Почему Apple Watch — провал Тима Кука
В сентябре 2014-го Тим Кук начал презентацию Apple со смартфонов — iPhone 6 и 6 Plus были показаны уже на второй минуте мероприятия. Гендиректор компании ..., В сентябре 2014-го Тим
В сентябре 2014-го Тим Кук начал презентацию Apple со смартфонов — iPhone 6 и 6 Plus были показаны уже на второй минуте мероприятия. Гендиректор компании бегло похвастался характеристиками (их слили в Сеть за пару месяцев до релиза), а затем перешёл к действительно важной для себя части премьеры — умным часам. Про них до последнего дня никто ничего не знал: инсайдеры не раскрыли ни дизайн, ни название устройства. Публика искренне полагала, что гаджет получит традиционное имя (iWatch), но Кук справился с миссией, удивив и журналистов, и потенциальных покупателей. Чувствовалось, что про Apple Watch он рассказывает с особенной нежностью: это был первый продукт, целиком созданный Тимом, а не Стивом. И этот продукт мог забронировать Куку место в истории. Теперь, спустя два года, вспоминать то время слегка забавно. Например, в сентябре 2014-го главный дизайнер Apple Джони Айв заживо похоронил классические швейцарские часы, а сам Кук признался, что влюблён в Watch и не может без них жить. За красивыми словами пряталась главная проблема: у этого девайса минусов изначально было не меньше, чем плюсов. На короткой дистанции все недостатки оставались незамеченными: сработал имидж компании. В первый год продаж Apple Watch захватили больше половины рынка умных часов — в Купертино расценили промежуточный результат как настоящий триумф. Кук даже хвастался, что первые часы оказались популярнее, чем первый айфон. Но дальше предсказуемо начались трудности. В сентябре 2016-го аналитики из IDC выяснили, что нынешняя доля Watch на всём рынке носимой электроники — 7%, хотя ещё год назад этот показатель составлял 20,3%. В октябре IDC опубликовала ещё более трагическую статистику: за год продажи Apple Watch рухнули на 71,6%. Это самое заметное падение среди всех вендоров, которые делят рынок умных часов. Сигналы о кризисе на рынке швейцарских часов тоже были преждевременными. Да, продажи ползут вниз, но они направлялись туда и без Watch (обратите внимание на график ниже). Здесь дело скорее в смартфонах, а не в смарт-часах. Сейчас уже можно говорить о том, что Тим Кук не смог превратить перспективный тренд в настоящий мейнстрим. У краха Watch есть несколько причин: 1) Отвратительный цикл обновления. Основные продукты Apple выходят раз в год. Часы — раз в два года. Естественно, это связано с тем, что Watch — имиджевый аксессуар, но гиков не волнует истинное предназначение устройства, им важны функции. Учитывая, что вторые Watch отличаются от первых только присутствием GPS и водозащищённым корпусом, в ближайшей перспективе часам не светит ничего хорошего. 2) Ноль новых функций. Кук обещал, что мы не сможем представить себе жизни без Watch, но это его маркетологический просчёт: даже те, кто пользуется часами, уверяют, что самыми востребованными опциями для них так и остались уведомления и фитнес-трекер (то есть вещи, которые уже были в Android Wear и Tizen). 3) Зависимость от iPhone. Тим Кук сурово ограничил круг потенциальных владельцев, исключив из списка поддерживаемых устройств планшеты (iPad), плееры (iPod Touch) и другие смартфоны (Android). Итог: 10 миллионов реализованных часов за полтора года и безнадёжное падение продаж — Watch достигли потолка на своём рынке. 4) Высокая цена. В среднем умные часы стоят около 300—350 долларов. Apple за эти деньги предлагает лишь начальную модификацию, а другие производители — флагманские девайсы. Средние Watch стоят в районе 500 долларов — на уровне профессиональных спортивных часов. 5) Нерешённый вопрос с аккумулятором. Люди нередко заранее отказываются от Watch только потому, что их нужно заряжать раз в два дня. Пользователям этот компромисс вполне обоснованно кажется неудобным и несовременным. Наблюдать за стараниями Тима Кука и смешно, и грустно. Он постоянно показывает новые ремешки, делает спортивные версии (даже в коллаборации с Nike) и выбивает у разработчиков стабильные версии watchOS, но уже ясно, что в нынешнем форм-факторе и с нынешней функциональностью этот гаджет не взлетит. Судя по всему, майские слова Тима о том, что рынку смарт-часов надо дать ещё пару лет, окажутся пустыми: у Apple в это время не будет никаких кардинальных изменений. Провал Watch как массового продукта можно зафиксировать практически официально. Зато как коммерческий продукт смарт-часы Apple живее всех живых: те, кто покупает золотые версии (Edition), обеспечивают компании сумасшедшую маржу, а Куку — оправдание перед критиками и советом директоров.
Также по теме: