Где делают двигатели для самолетов Sukhoi Superjet 100
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178202/44848/0-1697c8-47892a49-xxl.jpg?nocache=791550[/img]
Недавно мне удалось побывать в Рыбинске, что в Ярославской области, а здесь живёт одна из ведущих двигателестроительных компаний России - ПАО «НПО «Сатурн». Конечно же, я не удержался и заглянул к ним на огонёк. Между прочим, именно они сейчас собирают авиационные двигатели для самолетов Sukhoi Superjet 100, кроме этого разрабатывают, производят и оказывают последующий сервис и других газотурбинных двигателей (ГТД) для гражданской и военной авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, а также кораблей и судов. Про эти «Рыбинские моторы», скажу по секрету, я давно слышал, я же из Перми, а у нас свои моторы имеются. Так вот долгое время эта парочка сильно неравнодушна была друг к другу. Одеяло каждый на себя перетягивал, мирились-сорились, даже обзывались, короче, сильная конкурентная любовь у них была. Но это всё в прошлом, их помирила АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), куда вошли оба эти предприятия.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178204/44848/0-1697c9-66c5116-xxl.jpg?nocache=948298[/img]
«НПО «Сатурн» ведёт свою историю аж с 1916 года, когда с высочайшего одобрения Николая II и на основе государственного кредита в Рыбинске был создан автомобильный завод АО «Русский Рено». В 1918 году большевики его взяли и национализировали, а впридачу поменяли и название. Стал он теперь называться «Государственный автомобильный завод № 3» (с 1920 года). Но и на этом решили не останавливаться, 1924 год предприятие отметило новой инициативой. Решением Совета Народных Комиссаров завод был передан в ведение Авиатреста для освоения и серийного производства новой для СССР продукции - авиационных двигателей. Завод вновь был переименован и теперь стал называться «Государственный авиационный завод № 26». В 1928 году была выпущена первая серия двигателей М-17 для самолетов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Так и началась его славная двигателестроительная история. Между прочим, на рубеже 1930-1940 годов завод был признан лучшим предприятием точного машиностроения в Европе. В 1934 году рыбинские моторостроители приступили к выпуску двигателя М-100 для скоростных бомбардировщиков СБ. За это завод был награждён орденом Ленина. С 1937 года рыбинцы стали производить двигатели конвейерным способом. К началу 1941 года выпускалось 12-17 двигателей в сутки, в мае 1941 года уже 45 штук в сутки.
Центральная проходная
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178205/44848/0-1697ef-55698bc3-xxl.jpg?nocache=921361[/img]
Прямо перед центральными проходными завода установлен памятник Павлу Александровичу Соловьеву. Поначалу я не обратил внимание, щёлкнул пару раз на свой фотик, а потом вдруг меня осенило - так это же Соловьёв, у нас в Перми есть даже улица в его честь. Ведь именно он является основоположником газотурбинного двигателестроения в нашей стране, а также автор легендарного турбореактивного двигателя-бестселлера Д-30 КУ/КП (самый массовый в отечественной гражданской авиации). Кстати, в название современного двигателя «ПС», как раз зашифрованы его инициалы - «Павел Соловьев». Поэтому предлагаю ещё немного заострить ваше внимание на этом выдающемся человеке.Родился Соловьёв 26 июня 1917 года в деревне Алекино Кинешемского района Ивановской области. Потом наш двигателестроительный гений поступил в Рыбинский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, который с отличием и закончил. По распределению судьба его в апреле 1940 года занесла к нам в Молотов (раньше так назывался наш город Пермь) на завод № 19 им. Сталина (сейчас «ОДК-Пермские моторы») где и начал трудовую деятельность в должности конструктора. В итоге уже в 1953 году он получил по заслугам, его назначали главным конструктором опытно конструкторского бюро завода № 19 имени Сталина (сейчас это «Авиадвигатель»), у руля которого он был на протяжении 35 лет (до 1988 года).В 1960 году под руководством Соловьёва был разработан двигатель Д-20П для самолёта Ту-124, ставший первым в СССР двухконтурным турбореактивным двигателем. В последующие годы в КБ Соловьёва были разработан ряд двигателей для Ту-134, Ми-10, Ил-76, Ту-154, МиГ-31. И тут мы опять возвращаемся к Д-30. Этот мотор разработанный в Перми в 1971 году было решено производить на мощностях в Рыбинске, более того наши пермяки не только предоставили всю документацию, но и помогли наладить соответствующее производство (в 1972 году началось серийное производство этого двигателя). Этим поступком сильно помогли рыбинцам, а себе в перспективе усложнили жизнь. Его последней разработкой стал двигатель Д-90, который в 1987 году получил в его честь название ПС-90. За заслуги в развитии советского моторостроения в 1966 году Соловьёву было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался он в Перми 13 октября 1996 года. Памятник в его честь в Рыбинске установили в 2001 году.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178209/44848/0-1697ee-44dd9861-xxl.jpg?nocache=682035[/img]
В октябре 1941 года, в связи с началом Великой Отечественной войны было принято решение часть оборудования и тысячи работников предприятия эвакуировать в Уфу. Правда уже весной 1942 года началось активное восстановление авиационного производства в Рыбинске, причём уже спустя несколько месяцев было запущено сначала ремонтное, а вскоре и серийное производство так необходимых фронту моторов. Новый-старый завод, получил порядковый № 36. В 1944 году в Рыбинске начат выпуск поршневого двигателя АШ-62ИР. До 1947 года такие двигатели производили для самолета Ли-2, а в 1947-1949 гг. для Ан-2.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178208/44848/0-1697cd-d9c4017c-xxl.jpg?nocache=951864[/img]
В послевоенный период завод начал производить вначале ТР-1 (1947 год), первый советский турбореактивный двигатель, а с 1948 года и поршневые двигатели АШ-73ТК для бомбардировщиков Ту-4. В конце 1950-х годов был освоен выпуск нового типа авиационной продукции - турбореактивных двигателей. Так, рыбинскими конструкторами разработаны двигатели серии ВД-7, устанавливавшиеся на стратегические бомбардировщики 3М, М-50, сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22. В 1960 году запущены в серию турбореактивные двигатели АЛ-7Ф-1 (конструктор А.М. Люлька) для истребителей бомбардировщиков Су-7Б, истребителей-перехватчиков Су-9. С начала 1970-х годов основу гражданского направления деятельности «Сатурна» составили двигатели разработки П. А. Соловьева - Д-30КУ и Д-30КП для самолетов Ил-62М и Ил-76, а с начала 1980-х годов - двигатель Д-30КУ-154 для пассажирского лайнера Ту-154М. Семейство двигателей Д-30КУ/КП/КУ-154, как я уже писал выше, стало самым массовым в авиационном гражданском секторе страны. В целом за историю существования рыбинским моторостроительным комплексом было спроектировано порядка 40 видов изделий, выпущено почти 50 тысяч авиационных двигателей для истребителей, бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских лайнеров. Правда, в непростое время 90-х завод выпускал: снегоходы, лодочные моторы, запасные части для сельхозтехники, станки с ЧПУ и т.д.В 1992 году Рыбинский моторостроительный завод преобразован в АООТ «Рыбинские моторы». А с 2008 года предприятие работает под крылом АО «ОДК», что позволило предприятию выйти на новые высоты.Сборочный цех
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178210/44848/0-1697c2-898fe01a-xxl.jpg?nocache=295728[/img]
Сборка Авиационного двигателя SaM146 для самолётов Sukhoi Superjet 100
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178211/44848/0-1697c3-e56127ba-xxl.jpg?nocache=715301[/img]
Турбовентиляторный двигатель со смешением потоков SaM146 - это уникальный пример сотрудничества российского и западного бизнеса. Объясню почему. В июле 2004 года была создана компания PowerJet, которая на паритетных началах принадлежит российской НПО «Сатурн» и французской компании Snecma Moteurs. Да, теперь они в радости и в горе договорились быть вместе, так что и убытки только пополам (надеюсь мы их и не увидим) и прибыль. В этой кооперации «НПО «Сатурн» отвечает за разработку и производство холодной части (вентилятора и компрессора низкого давления, турбины низкого давления), а также общую сборку двигателя и его испытания, а Safran Aircraft Engines - за горячую часть (газогенератор), а также коробку приводов, систему управления и осуществляет интеграцию силовой установки. И всё у них отлично получается.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178212/44848/0-1697c4-7e3efd54-xxl.jpg?nocache=530581[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178213/44848/0-1697c5-31ee7b20-xxl.jpg?nocache=525575[/img]
В итоге SaM146 стал первым производимым в России газотурбинным двигателем, получившим международный сертификат типа EASA. Лётные испытания двигателя проходили на «летающей лаборатории» Ил-76ЛЛ, в ходе которых было выполнено 28 полётов. Сертификационные испытания были завершены 27 мая 2010 года. Европейская сертификация была пройдена 23 июня 2010 года. Коммерческая эксплуатация самолетов SSJ100 с двигателями SaM146 началась в апреле 2011 года.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178214/44848/0-1697c8-47892a49-xxl.jpg?nocache=874118[/img]
Для любителей статистики:Максимальная тяга двигателя на взлетном режиме (NTO) - 7311 кгс, на чрезвычайном режиме (APR) - 7900 кгс.Удельный расход топлива на крейсерском режиме - 0.629 кг/кгс.ч.Степень двухконтурности - 4.43.Сухая масса (с мотогондолой) - 2150 кг.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178215/44848/0-1697c7-9935cd53-xxl.jpg?nocache=325440[/img]
Производственные мощности позволяют собирать восемь таких двигателей в месяц, а если партия скажет, то и десять.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178216/44848/0-1697cb-8f3bcebc-xxl.jpg?nocache=990366[/img]
Понимая, что это машиностроительное предприятие, если честно, я не ожидал такой красоты, чистоты и современности, поэтому, раз удивили - получайте от меня ЗаводычЛайк!
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178217/44848/0-1697ca-d8a7a47-xxl.jpg?nocache=520910[/img]
Едем дальше по территории от цеха к цеху, гляньте сами, как тут всё показательно чисто и к чему тогда придираться :)
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178218/44848/0-1697ce-1dc554e0-xxl.jpg?nocache=16361[/img]
А это уже Цех по обработке валов, рабочих и статорных лопаток
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178219/44848/0-1697d0-d7f0c086-xxl.jpg?nocache=940814[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178223/44848/0-1697d1-7ffae461-xxl.jpg?nocache=518741[/img]
На предприятии трудится свыше 12000 сотрудников.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178222/44848/0-1697d3-7eda682b-xxl.jpg?nocache=255915[/img]
Собственная вертолётная площадка
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178221/44848/0-1697d6-802042c5-xxl.jpg?nocache=90212[/img]
Здания Испытательного стенда
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178220/44848/0-1697d7-1419e155-xxl.jpg?nocache=913250[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178225/44848/0-1697d9-3bc6ca4a-xxl.jpg?nocache=156210[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178224/44848/0-1697d8-15354cba-xxl.jpg?nocache=408318[/img]
Испытательный стенд
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178226/44848/0-1697db-78a8c87a-xxl.jpg?nocache=883556[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178227/44848/0-1697de-61425123-xxl.jpg?nocache=39782[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178228/44848/0-1697dd-f8d9f5dc-xxl.jpg?nocache=562476[/img]
А ещё здесь есть потрясающий выставочный комплекс, но, к сожалению, на него совсем не осталось времени, пора было бежать. Очень надеюсь, что сюда я ещё вернусь и тогда за мной не заржавеет...
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178229/44848/0-1697e8-fcd97381-xxl.jpg?nocache=97848[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178232/44848/0-1697e5-f33a57a-xxl.jpg?nocache=190257[/img]
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178231/44848/0-1697e9-1b9f7541-xxl.jpg?nocache=357538[/img]
В настоящее время компания ежегодно выпускает порядка 600 двигателей различной тематики.
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178230/44848/0-1697ed-16038f02-xxl.jpg?nocache=407496[/img]
Большое спасибо организаторам Ломоносовского обоза-2017 за, что я попал в Рыбинск, очень здорово отработали пресс-службы АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (АО «ОДК») и ПАО «НПО «Сатурн», которые выполнили все мои хотелки, в очень не простой ситуации (кто в курсе тот поймёт) и отдельный респект, конечно, Любовь Калининой за экспресс экскурсию по заводу! Кстати, меня просили передать привет в Пермь коллегам, что я публично и делаю!
[img=right]http://defence.ru/assets/content/paragraph2/178234/44848/0-1697f1-cf5fedff-xxl-2.jpg?nocache=789082[/img]
Источник
Где делают двигатели для самолетов Sukhoi Superjet 100
Где делают двигатели для самолетов Sukhoi Superjet 100 http:defence.ruassetscontentparagraph2178202448480-1697c8-47892a49-xxl.jpg?nocache=791550 ..., Где делают двигатели для самолетовТакже по теме: