ЕЩЁ ОДИН ШАГ К ИСКУССТВУ ОПЕРНОГО ТЕАТРА В ХАБАРОВСКЕ
Обращаясь к архивным воспоминаниям назначенного в 1930 году главным режиссером Хабаровской музкомедии Дмитрия ДЖУСТО, написанным им к 50-летию театра, мы читаем:
«...И тут я должен упомянуть о другом музыкальном театре, а именно - об оперном театре. Он работал тогда параллельно с нашим… В составе оперного театра были квалифицированные силы, как-то: дирижер Зак, вокалисты Ребезова, Бюколова, Лопатин и другие. Был, конечно, оркестр, хор, балет... Театры существовали с большими трудностями… Вот тогда-то в театральном отделе УЗП (управления зрелищными предприятиями) и у меня одновременно родилась мысль объединить два театра в один музыкальный театр ДВК (Дальневосточного края), оперный театр расформировать и влить часть состава в театр музкомедии, в котором могли бы ставиться классические оперетты, комические оперы, оперы, также и балеты, и оперетты...»
Из приведенного примера, мы узнаем о существовании c конца 20-х годов ХХ века в Хабаровском крае оперного театра. Уже в те годы желание объединять или «оптимизировать» под одной крышей различные жанры привело в конечном счёте к победе востребованного в тогдашней среде революционно настроенных масс более «легкого» для восприятия - жанра музыкальной комедии или оперетты. Оперное и балетное искусство руководителями культурной сферы молодой республики тогда рассматривалось как пережиток буржуазного прошлого, и его планировали совершенно искоренить. К счастью, этим идеям было не суждено воплотиться в реальность. Однако, несмотря на периодически предпринимаемые в дальнейшем попытки, опера и балет в Хабаровске все же приостановили свое развитие.
Когда сегодня некоторые деятели культуры и все те же чиновники вновь заявляют о том, что оперу и балет необходимо «эволюционно» развивать в стенах театра музыкальной комедии (простите – с 2008 года переименованного видимо для этих целей в «Музыкальный театр»), хотелось бы отправить данных «товарищей» в исторический экскурс и напомнить, что эксперименты по объединению и «разводу» в истории Хабаровского театра уже ставили не раз. Достаточно лишь вспомнить объединение музыкального и драматического театра уже в начале ХХI века. И как показывала практика, ни к чему хорошему это никогда не приводило.
И все же, часто приходится слышать в дискуссиях весьма сомнительную аргументацию о какой-то известной только чиновникам «целесообразности». О том, что в Хабаровском крае многое «сложилось исторически»... Например, НЕВЕРИЕ, что люди задержатся здесь надолго!? Ответственные должностные лица не только исполнительной, но и законодательной власти Хабаровского края, отвечающие за культуру постоянно талдычат о «не том времени, кризисе, отсутствии денег» и других, мешающих, как «плохому танцору» вечных проблемах, которые блуждают в их сознании. Заражая своим неверием массы творческой интеллигенции, они видимо не желают нарушать своего привычного существования, банально распределяя «спущенный сверху» бюджет, приходя в уютные кабинеты, а по существу, просто мешая поступательному развитию общества.
Возможно это и есть одна из причин, тормозящих развитие Дальнего Востока. А если это лишь «фигуры речи» для объяснения более глубинных процессов в обществе, как отсутствие инициативы, нежелание что-то менять, создавать, строить, развивать, просто работать? Это не тот путь, который необходим сегодня Хабаровскому краю. Наоборот. Здесь необходимо создавать, развивать, искать новые пути решения. От любого противодействия в развитии смело нужно избавляться. Именно в т.н. «экономически нестабильное время» оперное и балетное искусство, как наиболее востребованный во всем мире универсальный жанр, необходимо развивать и в Хабаровском крае. Независимо от других жанров. И то, что финансы «подойдут» под обеспечение нового проекта, не затрагивая сложившиеся коллективы, не должно вызывать ни у кого сомнения. Шаг ли это к искусству, о котором думал в 30-е годы опереточный актёр и режиссёр Дмитрий ДЖУСТО, расформировывая оперный театр в Хабаровске? Безусловно. Но надеемся, что шаг теперь будет сделан уже в правильном, созидательном направлении.
Так же, как и в 20-е годы ХХ века, руководству Хабаровского края необходимо вновь задуматься не только о экономической составляющей в развитии региона, о самолетах и кораблях, спортивных и оборонных объектах, но и о приглашении новых, квалифицированных музыкантов, танцоров, учителей и других специалистов социальных отраслей. Не обращая многие годы внимание на кадровую политику в музыкально-театральной сфере, регион очень много растерял и сегодня варится по инерции в «собственном соку». От элементарного незнания, что делать и как решать вполне очевидные вопросы развития культурной сферы в обществе, как нам кажется, и появляются соблазнительные, лежащие на поверхности желания «удовлетворять возрастающие потребности населения» в основной своей массе за счет приезжих коллективов, не создавая подобающих условий для творческой самореализации жителей края.
Возрождение и реформирование музыкального, хореографического и театрального образования на территории Хабаровского края, создание Театра оперы и балета, приглашение из других регионов определенного количества квалифицированных специалистов, как это было на заре советской власти и как это практикуется в мире, несомненно создаст условия для полноценного развития начального, средне-специального и высшего театрального и музыкального образования, «оживления» общей культуры в крае. Решит кадровый голод его коллективов и повысит интерес зрителей к музыкальному искусству. Именно создание нового в области культуры и искусства явится показателем здорового развития общества и стабилизации жизни в Хабаровском крае, как это всегда было в наиболее судьбоносные времена развития нашего общества.
-------
Биографическая справка: ДЖУСТО (Тихомиров) Дмитрий Фаустович (1895-1985) - сын актрисы МХТ Е.Д. Тихомировой и итальянского певца Фаусто Джусто. Режиссер, артист оперетты провинциальных театров, Московского летнего театра "Эрмитаж" (1916), Петроградского Палас-театра под управлением К.А.Марджанова (1917), Московского театра оперетты (1922-1925), режиссер Харьковского театра музыкальной комедии (с 1925), Московского ансамбля оперетты (1941-1942), актер и режиссер Одесского театра оперетты (с 1944), художественный руководитель театра музкомедии в Бобруйске (с 1947); режиссер музыкальных фильмов Одесской студии телевидения; выступал на эстраде с исполнением своих текстов (с 1919).
Театр оперы и балета в Хабаровске будет!
Cоздание нового в области культуры и искусства явится показателем здорового развития общества и стабилизации жизни в Хабаровском крае, как это всегда было в наиболее судьбоносные времена разТакже по теме: