вопрос о предоставлении налоговых льгот для Магаданской особой экономической зоны. Тоже соответствующая позиция Минфина изменилась. Решение принято.
Есть примеры, когда на заседаниях Правительства приходится корректировать проекты решений. Так, Магаданской области хотели выделить 200 тысяч рублей на поддержку молодых семей, однако, в итоге проделанной совместно нами с регионом работы, выделили более 20 млн рублей.
Таких примеров стало за последнее время много. Продолжим эту практику совместной работы с регионами Дальнего Востока по решению их проблем и задач.
Государственная программа по развитию Дальнего Востока. Считаю, что за истекший год в Правительстве шло интенсивное обсуждение самого главного вопроса, о котором следует сегодня сказать: как вообще должны соотноситься территориальные и отраслевые программы. Мы на практике столкнулись с ловушкой, когда очень часто федеральные органы исполнительной власти говорят о том, что есть же программа по развитию Дальнего Востока, вот давайте в ней и решайте проблему здравоохранения, образования, транспорта, жилья и всего на свете. Убеждены, что это неверно.
Юрий Петрович Трутнев вместе с Дмитрием Николаевичем Козаком, Александром Геннадиевичем Хлопониным проводили соответствующие совещания. Решением руководства Правительства принято, и соответствующий протокол подписан, что в государственной программе, в частности, нашей, по Дальнему Востоку, будет даваться информация, как Дальний Восток финансируется во все госпрограммы, которые его касаются. Это будет аналитический раздел. Мы будем видеть все деньги, во всех программах, но непосредственно нашими мероприятиями будут те мероприятия, за которые мы отвечаем с точки зрения ускоренного развития Дальнего Востока – территории опережающего развития, инвестиционные проекты, свободный порт Владивосток и все, о чем я говорил. Вот это наши мероприятия, и они никоим образом не отменяют иные, а дополняют их. Такая развязка благодаря совещаниям была в Правительстве найдена. В этом направлении будем двигаться.
ФЦП Курилы. Концепция подготовлена, в конце года утверждена, на июль запланировано рассмотрение в Правительстве проекта соответствующей федеральной целевой программы и ее продления.
Создание институтов развития на Дальнем Востоке. Напомню, что ключевым субъектом исполнения закона о территориях опережающего развития является Корпорация развития Дальнего Востока. Она создана 6 мая это года. 100 процентов акций этой компании принадлежит государству, права акционера осуществляет Минвостокразвития. С Минфином договорились о финансировании. В поправках закона о бюджете, который сейчас Дума принимает, для работы этой Корпорации выделено 169 млн рублей. Таким образом, организационные основания для старта работы Корпорации созданы.
Фонд развития Дальнего Востока. Юрий Петрович уже упомянул, что мы рассчитываем на то, что в этом году Фонд проинвестирует не менее половины средств, которыми располагает, то есть не менее 7,5 млрд рублей. Хочу отметить, что мы не забываем, работаем над той задачей, которая поставлена Президентом в части Фонда развития Дальнего Востока – Фонд должен докапитализироваться за счет новых налогов, которые дают проекты, стартующие на Дальнем Востоке. Соответствующее поручение было дано Президентом в рамках Послания Федеральному Собранию. Но понятна позиция наших коллег из Минфина – давайте сначала израсходуем имеющиеся средства, потом запустим этот механизм. Наверное, это разумно. Но мы об этом механизме не забываем, все соответствующие предложения у нас готовы.
Также отмечу, что в соответствии со вступившим в силу 30 марта этого года закона о территориях опережающего развития Правительство Российской Федерации создает Агентство по привлечению прямых инвестиций и Агентство по развитию человеческого капитала для развития Дальнего Востока.
Работа по отраслям. Безусловно одним из рычагов работы развития и подъема Дальнего Востока являются те отрасли, которые вносят значительный вклад в экономику макрорегиона. Это рыбохозяйтвенный комплекс. Целый ряд совещаний проводилось по этому поводу. Сформулированы соответствующие предложения. Суть их состоит в том, что мы должны очень взвешенно подходить к историческому принципу, понимая его и плюсы и минусы, работать над принципом "квоты в обмен на инвестиции", стимулировать его развитие и развитие инфраструктуры. Уровень принятия решений по данному вопросу нам понятен. Предложения мы готовим. Президиум Госсовета во главе с Владимиром Владимировичем Путиным по этим вопросам запланирован на Сахалине в сентябре этого года.
Лесная промышленность. По инициативе Минвостокразвития приоритеты развития лесного комплекса округа были рассмотрены под председательством премьер-министра России. По результатам сформулированы поручения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря прошлого года утверждены правила предоставления субсидий лесоперерабатывающим предприятиям ДФО.
30 декабря таким предприятиям перечислены субсидии в размере 1,5 млрд рублей. Тоже будем держать эту отрасль в фокусе своего внимания. Дальше над ней работать.
Энергетика ДФО. Проблемы нам хорошо известны. На совещании в Хабаровске в апреле они широко обсуждались. Сформулированы соответствующие решения, они публичны, хорошо известны. Состоят они в том, что необходимо двигаться по направлению выравнивания тарифа на Дальнем Востоке и остальной части Российской Федерации. По мнению энергетиков, это, пожалуй, самое серьезное изменение, которое возможно в энергетической сфере, в сфере энерготарифов за последние 10 лет. Расчеты показывают, что реализация такой модели на Дальнем Востоке позволит в среднем снизить стоимость электроэнергии на 20% по сравнению с существующим тарифом.
Судостроение. Целый ряд совещаний был в истекшем году, в которых мы принимали самое активное участие, в том числе под Председательством Президента Российской Федерации. Неоднократно отмечали, что пока мы не определимся с прогнозным заказом на суда, не соберем его в одном месте и ясно не будем предоставлять, то очень сложно говорить о инвестициях, которые могут прийти в обмен на этот достаточно большой заказ. Сегодня такой прогнозный заказ на суда сформирован. По оценкам экспертов, это сотни судов и несколько триллионов рублей.
Рациональным подходом является сотрудничество с крупнейшими судостроительными компаниями и локализация их инвестиций на Дальнем Востоке в обмен на этот заказ. Над этим работаем. Потенциал нашего Большого Камня в Приморском крае хорошо известен, как и работа компании Роснефть в этом направлении по созданию судостроительного комплекса «Звезда». На следующей неделе запланировано соответствующее совещание с участием потенциальных иностранных инвесторов, которых интересует создание ТОР под судостроительные инвестиции.
Развитие транспорта. Стартует проект модернизации БАМ и Транссиба, расширяющий возможности макрорегиона по глобальному транзиту. Важна поддержка авиаперевозок, доступного сообщения с центральными регионами страны. По нашей инициативе проходит целый ряд совещаний по этой теме. Их регулярно проводит Юрий Петрович Трутнев. По итогам года сформулировано 12 дополнительных маршрутов в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта. На развитие региональной маршрутной сети на Дальнем Востоке дополнительно из федерального бюджета выделено 650 млрд рублей. Также за этот период расширен список субсидируемых маршрутов с Дальнего Востока в европейскую часть и обратно. Благодаря этому соединили Благовещенск и Сочи, Благовещенск и Симферополь, Мирный и Санкт-Петербург. В ближайшее время появятся рейсы Петропавловск-Камчатский – Краснодар и Владивосток-Симферополь.
Межведомственное взаимодействие. Произошедшие за отчетный период на Дальнем Востоке события в отдельных регионах показали, насколько важно соблюдение законности при реализации политик развития в макрорегионе. 16 апреля этого года в Хабаровске состоялась совместная коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Минвостокразвития. По результатам сотрудничества сформирован наш совместный протокол, в котором отражены ключевые аспекты сотрудничества. Отмечу, что эти аспекты сотрудничества напрямую связаны с реализацией нашей повестки развития и обращу внимание на вступившую в конце прошлого года Постановление Правительства. Оно очень важно для развития малого бизнеса на Дальнем Востоке. Оно устанавливает, что с 1 июля этого года не менее 18% заказов госкомпаний должно отдаваться малому бизнесу. Мы специально в протоколе с Генпрокуратурой это отметили в качестве особого пункта объединения наших усилий, чтобы реально этот заказ на Дальнем Востоке дошел до малого бизнеса.
Работаем над новым форматом взаимодействия с гражданским обществом. Это формат, который предполагает общественное и государственное партнерство, это одна из ключевых доминант нашей работы. Мы хотим опираться на инициативы и проекты, которые рождаются в обществе. Первый тур такой работы провели. Активных, деятельных, состоятельных в плане дела людей смогли проявить в регионах Дальнего Востока. Формирующееся движение “Восточный вектор” – это, безусловно, открытая позиция для всех. Фактически это будет расширенный общественный совет Минвостокразвития, опирающийся на предложения дальневосточников. Интересно, что генерал-губернатор Корф в свое время во второй половине XIX века похожий проект реализовывал. Люди дела в то время назывались сведущими людьми. Они внесли очень большой вклад в развитие нашего Дальнего Востока. Думаю, что наши деды и прадеды не хуже нас понимали, как нужно заниматься государственной деятельностью. Тот успешный исторический опыт, который у нас в России существует, мы хотим также возродить и в дальнейшем реализовать.
Культурные и общественные проекты. Хочу отметить в уходящем году визит Патриарха на Дальний Восток. Состоялся разговор по существу о тех проблемах, которые у нас есть на Дальнем Востоке. Мы подписали протокол, ежеквартально проводим мероприятия по его практической реализации. В этом году также запланирован визит Патриарха на Дальний Восток, во время которого мы подведем итоги развития и такой формы сотрудничества.
Хочу отметить постановку спектакля «Крейсера», которая прошла в Приморском крае с аншлагами и продолжает идти. Будут гастроли в Москве. Яркие культурные события формируются во всех регионах. Например, юнги Северного флота в Магадане, мероприятия, посвященные героической обороне Петропавловска-Камчатского в Крымскую войну, Амурская экспедиция в Хабаровском крае и так далее.
Завершая, коллеги, хочу отметить, что фактически мы находимся в самом разгаре нашей работы. Думаю, что судьба нам даровала такую удивительную возможность послужить России, послужить подъему и развитию нашего Дальнего Востока, сделать то, о чем говорил Ломоносов, полагая, что мощь всей нашей страны будет прирастать Дальним Востоком, продолжить то, что делал Столыпин и реализовать то, к чему нас призывает Президент Российской Федерации – к подъему и успешному развитию нашего Дальнего Востока.
Также по теме:
- Председатель Правительства России: для опережающего развития Дальнего Востока используются новые инструменты и механизмы поддержки
- Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка рассказал в интервью телеканалу «Россия 24» об итогах работы Министерства в 2014 году
- Фонд развития Дальнего Востока провел семинар для предпринимателей, желающих работать на Дальнем Востоке